Кельх, Варвара Петровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Варва́ра Илиопо́льская ( Варвара Никомиди́йская , греч. Βαρβάρα της Νικομηδείας ; 273 , Никомедия — 306 , Никомедия , Ялова ) — христианская великомученица . Верующими почитается как защитница от внезапной и насильственной смерти .
Почитается Православной, Католической, Коптской, Армянской и Англиканской церквями как святая. В Католической церкви входит в число четырнадцати святых помощников . В Православной церкви её память совершается 4 (17) декабря , согласно Типикону — шестеричным богослужением, хотя в приходской практике Русской православной церкви чаще служится более торжественный полиелей . В Католической церкви память совершалась 4 декабря .
14 февраля 1969 года папа римский Павел VI апостольским посланием удалил из католического календаря имя Варвары с формулировкой: «ее деяния совершенно невероятны, и среди ученых существует много разногласий по поводу того, где она приняла мученическую смерть» .
В честь святой Варвары названо множество географических пунктов ( Санта-Барбара , Айия-Варвара ), а также астероид (234) Барбара , открытый в 1883 году.
Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском . Её отец — Диоскур (Диоскор) — был представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане . Он запер Варвару, отличавшуюся особенной красотой, в башне, чтобы скрыть её от посторонних глаз. В период заточения Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании Единого Создателя. Когда отец в целях её замужества разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение .
Когда её отец- язычник Диоскур узнал о христианском вероисповедании дочери, он разозлился и отвёл Варвару к правителю города Мартиану. Её заставляли отречься от христианской веры, но она отказалась. Варвару подвергли жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей , опаляли огнём. Правитель города Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью. Язычник Диоскур согласился стать палачом своей дочери: он обезглавил Варвару. Позднее Диоскура и правителя Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией.
Вместе со святой Варварой была казнена святая , открыто объявившая себя христианкой во время пыток святой Варвары.
В XIX веке французские археолог М. Л. Лаланн и писатель Ж. О. С. Коллен де Планси насчитывали три тела (в Египте, в Венеции и в Пьяченце) и две головы, находящиеся в разных местах, которые выдавались за мощи Варвары. Помимо этого, во множестве других церквей существовало огромное количество останков, выдаваемых за мощи Варвары; из-за чего Планси иронично писал о том, что количество мощей так велико, что для перевозки их потребовалось бы несколько шестиконных экипажей. Кроме того, согласно преданию, когда Варваре отрезали голову, из ран текло вместо крови молоко, и в некоторых монастырях, особенно в Италии, показывали склянки, наполненные молоком святой Варвары .
По преданию, в VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь . В 1108 году царевна Варвара Комнина , дочь византийского императора Алексея Комнина , перед отъездом на Русь попросила в дар у своего отца целебные мощи. Муж её, великий князь Святополк Изяславич (в крещении — Михаил), выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там целебные мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь . Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место (историки оспаривают некоторые факты: у Алексея Комнина не было дочери по имени Варвара, а женой Святополка, чьё имя неизвестно, скорее всего, была дочь чешского князя).
В 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Оссолинскому . В те же времена левая рука, находившаяся долгое время в Греции , была перенесена в город Луцк , где положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня . В 1650 году великий гетман литовский Януш Радзивилл , взяв приступом Киев, получил две частицы мощей от перстов и от ребра святой. Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому , а после его смерти попала в город Батурин , в монастырь Николая Чудотворца , где мощи благоговейно почитались как источающие чудесные исцеления.
В 1656 году киевский митрополит Сильвестр передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию .
В начале XVIII века киевским митрополитом Иоасафом (Кроковским) был составлен акафист святой великомученице Варваре, который и поныне поётся пред её святыми мощами.
При разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой Варвары были изъяты и переданы в музей. Ныне они покоятся во Владимирском соборе в Киеве, принадлежащем Православной церкви Украины .
Левая стопа святой находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон (Канада), — она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудыком) , который с 1952 года служил в Канаде .