Казнь Марии Шотландской
- 1 year ago
- 0
- 0
«Казнь» (1999 ) — фантастический роман Марины и Сергея Дяченко . Удостоен премий « Странник » (Странник, 2000// крупная форма) и «Сигма» ( Сигма-Ф , 2000// крупная форма, романы).
Писательница Ирена Хмель несколько лет была замужем за учёным Анджеем Кромаром. Спустя некоторое время после развода она узнаёт, что её бывший муж создал альтернативную реальность , которая практически так же реальна, как и мир, в котором начинаются события. Параллельный мир, он же Модель, необходимо «свернуть», то есть уничтожить, но для этого нужно вытащить оттуда самого Создателя (Анджея). Ирена — единственный человек, который может проникнуть в модель из обычного мира.
Героиня последовательно посещает несколько моделей, созданных Анджеем. Первая из них — модель, «поведенная на законности»: «гипертрофированная судебно-следственная машина. Сверхжестокие приговоры… И вместе с тем — дикая преступность». Вторая модель — условно-средневековый мир, управляемый безличным Провидением, которое карает злые поступки и награждает добрые. Третья модель — безлюдный холодный мир. В четвёртой модели Ирена у замёрзшего озера встречает Анджея. Каждый из миров меньше предыдущего и сделан грубее — сужение пространства, похожее на круги Дантова ада .
По словам литературоведа Михаила Назаренко , «Казнь» представляет собой любопытный жанровый эксперимент: соединение « фэнтезийной » и «урбанистической» линий творчества Дяченко в рамках научной фантастики . В «Казни» сочетаются НФ о виртуальной реальности , смещённые реальности Филипа Дика , признаки вампирского ужастика (впрочем, не столько thriller , сколько suspense ), не вполне классическая фэнтези и притча .
Благодаря финалу романа становится ясно, что «Казнь» — роман о творчестве, о двух различных его видах, которые воплощают в себе образы Ирены и Анджея : с одной стороны, созидание живое и человечное, но несовершенное (Ирена), с другой — холодное и равнодушное мастерство-моделяторство (Анджей). Важную роль в романе играет исследование судьбы и души человека, отодвигающее на второй план и сюжет, и ситуацию выбора: финал романа — открытый, даже оборванный, и читатели не узна́ют, как Ирена вырвалась из виртуальной реальности; текст романа переходит в символическую плоскость .
Сами Дяченко отмечали :
Нас не столько смертная казнь интересовала, сколько взаимоотношения создателя и созданного, творца — и продукта творчества… Ирена в своем мире — посредственная литераторша, в мире Семироля — уже талантливая, в мире Река — вообще властительница дум…
Ирена и Анджей — два противоположных характера. Молодая сочинительница (ей нет и тридцати) Ирена Хмель — замкнутый, отгороженный от мира человек, мечтающий об оставшемся дома одеяле. Ирена не вписывается в окружающий её мир; её, кажется, выталкивает само мироздание .
Каждая последующая модель «выталкивает» Ирену всё сильнее: символически обозначенное противостояние писателя и мира; в то же время в каждой модели Ирена как писатель становится всё более значимой. Так, в первой из моделей Ирена, прочитав местный аналог своей дебютной книги, обнаруживает, что «ее РЕАЛЬНЫЕ первые рассказы и рядом не лежали с этим текстом — живым, упругим, многослойным, куда более НАСТОЯЩИМ, чем все ее попытки, и ученические, и более поздние» .
Анджей обрисован резкими штрихами, основные из его черт характера — стремление к абсолютному контролю и сверхценная фиксация на чём-то одном в каждый конкретный момент. Он решителен, предприимчив; Ирена пассивна. Он гениален, Ирена в изначальном мире максимум небездарна. Он создаёт судьбу, как свою, так и чужую, а Ирена плывёт по течению .
Однако сотворённые Анджеем личности оказались куда более интересными и значительными, чем он сам. Творение оказывается бо́льшим, чем творец; причём Анджей не может смириться с этим, даже заметить это. Доктор Ник, приговорённый к смерти за нелегальные аборты и практику эвтаназии , религиозный безумец Трош, адвокат-вампир Ян Семироль, рыцарь Рек, совершающий зло, чтобы быть бескорыстным, — все они глубже и сильнее собственного творца. До подлинного Создателя Анджею Кромару очень далеко .
Сила созданий Анджея — в их слабости и смертности. По словам Ирены, «Любой человек… следящий за птицей в небе… или стоящий на кладбище в толпе прочих и слышащий, как осыпается свежая земля… знает цену НАСТОЯЩЕМУ». Только тот, кто ничего не умеет, не может ничего потерять. Идея самоценного и самодостаточного творчества, к которому стремится Анджей, аморальна и вдобавок лицемерна: моделятор отлично знает, что нуждается в Ирене, хоть и, похоже, забыл, почему .
Центральный мужской персонаж романа — не Кромар, а вампир Ян Семироль, созданный Кромаром и превзошедший своего Творца. Для него характерны вальяжность, непоказная смелость, жёсткость и скрытая доброта, умение предугадывать поведение партнёрши на три хода вперёд .
Роман также печатался на польском (2006), украинском (2017) языках.