Interested Article - Святотатство
- 2020-02-25
- 1
Святота́тство ( др.-греч. ἱερο-σῡλία — « ограбление храма , кража священной утвари » от др.-греч. ἱερός — «священный, святой, божественный» + др.-греч. σῡλάω — «отнимать, похищать», лат. sacrilegium от лат. sacrum — «священный предмет, священная утварь» + лат. lego — «похищать, красть») — оскорбление , осквернение святыни , язвительные насмешки, издевательство, неуважение к правилам жизни или обрядам христианства .
История
Фома Аквинский видел в кощунстве «непочтительное обращение со священной вещью» . К священным вещам он относил священников ( personis sacris ), ( locis sacris ) и собственно священные вещи: освящённые сосуды ( vasa consecrata ), ( imagines sacrae ), реликвии .
Русский термин «святотатство» связан с церковнославянским понятием о воровстве — татьбе — и первоначально означал имущественное преступление , направленное на священную или освящённую . Он имеет это значение в словарях русского языка до 1917 года , в каноническом православном церковном праве он сохраняет это значение и в настоящее время. Например, Краткий толковый словарь русского языка, составленный Стояном даёт следующее определение:
святотатство — кража святого, воровство церковной утвари. Осквернение священного
Начиная с 1935 года, со Словаря Ушакова , значение для слова меняется, оно становится синонимом слова и . В Словаре Ушакова:
СВЯТОТАТСТВО, святотатства, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Кощунство, богохульство, поругание церковной святыни (первонач. кража церковных вещей; церк.). 2. перен. Оскорбление чего-н. заветного, особенно дорогого, святого.
Значение «кражи церковного имущества» исчезает, например, в 3 издании БСЭ :
Святотатство — поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле - оскорбление чего-либо всеми почитаемого
.
В современном словоупотреблении порча или причинение ущерба церковному имуществу может квалифицироваться как «осквернение» (в значении вандализма ) .
Изначально понятия «святотатство» и «кощунство» строго различались. Первое, или «церковная татьба», долгое время вообще рассматривалось как обычное корыстное преступление, и только с 1653 года постепенно стало рассматриваться как преступление против религии. Кощунство по статье 182 Уложения о наказаниях определялось как «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». Кощунник, согласно Библии, — насмешник, ругатель, осквернитель .
Объектом кощунства могли быть церковные правила, предметы культа и обряды , но не сама вера, оскорбление которой считалось предметом богохуления , относившегося уже к числу тяжких преступлений.
Примечания
- Фома Аквинский . Сумма теологии . от 6 марта 2019 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 18 июля 2022. 18 июля 2022 года.
- . Дата обращения: 17 июля 2022. 17 июля 2022 года.
- Святотатство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- . Дата обращения: 27 ноября 2015. 17 ноября 2015 года.
- Прит. , , , , ; , ; Ис. ; Ос.
- . Дата обращения: 27 ноября 2015. 29 ноября 2015 года.
- . Дата обращения: 27 ноября 2015. 8 декабря 2015 года.
Литература
- Попов Апо статье 182 Уложения о наказаниях определялось как «язвительные насмешки, доказывающие. В. — Казань, 1904. — 531 с.
- И. Фойницкий «Посягательства на личность и имущество»
- Белогриц-Котляревский «Особые виды воровства-кражи по русскому праву»
- В. В. Андрощук . Суздаль, 2013.
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Большой Энциклопедический словарь. Москва. 1986. СЭ.
- 2020-02-25
- 1