Interested Article - Сократическая ирония

Римская копия бюста Сократа авторства Лисиппа . Лувр

Сократическая ирония — метод ведения диалога . Предполагает мнимые незнание и согласие с собеседником в начале беседы. Последующие уточняющие вопросы показывают ложность убеждений и невежество оппонента . Изначально в Древней Греции термин «εἰρωνεία» обозначал «самоумаление» и «притворство». Использование Сократом данного метода ведения диалога было обусловлено особенностями времени. Использование иронии позволяло философу не только оппонировать софистам , но и опровергать их доводы . По утверждению Сёрена Кьеркегора , «ирония вошла в мир вместе с Сократом». В качестве метода философской дискуссии, сократическая ирония потеряла своё значение в период поздней античности .

Роль иронии в методе Сократа

Изначально в Древней Греции слово «εἰρωνεία» обозначало «самоумаление», «самоуничижение», «прибеднение», «притворство». Этот термин был антонимом хвастовству . «Ирониками» называли граждан, которые стремились занизить размеры своего состояния, чтобы уменьшить сумму налогов .

Для Сократа «ирония» представляла приём диалога, когда изначально он мнимо соглашался с одним из участников беседы, а затем через ряд диалектических приёмов показывал ложность мнения оппонента. В результате тот оказывался в комичном и несколько униженном положении . Ирония, наряду с майевтикой и индукцией , стала одной из трёх неотъемлемых составляющих диалектического метода Сократа . Ирония Сократа представляла собой не только метод ведения дискуссии, но и являлась насмешкой над самоуверенностью оппонента, что могло вызывать раздражение собеседника. Философский смысл сократической иронии состоял в исключении догм, осознании главного тезиса сократовской мудрости: « Я знаю, что ничего не знаю ». Эта ирония побуждает человека к самопознанию, способствует его самосовершенствованию . Именно ирония как способ устранения самонадеянности стала основой развития сократической философии. Она способствовала устранению первоначальных мнений, появлению сомнений, тем самым расчищая дорогу для философского поиска истины, дальнейшего просвещения .

Возникновение сократической иронии было обусловлено требованиями времени. Сократ, согласно трудам младших современников Платона и Ксенофонта , философствовал среди хорошо знакомых с софистикой людей. Для них основным было не познание истины, а победа в конкретном споре. С такими собеседниками спорить было сложно. Ему нельзя напрямую указать на неверность его мнения, так как он увильнёт с применением одной из многих описанных софистами тактик. Ирония Сократа была эффективным методом противодействия софистам . Одновременно софистика, несмотря на свою парадоксальность, была лишена юмора. Доказательства невероятного приводили с полной серьёзностью. Скрытый в иронии Сократа юмор резко контрастировал этому философскому направлению .

Ксенофонт в « Воспоминаниях » приводит возмущение собеседника Сократа философа Гиппия , которое показывает эффективность метода сократовской иронии. Сократ спросил у Гиппия: «твоё открытие — великое счастье для людей: … я, конечно, не отстану от тебя, пока не услышу твоего рассказа об открытии такого великого счастья». В ответ Гиппий, чтобы не попасть в комичное положение, уходит от ответа: «ты этого не услышишь, … довольно с тебя и того, что ты над другими насмехаешься, — предлагаешь всем вопросы и опровергаешь их, а сам никому не хочешь дать отчёта и ни о чём не хочешь высказать своего мнения» .

Сократическая ирония хоть и задевает собеседника, оставляет ему возможность продолжить совместный поиск ответа на поставленные вопросы .

Влияние и оценки

Цицерон так охарактеризовал сократическую иронию: «Есть также особое утончённое притворство, когда говорится иное, чем думаешь; … когда с полной серьёзностью дурачишь всей своей речью, думая одно, а произнося иное. … тоньше всех и изящнее всех в этой иронии или притворстве был Сократ» .

Сократическая ирония у киников перешла в скандал и эпатаж. Особенностью их учения было неприятие норм поведения. Если Сократ высмеивал ложное и всевдосерьёзное мягко, то его последователи киники поступали грубо, эпатировали и оскорбляли. Пренебрежение к внешнему виду и мнению толпы стали «визитной карточкой» представителей кинической школы. Классическим примером пренебрежения к обществу стала дневная прогулка Диогена по улицам с фонарём. На вопрос: «Что он делает?», философ отвечал — «Ищу человека» .

В 1841 году Сёрен Кьеркегор написал, что «ирония вошла в мир вместе с Сократом» . Однако, в качестве метода философской дискуссии, сократическая ирония потеряла своё значение в период поздней античности. Христианская философия предполагала, что лукавство и обман вредят прежде всего тому, кто их высказывает. В научном дискурсе ирония теряет смысл, так как предполагает диалог между заинтересованными в познании истины людей, которые используют принятые в науке методы. Сократическая ирония «оживала» в периоды «философского межсезонья» — Ренессанса и романтизма .

Антиковед А. Ф. Лосев видел в сократической иронии одну из форм лжи и двуличия. Намеренное использование лжи в качестве метода познания, даже для достижения благой цели, неприемлемо. По мнению учёного, Сократ в своей иронии усовершенствовал ложь, придал ей принципиально новую лексическую форму .

Примечания

  1. Irony, Socratic // The Nuttall Encyclopædia (англ.) / edited by the Rev. James Wood. — 1907. 20 апреля 2021 года.
  2. (англ.) . collinsdictionary.com . . Дата обращения: 19 апреля 2021. 13 мая 2019 года.
  3. Платон . Гиппий больший (перевод А. В. Болдырева ) // Собрание сочинений в четырёх томах / Общая редакция А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, Л. Л. Τахо-Годи. Автор вступительной статьи и статей в примечаниях А. Ф. Лосев . — М. : Мысль, 1990. — Т. 1. — С. 388. — (Философское наследие). — ISBN 5-244-00451-4 .
  4. , p. 276.
  5. , с. 170—172.
  6. , с. 106.
  7. , с. 59.
  8. , с. 93—96.
  9. .
  10. , с. 59—60.
  11. , с. 173—175.
  12. , Воспоминания о Сократе IV. 4. 8—9.
  13. , p. 87.
  14. , с. 68—69.
  15. , Об ораторском искусстве. II. LXVII. 269—270.
  16. , с. 98.
  17. , с. 113—115.
  18. , с. 60.
  19. , с. 107—108.

Литература

  • Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия / Переводы и статьи С. И. Соболевского, В. Г. Боруховича, Э. Д. Фролова. — М. : Ладомир, 2003. — 5100 экз. ISBN 5-86218-197-0 .
  • Марк Туллий Цицерон . // Три трактата об ораторском искусстве / Под редакцией М. Л. Гаспарова. — М. : Наука, 1972.
  • Безгодов Д. Н. Ирония в сократическом методе: механизм и относительная ценность // Общество: философия, история, культура. — 2015. — № 6 . — С. 57—61 . — ISSN .
  • Гаджикурбанова П. А. // Этическая мысль / Институт философии РАН. — 2006. — Вып. 7 . — С. 110—126 .
  • Кессиди Ф. Х. Сократ. — второе. — М. : Мысль, 1988. — ISBN 5-244-00026-8 .
  • Королёва Л. Д. // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад.. — М. , 1998. — Т. 5. — С. 74—77.
  • Нерсесянц, В. С. . — М. : Наука , 1977. — 152 с. — ( Научные биографии и мемуары учёных ).
  • Несмеянов Е. Е. // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 4 . — С. 105—109 .
  • Суриков, И. Е. Сократ. — М. : Молодая гвардия , 2011. — 384 с. — ( Жизнь замечательных людей ). — 5000 экз. ISBN 978-5-235-03455-6 .
  • Vlastos G. (англ.) // The Classical Quarterly. — Cambridge University Press, 1987. — Vol. 37 , no. 1 . — P. 79—96 .
  • Wolfsdorf David. (англ.) // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. — Wiley, 2007. — Vol. 65 , no. 2 . — P. 175—187 .
Источник —

Same as Сократическая ирония