Interested Article - Мандевиль, Бернард де

Бе́рнард де Ма́ндевиль ( англ. Bernard de Mandeville ; 15 ноября 1670 , Роттердам , Южная Голландия 21 января 1733 , Хакни , Большой Лондон ) — английский философ, сатирический писатель и экономист, доктор медицины.

Биография

Бернард Мандевиль родился 15 ноября 1670 года в Роттердаме (по другим сведениям в Дордрехте ), в семье потомков французских эмигрантов — по видимому нормандских гугенотов . Представитель династии медиков — его прадед был известным в своё время врачом, членом городского управления и ректором латинской школы в Неймегене . Врачами были также его дед и отец.

Учился в Роттердаме в эразмианской школе в 1678—1685 годах. В октябре 1685 года поступил в Лейденский университет , где помимо медицины занимался ещё философией и в 1689 году защитил, написанную под влиянием идей Декарта , диссертацию на тему «Философские рассуждения о действиях неразумных существ» . В 1691 году окончил университет получив степень доктора медицины. Некоторое время путешествовал по Франции и Италии.

Его семья вынуждена была бежать из Роттердама поскольку принимала некоторое участие в выступлении нидерландского политика Корнелиса Костермана против налогообложения . Бернард тоже перебрался в Англию, где занимался врачебной практикой, специализируясь по нервным и психическим заболеваниям, много времени стал уделять литературной работе. В 1703—1704 годах выходят подряд три сборника его стихотворных подражаний Лафонтену , Эзопу и Скаррону .

Бенджамин Франклин , вспоминал, что во время первого посещения им Англии, ему представили Мандевиля в захудалой лондонской таверне: «который имел там клуб; душой этого клуба был сам Мандевиль — очень остроумный, весёлый товарищ» .

Последние произведения Мандевиля датируются 1732 годом («Исследование о происхождении чести и о пользе христианства в войне» и «Письмо к Диону»). Умер 21 января 1733 года в Лондоне.

Басня о пчёлах

В художественной форме Мандевиль в сатире «Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными» (The Grumbling Hive: Or knaves turn’d honest, 1705) выразил идею, что расточительность есть порок, способствующий торговле, а жадность, напротив, вредит коммерции. Сатира была переиздана под названием « Басня о пчёлах , или Частные пороки — общественные выгоды» (The Fable of the Bees: Or private vices, publick benefits, 1714, русский перевод 1924). В этом произведении доказывается в аллегорической форме, что общество, решившее ради сбережений расстаться с роскошью и сократить вооружения, ждёт печальная участь. Решением суда присяжных английского графства Мидлсекс в 1723 году басня была признана вредной.

Вольтер посвятил ей свою сатирическую басню «Марселец и лев» (впервые опубликована в 1768 году). В предуведомлении Вольтер признал, что некоторые её «философические мысли» заимствованы из Мандевиля.

Идеи

Fable of the bees , 1924

Философия Мандевиля была камнем преткновения его времени и рассматривалась как ложь и цинизм, унижающие достоинство. Основной тезис Мандевиля состоит в том, что действия людей не могут быть разделены на низшие и высшие. Высокая жизнь людей является лишь фикцией, введенной мыслителями и правителями для упрощения отношений в обществе и управления. На самом деле добродетель — это ущерб коммерческому и интеллектуальному прогрессу государства. Добродетель он определяет как каждое действие, к которому человеку следовало бы стремиться для завоевания симпатий других людей, исходя из рациональных устремлений быть хорошим. Развитие государства происходит из пороков (эгоистические действия человека) одних, которые с помощью изобретений и циркуляции капитала стимулируют общество к действиям и прогрессу. Мандевиль приходит к выводу, что порок является необходимым условием для экономического процветания. И Смит и Мандевиль считают, что коллективные действия людей приводят к общественному благу. Однако то, что отличает его от Смита, — это вопрос о катализаторе общественного блага.

К. Маркс в «Теориях прибавочной стоимости», образующих четвёртый том « Капитала », высоко оценивая взгляды Мандевиля, писал, что «Уже Мандевиль в своей „Басне о пчелах“ (1705) доказывал производительность всех возможных профессий и т. д., и у него уже видна общая тенденция всего этого рассуждения: „То, что мы называем в этом мире злом, как моральным, так и физическим, является тем великим принципом, который делает нас социальными существами, — является прочной основой, животворящей силой и опорой всех профессий, и занятий без исключения; здесь должны мы искать истинный источник всех искусств и наук; и в тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не разрушиться совсем“.

Только Мандевиль был, разумеется, бесконечно смелее и честнее проникнутых филистерским духом апологетов буржуазного общества» .

Основные произведения

  • «Свободные мысли о религии, церкви и национальном счастье» (Free Thoughts on Religion, the Church and National Happiness, 1720).

Примечания

  1. Bernard Mandeville // (фр.) — 2007.
  2. (англ.) — 1997.
  3. (англ.) . www.litencyc.com. Дата обращения: 19 октября 2018. 19 октября 2018 года.
  4. E. J. Hundert. . — Cambridge University Press, 2005. — 304 с. — ISBN 9780521619424 . 19 октября 2018 года.
  5. Ян де Фрис. . — Litres, 2018-05-25. — 465 с. — ISBN 9785041165840 . 19 октября 2018 года.
  6. . old.nkozlov.ru. Дата обращения: 19 октября 2018. 19 октября 2018 года.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Апологетическая концепция производительности всех профессий // Собр. соч. — изд. 2, т. 26, ч.1. — М. , 1962. — С. 394—395.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Мандевиль, Бернард де