Этторе Фиерамоска (фильм, 1938)
- 1 year ago
- 0
- 0
«
Русла́н и Людми́ла
» —
советский
чёрно-белый художественный фильм
Ивана Никитченко
и Виктора Невежина, снятый в
1938 году
на киностудии «
Мосфильм
» по мотивам
одноимённой
поэмы
А. С. Пушкина
.
В картине использована музыка оперы
М. И. Глинки
того же
названия.
В общих чертах фильм следует пушкинскому сюжету:
В своей высокой гриднице пирует киевский князь Владимир Ясное Солнышко. Он выдаёт дочь, красавицу Людмилу, за храброго витязя Руслана. Внезапно гремит гром, меркнет свет, чёрный вихрь врывается в окна. Людмила исчезает. На поиски похищенной дочери князя отправляются Руслан и два его соперника в любви — воинственный Рогдай и трусливый Фарлаф. В чистом поле Руслан видит огромную голову, под которой он находит волшебный боевой меч.
Людмила в плену у злого волшебника — длиннобородого карлика Черномора. Она бродит в сказочных садах и грустит о Руслане. Её спаситель близко. Злой карлик слышит грозный звук рога — это русский витязь вызывает его на битву. В жестокой схватке Руслан побеждает Черномора и отрубает длинную бороду, в которой таилась вся волшебная сила колдуна. С Людмилой, объятой колдовским непробудным сном, витязь пускается в обратный путь. Бесславный соперник Руслана, Фарлаф, воровски нападает на утомлённого долгим путём Руслана и мчится с Людмилой в Киев. Но и в гриднице отца Людмила продолжает спать глубоким сном. Только поцелуй Руслана, вернувшегося в Киев, пробуждает красавицу.— Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Том II. 1961
Широко отмечавшееся в 1937 году
столетие со дня смерти
А. С. Пушкина
не могло пройти мимо советского кинематографа, не стоявшего на месте. Развитие кинотехнологий и самой съёмочной техники, освоение новых приёмов
комбинированных съёмок
— таких, например, как транспарантные — позволяли обратиться к этому сюжету вновь. Мало кто помнил первую экранизацию «
Руслана и Людмилы
» (1914)
Владислава Старевича
, к тому времени утраченную. И в 1937 году в планах «
Мосфильма
» появилось это название
.
Есть свидетельства, что изначально фильм планировался для постановки
С. М. Эйзенштейном
, однако осуществление замысла поручили также знавшему толк в киночудесах
Ивану Никитченко
и недавнему выпускнику мастерской Эйзенштейна во
ВГИКе
(1936)
.
Волшебная пушкинская сказка и постановочное решение художника комбинированных съёмок и режиссёра фильма И. Никитченко позволяли использовать всю палитру приёмов и способов комбинированных съёмок — перспективное совмещение (бой Руслана с Головой), макетные съёмки (виды древнего Киева и замка Черномора), рир-проекцию (герои фильма на фоне макета), последующую домакетку (проходы Руслана к замку Черномора), а также создавать уникальные решения, например, способ перекладок и проекционных масок для съёмки оригинальных кадров битвы Руслана с драконом. Соединение проекционного изображения с мультипликационными перекладками дало возможность снять общий план, где Руслан бросает Рогдая в пропасть.
— Дмитрий Масуренков , «Мастера визуальных эффектов» — к 100-летию Н. С. Ренкова , 2006
Изобразительно картина решена в сложившихся к XX веку в русском изобразительном искусстве образах, напоминая полотна В. М. и А. М. Васнецовых , В. В. Верещагина , И. Н. Крамского , Н. Н. Ге .
Главной же особенностью «Руслана и Людмилы» стала стилистика немого кино — ни один из персонажей не произносит на камеру ни звука, всё отдано закадровому голосу и в то же время игра актёров не вычурна, как в былом немом .
С. Эйзенштейн всегда пристально следил за своими учениками, им же дорабатывался окончательный вариант монтажа фильма . Историком кино Наумом Клейманом подмечено прямое цитирование им некоторых сцен в « Александре Невском », над которым он параллельно работал, — в частности, мёртвое поле, покрытое костями .
На экраны
СССР
вышел 25 марта 1939 года
.
В
Финляндии
(Ruslan ja Lydmila) — 15 октября 1944 года.
Зритель любовался сказочными пейзажами и дворцами, а киноспециалисты в подробностях разбирали техническую сторону картины, отыскивая в её замысловатых съёмках плюсы и минусы: «…введение рисунка в кадр должно быть проведено особенно тщательно и осторожно, иначе природа в кадре будет выглядеть безжизненно. Излишняя перегруженность кадра рисунком привела фильм „Руслан и Людмила“ к тому, что в ряде его кадров заметно отсутствие воздушной перспективы» .
В 2010 году фильм издан на DVD .