Фигуры речи
- 1 year ago
- 0
- 0
Фигу́ра ре́чи ( ритори́ческая фигу́ра , стилисти́ческая фигу́ра, оборот речи ; лат. figura от др.-греч. σχῆμα ) — термин риторики и стилистики , обозначающий различные речевые конструкции, которые придают речи стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.
Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии , так и в прозе .
Античные риторы рассматривали риторические фигуры как некие отклонения речи от естественной нормы, «обыденной и простой формы», некое искусственное её украшение. Современный взгляд, напротив, исходит скорее из того, что фигуры — естественная и неотъемлемая часть человеческой речи.
Среди фигур речи со времён античности выделяют тропы (употребление слов в переносном смысле) и фигуры в узком смысле слова (приёмы сочетания слов) — хотя проблема четкого определения и разграничения того и другого всегда оставалась открытой.
Древнегреческий философ и оратор Горгий ( V век до н. э. ) настолько прославился новаторским использованием в своих речах риторических фигур, что на долгое время они получили название «горгианские фигуры».
Фигуры речи рассматривал Аристотель ( IV век до н. э. ) и более подробно разрабатывали его последователи ; так, Деметрий Фалерский ( IV — III века до н. э. ) ввёл разделение на «фигуры речи» и «фигуры мысли».
Риторика активно развивается в древнем Риме: в I веке до н. э. фигуры и употребление слов в переносном значении рассматриваются в анонимном трактате « Риторика к Гереннию » и у Цицерона (который придерживается деления фигур на «фигуры речи» и «фигуры мысли», не стремясь к дальнейшей их систематической классификации) ; в I веке н. э. у Квинтилиана появляется деление на четыре вида фигур: прибавление , убавление , замена (одного слова другим), перестановка (слова на другое место) .
В эпоху эллинизма , а затем в средние века учёные и схоласты углубляются в детальную классификацию всевозможных тропов и фигур, коих было в результате выделено более 200 разновидностей.
Фигуры речи делятся на тропы и фигуры в узком смысле слова. Если под тропами понимается употребление слов или словосочетаний в несобственном, переносном значении, иносказание, то фигуры представляют собой приёмы сочетания слов, синтаксической ( синтагматической ) организации речи. При этом разграничение не всегда однозначно, относительно некоторых фигур речи (таких как эпитет , сравнение , перифраз , гипербола , литота ) имеются сомнения: относить их к фигурам в узком смысле слова или же к тропам. М. Л. Гаспаров и многие другие литературоведы рассматривают тропы как «фигуры переосмысления» значения слов, поэтому перифраз (фигура детализации значения), гипербола (фигура с усилением значения), литота (фигура с уменьшением значения), а также сравнение и эпитет тропами в строгом смысле не являются .
Общепринятой систематики фигур речи не существует, в разных грамматических школах различаются терминология (названия фигур) и принципы их классификации.
Традиционно фигуры речи (по преимуществу фигуры в узком смысле слова) делили на фигуры слова и фигуры мысли . Разница между ними проявляется, например, в том, что замена слова на близкое по значению разрушает фигуры слова, но не фигуры мысли. Фигуры мысли легко поддаются переводу на другой язык, в отличие от фигур слова. В некоторых случаях отнесение фигуры к одному или другому виду не очевидно (например, в случае антитезы ).
Вслед за Квинтилианом фигуры (по преимуществу фигуры слова) подразделяли на четыре группы (« Quadripartita ratio »), выделяя фигуры, образованные путём: прибавления ( adiectio ), убавления ( detractio ), замены ( immutatio ), перестановки ( transmutatio ).
Некоторые распространённые фигуры речи в традиционной классификации:
- Фигуры :
- Фигуры слова :
- Фигуры прибавления : разного рода повторы, точные и неточные: анадиплосис , мезархия , анафора , эпифора , симплока , градация , полиптотон , многосоюзие , плеоназм
- Фигуры убавления : эллипсис , бессоюзие , зевгма
- Фигуры перестановки (размещения) : параллелизм (виды: антитеза , изоколон , гомеотелевтон ), инверсия (включая гипербатон ), хиазм , парентеза
- Фигуры замены : «когда одно слово используется вместо другого», например «в случае глагола мы получаем солецизмы рода , времени , лица » : .
- Фигуры мысли :
- Тропы :
В литературе XX века фигуры нередко делят на семантические и синтаксические . Так, Ю. М. Скребнев называет семантическими фигурами: сравнение , восходящую и нисходящую градацию, зевгму , каламбур , антитезу , оксюморон ; синтаксическими: фигуры убавления ( эллипсис , апосиопеза , просиопеза , , асиндетон ), фигуры добавления ( повтор , анадиплозис , пролепсис — одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения, полисиндетон ), различные виды инверсии , риторический вопрос , параллелизм , хиазм , анафору , эпифору , симплоку .
Согласно концепции В. П. Москвина, фигуры систематизируются по их соотношению с теми качествами речи, реализации которых они служат. Качества речи представляют собой параметры её оценки с точки зрения нормы. Все качества речи подразделяются по отношению к норме на два типа: 1. Положительные: благозвучие, богатство, изобразительность, краткость, логичность, однозначность, правдоподобие, правильность, разнообразие, точность, уместность, ясность. Существуют средства, предназначенные для создания положительных качеств речи: так, приёмы ухода от тавтологических повторов (местоименная замена, синонимическая замена, перифразирование и др.) создают разнообразие речи. 2. Отрицательные: алогизм , двусмысленность , неблагозвучие, неправдоподобие, неправильность, неточность, неясность, однообразие. Отрицательные качества речи могут быть: а) случайными, такие качества речи расцениваются как ошибки; б) нарочитыми: существуют классы приёмов построения нарочито алогичной, двусмысленной, неправдоподобной, неясной речи. Как видим, «фигура становится ошибкой, если она не преднамеренна, а случайна», и «сколько есть фигур, столько же есть ошибок» : так, фигура повтора соотносима с тавтологией по признаку мотивированного / немотивированного нарушения требования разнообразия речи. Поскольку все выразительные приёмы предназначены для реализации указанных качеств речи, такие приёмы целесообразно систематизировать по их соотношению с качествами речи.
Учёные из Группы Мю в книге «Общая риторика» (1970) предложили общую классификацию риторических фигур и тропов по уровню языковых операций, разделив их на четыре группы: метаплазмы (уровень морфологии — операции с фонетическим и/или графическим обликом языковой единицы), метатаксис (операции на уровне синтаксиса ), метасемемы (операции на уровне семантики — значения языковой единицы) и металогизмы ( логические операции). Сами операции они разделили на два основных типа: субстанциальные и реляционные. «Первые операции меняют субстанцию единиц, к которым они применяются, вторые же меняют только позиционное отношение между этими единицами». К субстанциальным операциям относятся: 1) убавление, 2) прибавление и 3) убавление с прибавлением (к каковому сочетанию сводится замена Квинтилиана); единственной реляционной операцией является 4) перестановка.