Борис Годунов
- 1 year ago
- 0
- 0
«Борис Годунов» — фильм-опера 1989 года польского режиссёра Анджея Жулавского . За основу была взята вторая редакция оперы , созданная Модестом Мусоргским в 1872 году. Роль Бориса исполнил Руджеро Раймонди , Роль Григория исполнил , дирижёр — Мстислав Ростропович .
Изначально режиссёром фильма был Анджей Вайда , но после того как он отказался от работы над проектом, режиссёрское кресло занял Анджей Жулавский. Запись оперы для фильма была сделана Мстиславом Ростроповичем совместно с вашингтонским Национальным симфоническим оркестром в 1987 году, главные вокальные партии исполнили Руджеро Раймонди , Галина Вишневская , . Съёмки картины проводились во Франции.
Персонаж | Актёр | Исполнитель партии |
---|---|---|
Борис Годунов | Руджеро Раймонди | Руджеро Раймонди |
Марина Мнишек | Дельфин Форе | Галина Вишневская |
Григорий Отрепьев | Павел Слабый | |
Пимен | Бернар Лефор | Пол Плишка |
Юродивый | Павел Слабый | Николай Гедда |
Варлаам | Ромуальд Тесарович | Ромуальд Тесарович |
Василий Шуйский | Кеннет Ригел | |
Фёдор | Урош Александрич | Мэтью Фиш |
Сюжет фильма почти полностью повторяет сюжет оперы, однако режиссёр изменил последовательность некоторых сцен и дал событиям иную трактовку, так, в частности, в фильме присутствует эпизод, в котором хозяйка трактира соблазняет монаха ( Григория Отрепьева ), несколько раз в кадре появляется обнажённая Марина Мнишек . Исходя из своей концепции понимания оперы, Жулавский хотел, чтобы Борис по сюжету был не только убийцей царевича Дмитрия, но и любовником своей дочери Ксении, однако по требованию продюсеров от этой идеи режиссёру пришлось отказаться .
Москва, 1598 год. Царь Фёдор скончался, не оставив наследника, на трон вступает его шурин Борис Годунов , которого мучат сомнения и страхи.
Проходит несколько лет. В келье Чудова монастыря летописец Пимен рассказывает молодому иноку Григорию Отрепьеву, что царь Борис Годунов виновен в смерти законного наследника царевича Дмитрия. В голове молодого человека рождается дерзкий план: он назовётся Дмитрием и, сместив Бориса, захватит российский престол. В тот же день Отрепьев бежит из монастыря. Спустя некоторое время он оказывается в трактире, расположенном на литовской границе. Туда же забрели беглые монахи Варлаам и Мисаил. Гости с радостью принимают предложенные хозяйкой напитки, пьют и веселятся. Вскоре в корчму приходят приставы, которые ищут Отрепьева. Григория узнают, но ему вновь удается скрыться.
В Москве разносится слух о появлении самозванца. Борис Годунов видит в этом кару за совершённое им когда-то убийство. Он пытается узнать у Василия Шуйского подробности о «выжившем царевиче». Григорий сближается с семейством Мнишеков; Марине удается уговорить Отрепьева встать во главе войска и пойти на Москву.
Войско Лжедмитрия подходит к Москве, однако Борис не предпринимает никаких действий, чтобы сохранить престол. Ему везде чудится призрак убитого царского сына. В ещё большее смятение его приводит разговор с Юродивым, который прямо обвиняет Годунова в совершённом злодеянии. Василий Шуйский приводит во дворец Пимена, который рассказывает о чудесном исцелении слепого, молившегося над могилкой царевича Дмитрия. Не в силах справиться с муками совести, Борис, благословив своего сына Фёдора на царство, умирает. Самозванец занимает Москву, и его провозглашают царём.
Фильм был неприязненно встречен критикой и получил отрицательные отзывы, что стало одной из причин провала в прокате. Режиссёра обвиняли в русофобских настроениях, заведомом искажении исторических фактов,а также в неуважении к русской национальной культуре . Дирижёр Мстислав Ростропович подал на Жулавского в суд, обвинив в оскорблении русской души. Режиссёр прокомментировал обвинения следующим образом:
В « Андрее Рублёве » есть одна прекрасная сцена, когда в церковь входит дурочка, видит фрески и писает под себя. И я, в духе этой сцены, сделал такую же в «Борисе Годунове». Там у меня есть юродивый, он крестится на церковь, молится и тоже писает в ведро — он ходит с ведром, как в либретто оперы. И представьте себе, что Ростропович возмутился, услышав в фильме этот звук, — как юродивый мочится в ведро! А там этого звука не было! Ничего вообще не видно, только можно догадаться. И он обвинил меня в суде в оскорблении русской души.
— Анджей Жулавский
.
Несмотря на авторитет и большую популярность Ростроповича, судебное дело было выиграно Жулавским. Ростропович попросил включить в титры замечание о том, что он не несёт никакой ответственности за сцены, которые режиссёр по своему желанию добавил.