Interested Article - Классические китайские тексты

Китайские классические тексты (кит. 典籍 дяньцзи ) или китайские канонические тексты (кит. 經書 цзиншу ) представляют собой исторические, политические, философские и прочие тексты, преимущественно созданные до династии Цинь (221—207 до н. э.). Часть из них в разные периоды китайской истории входили в канон, являлись обязательными для сдачи государственных экзаменов . Количество и состав книг в каноне менялись (так, два из текстов четверокнижия были фактически главами из одной книги в составе конфуцианского пятикнижия ).

Большая часть классических текстов подверглись существенной редакции во времена династии Хань . Тогда же произошёл переход от понимания слова «цзин»-трактат к значению «канон, классический образец». Наибольшее распространение получило понятие конфуцианский канон (см. 四書五經, Тринадцатикнижие ), однако ему также следовали даосский и каноны.

Древнекитайский язык (кит. 古文 гувэнь) ранних классических текстов повлиял на формирование и стабилизацию классического китайского языка . Стремление к упорядочиванию и сохранению канонического наследия приводило к осуществлению таких проектов как изваяние классических текстов на каменных стелах 175 года : эта традиция существовала на протяжении всего имперского периода (221 до н. э. — 1911). К примеру, .

Происхождение и эволюция терминов

Дянь 典 и цзи 籍 относятся к традиции ведения хроник при дворах китайских царств доимперского периода. Наиболее известной из них является летопись царства Лу 鲁国, родины Конфуция. Её название (« Вёсны и осени ») и временные рамки были использованы для обозначения соотв. периода китайской истории. Палеографически, как дянь , так и цзи отсылают к ведению записей на бамбуковых пластинках (см. Бамбуковые анналы и ).

Понятие цзин представляет собой метафору из ткацкого дела: иероглиф изображает «основу» (прочные вертикальные нити для создания ткани). Это, соответственно, предполагает существование горизонтальных нитей вэй 緯 (« уток »), к которым стали относить апокрифы . Однако подобное иерархическое разделение возникло не сразу. Каждая из соревнующихся доимперских традиций имела свой канон, передаваемый и дополняемый последователями: это объясняет текстуальные наслоения и неоднородность в основанной массе текстов, приписываемых конкретным «авторам» (напр., Лунь-юй, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы). Некоторые из наиболее почитаемых канонов очевидно существовали параллельно в устной (театральной?) и письменной формах ( Шаншу , Шицзин ). Одно из наиболее ранних названий для канона, «шестикнижие» примечательным образом налагалось на более раннее понятие « »: ритуал, музыка, стрельба из лука, управление колесницей, каллиграфия и математика.

Источник —

Same as Классические китайские тексты