Interested Article - История хентая

Появление и развитие хентая , порнографической манги и аниме , во многом обусловлено специфично японским культурно-историческим отношением к эстетике и сексуальности . Манга и аниме в Японии в своём современном виде начали становление во время и после Второй мировой войны . Современный хентай же получил своё развитие лишь в 1970-х годах , когда манга начала коммерциализироваться, а читательская аудитория , успевшая полюбить её в детстве, — взрослеть . Чтобы снова привлечь читателей, мангаки стали включать в свои работы элементы эротики и кровавые сцены . Японские законы, действовавшие со времён Второй мировой войны до начала 1990-х годов, запрещали графическое изображение половых органов , поэтому создатели хентая, как и любых других продуктов, содержащих порнографические элементы, были вынуждены подвергать их частичной цензуре или изображать схематически или символически . Цветы и раковины символизировали влагалище женщины , а змеи, фрукты, овощи — мужской половой член . Также использовались другие приёмы, например, половые органы прикрывались с помощью эстетического бондажа — сибари .

Ранний период

Сюнга , ок. 1820 года,
частная коллекция
Сюнга периода Мэйдзи . Неизвестный автор, ок. 1900 года

Большинство исследователей согласны в том, что эротическая манга и аниме берут своё начало в период Эдо (1600—1868) или даже ранее, хотя невозможно в точности определить, насколько сильно влияние данной культурной традиции распространилось на современных аниматоров . В период Эдо возникает интерес к жанру бытового романа , сюжеты в котором зачастую носили эротический характер. По форме кибёси представляли собой рассказы в рисунках, снабжённые краткими текстовыми пояснениями .

Кроме того, появляется новое направление в изобразительном искусстве — укиё-э . На гравюрах в этом стиле фигурировали не только гейши и популярные актёры : авторы сюнги ( яп. 春画 , букв. «весенняя картинка») изображали порнографические сцены, где персонажи с преувеличенно огромными половыми органами принимали самые разнообразные позиции , вступали в половые акты с демонами мужского и женского пола, призраками, животными . Персонажи редко изображались полностью обнажёнными, они одеты в свободные кимоно, что было призвано дополнительно стимулировать сексуальное возбуждение . Оригинальность сюжетов приветствовалась и была важна из-за высокой конкуренции на рынке . Наивысшей популярностью сюнга пользовалась в XVIII—XIX вв. Она в образовательных целях изучалась девушками, которые вскоре должны были вступить в брак . После Реставрации Мэйдзи (1868) сюнга стала нелегальной , однако она оказала большое влияние на визуальный ряд и сюжеты современной японской порнографии .

1960—1970-е годы

Первые аниме

Первым произведением в жанре хентая должно было стать аниме «Освежающий корабль» ( яп. 涼み舟 Suzumibune , 1932 г.) , незаконченное по причине изъятия полицией. Работа над ним была завершена только наполовину . Следующая серьёзная попытка объединить эротику и японскую анимацию была предпринята лишь в конце 1960-х годов. По инициативе Осаму Тэдзуки , старавшегося поправить финансовые дела своей компании Mushi Production и привлечь в индустрию аниме взрослую аудиторию, была снята экранизация « Тысяча и одной ночи » Senya Ichiya Monogatari (1969) — первая часть эротической трилогии «Анимерама» (анимация + синерама + драма ), куда впоследствии вошли Cleopatra (1970) и Kanashimi no Belladonna (1973) . Для работы над Senya Ichiya Monogatari было нанято в общей сложности 60 000 сотрудников, а его создание заняло примерно полтора года .

Хотя надежды Осаму Тэдзуки не оправдались, под влиянием его произведения конкурирующая компания Leo Production ( レオ・プロダクション ) в том же году выпустила другую эротическую аниме-версию «Тысяча и одной ночи», Maruhi Gekiga Ukiyoe Senya Ichiya ( яп. ㊙劇画 浮世絵千一夜 ) в стиле укиё-э . У неё также были проблемы с законом, а показ в кинотеатрах был разрешён только после того, как были вырезаны шесть наиболее откровенных сцен . В целом, мультипликация в те годы рассматривалась как чисто детское направление кинематографа ; хотя в 1963 году комедийный эротический аниме-сериал Sennin Buraku транслировался по телевидению в ночном блоке . Последней эротической работой, показанной в кинотеатрах, стала Yasuji no Pornorama Yacchimae (1971) .

Эротическая манга

Обложка первого тома Harenchi Gakuen (1969 год, Shueisha )

Порнография в послевоенной Японии не была отделена от массовой культуры, как в Великобритании или США, и порнографические изображения долгое время появлялись в средствах массовой информации наравне со специализированными журналами . До 1960-х годов основной аудиторией манги считались дети . В 1968 году корпорация Shueisha готовила к выпуску журнал манги Shonen Jump , который, по замыслу Shueisha, должен был составить конкуренцию изданиям для мальчиков от компаний Kodansha ( Shonen Magazine ) и Shogakukan ( Shonen Sunday ). Одной из первых работ, публиковавшихся в Shonen Jump , стала комедийная манга Harenchi Gakuen (букв. «Бессовестная школа») Го Нагаи , которая мгновенно обрела значительную популярность и подняла тиражи только что созданного журнала до миллиона экземпляров . Действие этого произведения происходит в школе, где ученики мужского пола и преподаватели заняты тем, что подглядывают за полуобнажёнными школьницами и пытаются разглядеть женские трусики .

Несмотря на то, что по современным стандартам содержание Harenchi Gakuen считается достаточно невинным , в своё время она подверглась суровой критике за вульгарный сюжет, излишнюю откровенность, демонстрацию подростковой сексуальности и повлекла протесты учителей, женских ассоциаций и родительских комитетов . Родители устраивали публичные сожжения Harenchi Gakuen . Тем не менее, эта и другая эротическая манга Го Нагаи публиковалась в крупнейших журналах того времени: Kekko Kamen (1974) выходила в Shonen Jump , (1974) — в Shonen Sunday , (1979) — в Young Jump . Автор оказал огромное влияние на мир манги и на японское общество , став первопроходцем « этти » — аниме и манги, в которых содержатся намёки на эротические сцены или юмор с сексуальным подтекстом .

В 1970-х годах появляются первые работы, посвящённые тематике гомосексуальной любви, но в ранней юри - и яой -манге эротическая составляющая отсутствовала . Откровенный по содержанию яой существовал в форме любительской манги — додзинси — создаваемой фанатами либо по оригинальным сюжетам, либо по мотивам других популярных произведений .

Эрогэкига

Журнал экспериментальной манги Garo , созданный в 1964 году , открыл дорогу движению эротической гэкиги — откровенной манги с реалистичным рисунком . В 1970-х годах индустрия манги испытала бум эрогэкиги . Тираж Garo к 1971 году достиг 70 тыс. экземпляров. В нём публиковалась авангардная манга и эрогуро . Цензурные ограничения способствовали тому, что в произведениях вместо предельно откровенных сексуальных сцен содержались сцены крайней жестокости и демонстрировались различные сексуальные девиации . Гэкига считалась искусством андеграунда , редакторы журналов практически не контролировали авторов и позволяли им рисовать что угодно . В 1973 году появился первый журнал эрогэкиги Manga Erotopia , в котором печатались Тосио Маэда , популяризовавший жанр «эротического », , автор кровавой Nyohanbo ( 女犯坊 , «Монах-насильник») , Кадзуо Камимура и двадцатичетырехлетний Масару Сакаки, чьи тщательно прорисованные женские изображения стали настолько популярны, что печатались целые выпуски, посвящённые исключительно его работам . За Manga Erotopia последовали Manga Erogenika (1975) и Manga Alice (1977) . Чтобы избежать проблем с полицией, Manga Alice распространялся через торговые автоматы . Оттуда вышли такие авторы, как Ёко Кондо, и . Последний получил премию Сэйун за работу из Manga Alice . Популярность эрогэкиги упала к 1980-м годам вместе с популярностью реалистичной рисовки, когда Японию, по выражению исследователя Фредерика Шодта , охватил « лоликонный вирус» — в эротической манге повсеместно встречались откровенные сцены с участием девочек 8—12 лет .

1980-е годы

«Золотой век аниме»

1980-е годы называют «Золотым веком» аниме . Распространение кассетных видеомагнитофонов и проигрывателей лазердисков вернуло на рынок порнографию , с тех пор занимающую солидное место в индустрии видеофильмов . Первым аниме в формате OVA -сериала стала научно-фантастическая драма Dallos , выпущенная в декабре 1983 года; а уже третье в истории OVA было хентаем. Из семнадцати OVA, созданных в течение 1984 года, одиннадцать были порнографическими .

Два первых эротических OVA-сериала — Lolita Anime и Cream Lemon — появились в 1984 году . Оба вписывались в цензурные ограничения, в частности, запрет на демонстрацию лобковых волос . Cream Lemon , называемый одним из наиболее значимых явлений в анимации 1980-х годов , сочетал секс и эротику с пародиями на популярные мангу и аниме . Большая часть его серий не была объединена персонажами и сюжетами и представляла собой отдельные новеллы разных жанров с одним лишь общим условием — минимум один половой акт. Помимо разнообразия сюжетных мотивов, в сериале была представлена большая часть известных половых извращений с уклоном в лесбийский и садомазохистский секс . В создании Cream Lemon принимали участие такие впоследствии известные аниматоры, как ( Fight! Iczer One ) и ( Blood: The Last Vampire ) .

Следующим после Cream Lemon крупным событием в мире хентая стал выход манги Тосио Маэды « Уроцукидодзи. Легенда о сверхдемоне » (1986), получившей известность благодаря откровенности, жестокости и особенно наличию сцен изнасилований девушек огромными щупальцами — « тентаклями » . В представлении западного зрителя тентакли являются символом хентая . Аниме, снятое по мотивам «Уроцукидодзи» в 1987 году, выделяли из ряда подобной продукции «качественная анимация и лихо закрученный фантастический сюжет с налетом мистики и оккультизма » . Оно стало чрезвычайно популярным в США и Европе и породило множество сиквелов . Тосио Маэда объяснял, что выдумать фантастическое существо с щупальцами в качестве одного из главных героев его вынудило японское законодательство, запрещающее изображение откровенных сексуальных сцен между людьми, в то время как у его вымышленного персонажа — демона — отсутствовал человеческий половой член . Под влиянием манги Тосио Маэды в 1980-х годах были сняты Legend of Lyon Flare (1986) , Battle Can Can (1987) и другие аниме, в которых присутствуют персонажи с тентаклями.

Бум лоликона в Японии

Стиль « каваий » (букв. «прелестный», «хорошенький») до сих пор пользуется в Японии большой популярностью

В 1980-х годах Японию охватил « лоликонный бум» . Традиционная порнографическая манга начала значительно уступать в популярности лоликону. Типичным персонажем рисованной порнографии стала юная школьница в соответствующей форме , держащая плюшевую игрушку . Исследователи считают, что ключевую роль сыграл — он вывел на поверхность «скрытую сексуальность, которую многие фанаты находили в подростковых героинях Тэдзуки и Хаяо Миядзаки » . Его додзинси «Кибела» ( яп. シベール сибэ:ру ) содержала эротические изображения «мультяшных девочек» (например, Красной Шапочки ), правда, манга была не порнографической, а комедийной . Хидэо Адзума первым обратил внимание на эротизм плавных линий . По воспоминаниям критика Кэнтаро Такэкума, милые персонажи в стиле « каваий » (букв. «прелестный», «хорошенький») у Адзумы «внезапно занялись сексом» . После Адзумы стиль рисунка в хентае клонился в сторону нереалистичной эстетики, у которой появилось много фанатов . Свою роль сыграли цензурные ограничения: запрет на показ лобковых волос привёл к распространению в хентае персонажей- подростков , совсем юных девушек . Взрослых женщин изображали в том же стиле . Появился термин бурикко ( ブリッコ ) — опытная взрослая женщина, ведущая себя как невинная девочка .

В начале 1980-х начали выходить специализированные журналы лоликонной манги и . Аниме Lolita Anime и Cream Lemon 1984 года также способствовали популяризации тематики . Позднее в том же 1984 году было снято другое Lolita Anime по мотивам манги Аки Утиямы ( ), известного лоликонного автора . Массовая популярность лоликона привела к тому, что манга Утиямы, рисовавшего, в частности, младенцев в подгузниках в сексуальном контексте, выходила в широкодоступном журнале для мальчиков Shonen Champion . В конце 1980-х годов такие откровенные работы, как и Ikenai! Luna Sensei ( ), свободно продавались в книжных магазинах и публиковались в юношеских и детских изданиях .

Другие жанры

В начале 1980-х годов возник отдельный жанр порнографической манги для взрослых женщин, называемый « рэдикоми » (калька с англ. ladies’ comics , букв. «дамские комиксы») . В таких журналах, как Feel ( フィール ) издательства Shodensha , печатались работы с большим количеством эротических сцен и ориентированные на взрослую аудиторию. Дамские комиксы ранних лет ( , Кёко Окадзаки ) характеризуются сексуальной свободой и становились все более откровенными до начала 1990-х, однако, крупнейшие рэдикоми -издания современности не содержат порнографии . В тот же период появился « сётакон » — аналог лоликона, изображающий сексуальные отношения с участием маленьких мальчиков, — но причины его возникновения точно неизвестны. Психолог полагает, что изначально сётакон являлся поджанром яоя . Яой и юри, в свою очередь, набирали популярность . Значительная часть яойной манги представляла собой вольный пересказ или переложение известных произведений, где дружеские отношения между мужскими персонажами могли быть интерпретированы как гомосексуальное влечение. Особенно популярны в среде поклонников яоя были Captain Tsubasa и Saint Seiya , в которых имелось большое количество героев мужского пола . В юри порнографические сцены начали появляться лишь в 1990-х годах .

Современность

1990-е годы

Вопросы цензуры

Неясная ситуация с цензурой достигла своего пика к началу 1990-х годов. Широкая доступность порнографии привела к созданию ассоциации «Защиты детей от комиксов» . Одна из основательниц комитета Исако Накао впоследствии описала свои ощущения от похода в местный книжный магазин: «На обложке [манги] была симпатичная картинка, рассчитанная на привлечение детской аудитории, но внутри было полно откровеннейших сексуальных материалов — таких вещей, которые никогда не должны быть показаны детям» . В сентябре 1990 года в газете « Асахи симбун » было опубликовано исследование токийского правительства, согласно которому половина всей манги содержала эротические сцены .

Влияние на общественное мнение также оказало дело серийного убийцы девочек и поклонника лоликонной манги Цутому Миядзаки (период убийств: 1988—1989) . Серьёзность его преступлений подняла волну дебатов о том, остаются ли интимные фантазии лишь фантазиями и как увлечение лоликоном и эрогуро -фильмами, найденными в квартире преступника, может влиять на конкретные действия человека . К середине 1990-х годов споры утихли , издатели манги стали строже регулировать содержание выпускаемой продукции, на товары для взрослых начали добавлять особые пометки, публикация некоторой манги в журналах была запрещена . Ограничение на показ лобковых волос и другие визуальные запреты были убраны в начале 1990-х годов, поэтому манга стала более откровенной, хотя и менее доступной .

Аниме и манга в Японии

Популярность лоликона в Японии упала, на смену ему пришёл жанр « футанари » . В начале 1990-х Тосики Юи опубликовал свои наиболее известные работы: Wingding Party , Junction и Hot Junction . Персонажи-футанари встречаются в манге , Курэнай Адзуки ( あずき紅 ), , , Сатоси Акифудзи (создатель Parade Parade ), Кэя Амаги (создатель Stainless Night ) и в произведениях других авторов , а также в значительном количестве аниме, произведенном в 1990-х и 2000-х годах, включая La Blue Girl (1992), Seikimatsu Reimaden Chimera ( 世紀末麗魔伝キメイラ ; 1997), Ogenki Clinic (1991).

В 1990-х годах работали популярные мангаки ( ), Тору Нисимаки ( Blue Eyes ), ( , Visionary , ), Хэммару Матино . Снова начали публиковаться авторы эрогэкиги . Было снято много аниме, в том числе Dragon Pink (1994), (1995), (1995), Alien from the Darkness (1996), Mezzo Forte (1998) ; некоторые работы стали впоследствии классикой: F3 , , Rapeman , La Blue Girl , Adventure Kid по мотивам манги Тосио Маэды . В 1995 году было выпущено реалистическое аниме Cool Devices — одно из первых OVA, по-настоящему погружающихся в тематику BDSM , по сей день остающееся одним из наиболее откровенных в истории жанра .

Сильное влияние на индустрию оказала популяризация компьютерных игр в середине 1990-х годов, в особенности симуляторов свиданий и « визуальных романов » . В первых эротических играх герой вступал в половые контакты практически со всеми встречными девушками подряд, так как концепция разветвлённого сюжета впервые появилась лишь в 1992 году в Dokyusei студии . Сюжет практически отсутствовал, например, игрок должен был просто насиловать девушек, которые появлялись на экране . Продажи подобных игр были достаточно хороши, но успех , первой эротической RPG со сложным сюжетом, повлёк разработку схожих проектов . Одной из таких игр стала Dragon Knight (1989), по мотивам которой в 1991 году было впервые сделано хентай-аниме . За ним последовали экранизации Dokyusei (1992; аниме — 1994); Tokimeki Memorial (1994; аниме — 1999); (1995; аниме — 1997) ; Kuro no Danshou: The Literary Fragment (1995; аниме — 1999) и другие .

Распространение хентая за рубежом

В конце 1980-х годов произошло мировое открытие японской анимации, и хентай сразу стал широко известен и популярен в США и Европе, так как ничего подобного по откровенности и качеству графики там не было . Кроме того, некоторые OVA приобрели культовый статус за счёт интересной сюжетной линии и тщательно проработанных характеров персонажей . К таким произведениям можно отнести «Уроцукидодзи», юмористическую La Blue Girl , аниме « Кайт — девочка-убийца ». «Кайт», рассказывающая историю молодых наёмных убийц-сирот, завоевала популярность даже несмотря на тот факт, что для американского релиза из аниме были полностью вырезаны порнографические сцены . В то же время начали появляться тематические веб-сайты в Интернете . В начале 1990-х годов компания выпустила сборник эротических аниме- скриншотов [ прояснить ] с изображениями купающихся девушек — первую хентай-публикацию. В 1994—1995 на английском языке была издана первая хентай-манга: Bondage Fairies Тэруо Какуты, Emblem Кэя Танигути, Temptation .

В XXI веке

Расширение рынка потребителей на Запад дало новый толчок жанру: если в 1997 году аниматоры сняли 35 порнографических аниме, то в 2001 — уже 96 . В 2000 году слово «хентай» было 41-м по популярности поисковым запросом в Интернете . В настоящее время хентай легко доступен на порносайтах , в онлайн-магазинах и крупных торговых сетях. По данным на декабрь 2010 года, в базе данных Anime News Network содержится информация о 1174 хентайных манга- и аниме-сериях , из которых более 700 были произведены между 2000 и 2009 годами . Популярность завоевала манга Shoujo Sect Кэна Куроганэ, Hatsuinu авторства Ину, Love Selection и Giri Giri Sisters , Ёнэкуры Кэнго, Mousou Diary Цукино Дзёги, цикл работ .

Порнографическая манга в японском книжном магазине, 2006 год

Современные порнографические аниме не предназначены для трансляции по телевидению или показу в кинотеатрах и выпускаются в формате OVA — для домашнего просмотра. В отличие от коммерческой анимации, существующей ради получения значительной прибыли у широкого круга зрителей, от хентая требуется лишь окупить затраты на создание, поэтому современные проекты рассчитаны на небольшой бюджет и делаются быстро . Продаются же они дорого и небольшим числом копий . В 2000-х годах были сняты Oni-Tensei (2000), Sex Demon Queen ( ヤーリマクィーン ; 2000), Midnight Sleazy Train ( 最終痴漢電車 ; 2002), Viper GTS (2002), Taboo Charming Mother ( ゑんぼ ; 2003), Another Lady Innocent (2004), (2005) . По мотивам одноимённых компьютерных игр созданы такие известные проекты, как , погружающаяся в сферу сексуальных фетишей , мистическая Bible Black и Discipline: Record of a Crusade , первая порнографическая OVA, изданная на Blu-ray -диске .

Хентай в настоящее время также продаётся через Интернет, то есть предлагается для скачивания напрямую на компьютер или мобильный телефон . Постоянно создаются анимационные фильмы, выходят артбуки , рисуется манга, в том числе и любительская — додзинси . Множество компаний занимаются лицензированием и распространением порнографических аниме и манги за рубежом . В Японии хентай подвергается цензуре, так как порнографию без цензуры запрещено продавать и импортировать, на Западе продаётся без цензуры . В 2020 году власти Австралии запретили хентай ввиду изображения изнасилования и сексуального насилия над детьми. Пограничная служба и таможня начали блокировать ввоз сопутствующих товаров .

Примечания

  1. Ortega-Brena, Mariana. // Sexuality & Culture. — New York: Springer New York , 2009. — Т. 13 , № 1 . — С. 17—31 . — ISBN 1095-5143 (печатная версия); 1936-4822 (онлайн) . — doi : . 27 сентября 2019 года.
  2. Kinsella, Sharon. . — Гонолулу: University of Hawai'i Press, 2000. — ISBN 978-0824823184 .
  3. Ain Hagalaz. // Спецвыпуск . — 2003. — Т. 4 , № 29 . — С. 129 . 21 октября 2009 года.
  4. Kinsella, Sharon. // . — SAGE Publications, 1999. — Т. 21 . — С. 5—8 . — ISSN . 9 августа 2011 года.
  5. Gravett, Paul. Manga: 60 Years of Japanese Comics. — С. 96.
  6. Gravett, Paul. Manga: 60 Years of Japanese Comics. — С. 99.
  7. Bacar, Jina. The Japanese Art of Sex: How to Tease, Seduce, and Pleasure the Samurai in Your Bedroom. — , 2004. — P. 218, 219. — ISBN 978-1880656846 .
  8. Gravett, Paul. Manga: 60 Years of Japanese Comics. — С. 100.
  9. Clements J., McCarthy H. The Anime Encyclopedia. — С. 94.
  10. Napier, Susan J. . — Palgrave Macmillan, 2001. — P. 21. — 311 p. — ISBN 0-312-23863-0 .
  11. . . Дата обращения: 15 сентября 2009. Архивировано из 14 августа 2011 года.
  12. . Япония сегодня (март 2007). Дата обращения: 15 сентября 2009. 6 ноября 2012 года.
  13. Румянцева, Любовь. . (10 мая 2006). Дата обращения: 17 сентября 2009. 20 июня 2013 года.
  14. Aoki, Deb. [manga.about.com/od/historyofmanga/a/mangahistory1.htm Early Origins of Japanese Comics] (англ.) . About.com . Дата обращения: 3 января 2010. 14 августа 2011 года.
  15. Кальчева, Анастасия. . Fushigi Nippon (30 сентября 2006). Дата обращения: 15 сентября 2009. 18 июня 2013 года.
  16. Macwilliams, Mark W. Japanese Visual Culture. — С. 29.
  17. Buckley, S. Penguin in bondage: A graphic tale of Japanese comic books // Penley Constance. Technoculture. — Minneapolis: , 1991. — С. 165 . — ISBN 9780816619306 .
  18. (англ.) . JAANUS (Japanese Architecture and Art Net Users System). Дата обращения: 28 сентября 2010. 14 августа 2011 года.
  19. Lloyd, Fran. . — Reaktion Books, 2003. — С. . — ISBN 978-1861891471 .
  20. Clements J., McCarthy H. The Anime Encyclopedia. — С. 180.
  21. Onoda Power, Natsu. God of Comics: Osamu Tezuka and the Creation of Post-World War II Manga. — , 2009. — P. 137. — 208 p. — (Great Comics Artists). — ISBN 978-1604732214 .
  22. (англ.) . Animerate :: Anime Database & Criticas. Дата обращения: 24 сентября 2010. 14 августа 2011 года.
  23. (англ.) . Официальный сайт Осаму Тэдзуки . TezukaOsamu.net. Дата обращения: 25 сентября 2010. 14 августа 2011 года.
  24. (яп.) . Japanese Cinema Database ( . Дата обращения: 26 сентября 2010. 14 августа 2011 года.
  25. Patten, Fred. (англ.) = The Anime «Porn» Market // Animation World Magazine : интернет-издание . — 1998. — Vol. 3 , no. 4 . 28 апреля 2017 года.
  26. Galbraith, Patrick. // Image & Narrative. — Токийский университет , 2011. — Т. 12 , № 1 . 6 августа 2017 года.
  27. Thompson J. . — New York: Del Rey Books , 2007. — P. 448. — 556 p. — ISBN 978-0-345-48590-8 .
  28. Macwilliams, Mark W. Japanese Visual Culture. — С. 38.
  29. (итал.) . (3 марта 2007). Дата обращения: 6 апреля 2008. 31 октября 2007 года.
  30. (исп.) . Mision Tokyo. Дата обращения: 12 апреля 2008. 31 января 2012 года.
  31. Onoda Power, Natsu. God of Comics: Osamu Tezuka and the Creation of Post-World War II Manga. — , 2009. — P. 105. — 208 p. — (Great Comics Artists). — ISBN 978-1604732214 .
  32. Ito, Kinko. // The Journal of Popular Culture. — , 2005. — Т. 38 , № 3 . — С. 456—475 . — doi : . (недоступная ссылка)
  33. . animemanga.ru. Дата обращения: 29 августа 2009. 4 июля 2013 года.
  34. . The Song for Apollo . Tezuka Productions (30 марта 2007). Дата обращения: 12 апреля 2008. 29 апреля 2003 года.
  35. . Science Fiction and Fantasy Writers of Japan. Дата обращения: 15 апреля 2008. 14 августа 2011 года.
  36. Connel, Ryan. (яп.) . Майнити симбун (30 марта 2007). Дата обращения: 12 апреля 2008. 1 января 2008 года.
  37. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 29 августа 2009. 25 августа 2009 года.
  38. Katsuhiko Suganuma, James Welker. // Intersections: Gender and Sexuality in Asia and the Pacific. — Perth, Western Australia: , 2006. — № 12 . — ISSN . 24 апреля 2008 года.
  39. Brent Wilson, Masami Toku. (англ.) . The California State University, Chico. Дата обращения: 10 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
  40. Barrio, Breixo Harguindey (исп.) . Popchild.com. Дата обращения: 27 сентября 2010. 11 августа 2011 года.
  41. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 283. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  42. Ленников, Антон. . (2007). Дата обращения: 14 сентября 2009. 29 января 2012 года.
  43. Deppey, Dirk. (англ.) . Journalista, The Comics Journal (30 мая 2008). Дата обращения: 26 октября 2009. 31 января 2012 года.
  44. Thompson J. . — New York: Del Rey Books , 2007. — P. 449. — 556 p. — ISBN 978-0-345-48590-8 .
  45. Clements J., McCarthy H. The Anime Encyclopedia. — С. 181.
  46. (англ.) . (22 октября 2007). Дата обращения: 24 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
  47. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 55. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  48. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 56. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  49. . (англ.) . AnimeNation (16 июля 2008). Дата обращения: 1 февраля 2010. 31 января 2012 года.
  50. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 92.
  51. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 10 октября 2009. 25 ноября 2010 года.
  52. Clements J., McCarthy H. The Anime Encyclopedia. — С. 234.
  53. Clements J., McCarthy H. The Anime Encyclopedia. — С. 115.
  54. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 93.
  55. Oppliger, John. (англ.) . AnimeNation (13 октября 2005). Дата обращения: 10 октября 2009. 31 января 2012 года.
  56. (англ.) . thE qUirKy jaPan. Дата обращения: 14 сентября 2009. 11 августа 2011 года.
  57. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 119.
  58. Clements J., McCarthy H. The Anime Encyclopedia. — С. 692.
  59. Chanthaphone, Andrew. (англ.) . Animefringe (май 2005). Дата обращения: 8 октября 2010. 14 августа 2011 года.
  60. Куликов, Иван. . Утро.ru (22 ноября 2004). Дата обращения: 10 октября 2009. 12 августа 2014 года.
  61. (англ.) . (19 ноября 2008). Дата обращения: 15 сентября 2009. 11 августа 2011 года.
  62. (англ.) . Sake-Drenched Postcards. Дата обращения: 14 сентября 2009. 11 августа 2011 года.
  63. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 14 октября 2010. 27 апреля 2011 года.
  64. (англ.) . THEM Anime Reviews. Дата обращения: 13 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
  65. Ogawa, C. (англ.) . Japan Visitor. Дата обращения: 9 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
  66. Thompson J. . — New York: Del Rey Books , 2007. — P. 450. — 556 p. — ISBN 978-0-345-48590-8 .
  67. Huffstutter, P.J. (англ.) . Los Angeles Times (13 июня 2002). Дата обращения: 29 августа 2009. 11 августа 2011 года.
  68. (англ.) . . Дата обращения: 27 ноября 2010. 31 января 2012 года.
  69. Clements J., McCarthy H. The Anime Encyclopedia. — С. 376.
  70. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 54. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  71. Poitras, Gilles. Anime Essentials: Every Thing a Fan Needs to Know. — Stone Bridge Press, 2004. — P. 51. — 144 p. — ISBN 978-1880656532 .
  72. Thompson J. . — New York: Del Rey Books , 2007. — P. 451. — 556 p. — ISBN 978-0-345-48590-8 .
  73. Macwilliams, Mark W. Japanese Visual Culture. — С. 43.
  74. Tamaki, Saito. Otaku Sexuality // Robot Ghosts and Wired Dreams. — University of Minnesota Press, 2007. — P. 236—237. — ISBN 978-0-8166-4974-7 .
  75. Lewis, Leo. (англ.) . The Times (18 июня 2008). Дата обращения: 20 декабря 2009. 11 августа 2011 года.
  76. Ramsland, Katherine. (англ.) . truTV.com. Дата обращения: 25 декабря 2009. 11 августа 2011 года.
  77. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 58. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  78. Mark McLelland. // Intersections: Gender and Sexuality in Asia and the Pacific. — Perth, Western Australia: , 2009. — № 20 . — ISSN . 20 апреля 2013 года.
  79. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 59. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  80. Jacobs, Katrien. Netporn: DIY Web Culture and Sexual Politics. — Rowman & Littlefield Publishers, 2007. — С. 103. — ISBN 978-0742554320 .
  81. Thompson J. . — New York: Del Rey Books , 2007. — P. 452. — 556 p. — ISBN 978-0-345-48590-8 .
  82. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 14 октября 2010. 23 августа 2011 года.
  83. . Baka-Updates Manga. Дата обращения: 10 декабря 2010. 14 августа 2011 года.
  84. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 14 октября 2010. 13 августа 2011 года.
  85. . (англ.) . AnimeNation (15 декабря 2006). Дата обращения: 1 февраля 2010. 14 августа 2011 года.
  86. (англ.) . (28 октября 2007). Дата обращения: 26 февраля 2012. 28 февраля 2012 года.
  87. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 19 октября 2010. 24 сентября 2015 года.
  88. Герасимов, Алексей. . (2009). Дата обращения: 18 октября 2009. Архивировано из 31 января 2012 года.
  89. Beveridge, Chris. (англ.) . Mania.com (5 декабря 2003). Дата обращения: 10 октября 2009. 14 августа 2011 года.
  90. Beveridge, Chris. (англ.) . Mania.com (12 апреля 2002). Дата обращения: 10 октября 2009. 14 августа 2011 года.
  91. (англ.) . AnimeVice (9 сентября 2009). Дата обращения: 10 октября 2009. 13 сентября 2009 года.
  92. Fletcher, Dani. // . — 2002. — Т. V , вып. 6 . 24 сентября 2015 года.
  93. Kaoru, Kumi. (англ.) . Anime News Network (14 января 2003). Дата обращения: 2 января 2010. 25 мая 2012 года.
  94. Todome, Satoshi. (англ.) . shii.org. Дата обращения: 30 октября 2010. 11 августа 2011 года.
  95. . (англ.) . AnimeNation (20 мая 2008). Дата обращения: 1 февраля 2010. 11 августа 2011 года.
  96. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 14 октября 2010. 23 августа 2011 года.
  97. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 120.
  98. Oppliger, John. (англ.) . AnimeNation (29 марта 2007). Дата обращения: 25 декабря 2009. 11 августа 2011 года.
  99. В России « Кайт — девочка-убийца » была выпущена в нецензурированной режиссёрской версии. См. 23 ноября 2009 года. на сайте MC Entertainment .
  100. . (англ.) . AnimeNation (26 марта 2008). Дата обращения: 1 февраля 2010. 11 августа 2011 года.
  101. (англ.) . Comic Art Collection . Michigan State University Libraries, Special Collections Division. Дата обращения: 11 мая 2010. 11 августа 2011 года.
  102. . The Independent . 2000-01-18 . Дата обращения: 9 августа 2014 . (недоступная ссылка)
  103. Susanna Paasonen, Kaarina Nikunen, Laura Saarenmaa. Pornification: sex and sexuality in media culture. — Berg Publishers , 2008. — С. 163. — ISBN 978-1845207045 .
  104. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 12 мая 2010. 24 сентября 2015 года.
  105. (англ.) . Anime News Network. Дата обращения: 12 мая 2010. 24 сентября 2015 года.
  106. Oppliger, John. (англ.) . Ask John . AnimeNation (21 мая 2010). Дата обращения: 16 июня 2010. 11 августа 2011 года.
  107. Rice, Brad. (англ.) . Japanator.com (16 января 2009). Дата обращения: 7 октября 2009. 11 августа 2011 года.
  108. Clements J., McCarthy H. The Anime Encyclopedia. — С. 182.
  109. (англ.) . J-List. Дата обращения: 12 апреля 2010. 11 августа 2011 года.
  110. Luther, Katherine. [anime.about.com/od/hentai/p/hentaiprof.htm Hentai — Genre Profile] (англ.) . About.com . Дата обращения: 3 января 2010. 11 августа 2011 года.
  111. Sevakis, Justin (англ.) . Answerman . Anime News Network (13 июля 2016). Дата обращения: 27 апреля 2017. 28 апреля 2017 года.
  112. Gavin Butler. (англ.) . Vice (27 октября 2020). Дата обращения: 30 октября 2020. 30 октября 2020 года.

Литература

Источник —

Same as История хентая