Interested Article - Скупой рыцарь (опера)
- 2021-12-16
- 1
«Скупой рыцарь» — одноактная опера Сергея Васильевича Рахманинова в 3-х картинах, на текст одноимённой трагедии А. С. Пушкина (с небольшими изменениями и сокращениями). Опера была завершена в 1904 году и впервые поставлена в 1906 году в Большом театре (в Москве).
История создания
В августе 1903 года Рахманинов обратился к одной из маленьких трагедий Пушкина и закончил адаптацию на её сюжет уже 28 февраля 1904 года, оркестровка была завершена в мае 1905 года. Впервые она была исполнена, вместе с другой его оперой « Франческа да Римини », 11 января 1906 года в Москве, в Большом театре под управлением автора . Рахманинов рассчитывал, что в спектакле будет участвовать Фёдор Шаляпин , но тот отказался; мнения композитора и исполнителя главной роли разошлись из-за различного понимания соответствия музыки оригинальному тексту Пушкина. Спектакли имели успех, но были показаны только 4 раза, после чего Рахманинов снял их с репертуара. Обе оперы были возобновлены на той же сцене только в 1912 году.
Действующие лица
- Барон — баритон , первый исполнитель Г. А. Бакланов ;
- Альбер, его сын — тенор , первый исполнитель А. П. Боначич ;
- Герцог — баритон , первый исполнитель И. В. Грызунов ;
- Ростовщик — тенор , первый исполнитель ;
- Слуга — бас , первый исполнитель .
Либретто
Рахманинов внёс в текст Пушкина несущественные корректировки: текст несколько сокращён и изменены имена персонажей.
Картина первая
- В башне.
Молодой рыцарь Альбер, сын барона, сокрушается по поводу своей бедности, происходящей от скупости его отца. Отец его богат, но очень скуп. Альберу приходится даже прибегать к помощи ростовщика. Но ростовщик — «проклятый жид, почтенный Соломон» — не желает продолжать давать в долг Альберу: он вполне резонно опасается, что долг не будет отдан. И Альбер, и ростовщик приходят к одинаковой мысли: лучший выход чтобы барон поскорее отошёл на тот свет и ростовщик намекает — Есть у него один знакомый старичок, аптекарь, который составляет капли, действующие совершенно удивительно… «Как! Отравить отца! И смел ты сыну…» — в ярости, призвав слугу, Альбер выгоняет жида. Однако деньги ему всё же необходимы и Альбера решает искать защиты у герцога:
…Пускай отца заставят
Меня держать как сына, не как мышь,
Рождённую в подполье.
Картина вторая
- В подвале
Старый барон наконец-то дождался момента, когда смог спуститься в подвал, где хранятся его сокровища. Сознание того, что ему может быть всё подвластно, опьяняет его. Перебирая сокровища, он вспоминает, как они доставались ему — сколько слёз, страданий, труда и горя видели они, прежде чем попали сюда. «Вот мое блаженство!» — барон зажигает свечи и открывает сундуки:
Я царствую!… Какой волшебный блеск!
Послушна мне, сильна моя держава;
В ней счастие, в ней честь моя и слава!
Но им овладевает тревога — мысль о наследнике, о сыне Альбере, который легко отдаст все эти сокровища за радости жизни:
О, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить как ныне!
Картина третья
- Во дворце герцога
Выслушав жалобу Альбера на отца, герцог сочувствует ему и приглашает барона к себе. Альбер уходит в соседнюю комнату. Герцог укоряет барона, что тот не бывает во дворце; барон ссылается на старость; разговор переходит на сына, герцог призывает барона «назначить сыну приличное по званью содержанье…» Однако барон очерняет сына, обвиняет его в покушении на его, барона, жизнь и на ограбление. Альбер, услышав клевету, в бешеном гневе врывается в комнату, где разговаривают герцог и барон, и бросает отцу обвинение: «Барон, вы лжете». Барон вызывает сына на дуэль. Альбер принимает вызов. Рассерженный герцог прогоняет Альбера. Барон пытается оправдаться, но ему становится плохо; чувствуя приближение смерти, он думает только о своём богатстве.
Душно!.. Душно!.. Где ключи?
Ключи, ключи мои!
С мыслью о своих сокровищах барон умирает.
Записи
Аудиозаписи
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Издатель и каталожный номер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1966 | Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио | Геннадий Рождественский | Барон — , Альбер — Лев Кузнецов , ростовщик — Алексей Усманов , герцог — Сергей Яковенко , слуга — |
Мелодия
33CM 02683-6 (1971) |
|
1993 | Оркестр Большого театра | Андрей Чистяков | Барон — Михаил Крутиков , Альбер — Владимир Кудряшов , ростовщик — Александр Архипов , герцог — Владислав Верестников , слуга — Пётр Глубокий | Chant du Monde | |
1996 | Гётеборгский симфонический оркестр | Неэме Ярви | Барон — Сергей Алексашкин , Альбер — Сергей Ларин , герцог — Владимир Чернов , ростовщик — Иэн Кейли, слуга — Анатолий Кочерга | Deutsche Grammophon | |
2009 | BBC Philharmonic | Джанандреа Нозеда | Барон — Ильдар Абдразаков , Альбер — Михаил Дидык , герцог — , ростовщик — Питер Брондер, слуга — Геннадий Беззубенков | Chandos Records |
Источники: ,
Видеозаписи
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Издатель и каталожный номер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
2004 | Лондонский филармонический оркестр | Владимир Юровский | Барон — Сергей Лейферкус , Альбер — Ричард Беркли-Стил, ростовщик — Вячеслав Войнаровский , герцог — Альберт Шагидуллин , слуга — | Opus Arte (OA 0919 D) |
Фильмография
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Издатель и каталожный номер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1958 | Василий Небольсин | Барон — , Альбер — Вячеслав А. Радзиевский, ростовщик — , герцог — Вадим Русланов , слуга — | Гостелерадио СССР |
В части ролей задействованы драматические актёры |
Примечания
- Барабанов Н. // Искусство : журнал. — М. , 2008. — № 12 . 4 марта 2016 года.
Ссылки
- Михеева Л. . Belcanto.ru. Дата обращения: 3 января 2014.
- — клавир, партитура
- 2021-12-16
- 1