Interested Article - Хемингуэй, Эрнест

Эрне́ст Ми́ллер Хемингуэ́й ( англ. Ernest Miller Hemingway ; 21 июля 1899 года , Ок-Парк , Иллинойс , США 2 июля 1961 года , Кетчум , Айдахо , США) — американский писатель, военный корреспондент, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года .

Широкое признание Хемингуэй получил благодаря своим романам и многочисленным рассказам — с одной стороны, и своей жизни, полной приключений и неожиданностей, — с другой. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX века .

Биография

Детство и юность

Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в привилегированном пригороде Чикаго деревне Ок-Парк ( Иллинойс , США ) . Его отец Кларенс Эдмонт Хемингуэй (1871—1928) был врачом, а мать, Грейс Эрнестин Холл-Хемингуэй (1872—1951) — оперной певицей. Родители оба получили хорошее образование и в консервативной общине Ок-Парка пользовались отличной репутацией . Известный архитектор Фрэнк Ллойд Райт говорил про данное сообщество так: «Там очень много церквей, в которые ходит так много хороших людей» ( англ. «So many churches for so many good people to go to» ) . После свадьбы Кларенс и Грейс Хемингуэи некоторое время жили с отцом Грейс, Эрнестом Миллером Холлом, в честь которого пара назвала своего первого сына . Позже Эрнест Хемингуэй говорил, что не любил своё имя, которое у него «ассоциировалось с наивным, даже глупым героем пьесы Оскара Уайльда Как важно быть серьёзным “ ( англ. «The Importance of Being Earnest» . В конце концов семья переехала в семикомнатный дом в респектабельном районе с музыкальной студией для Грейс и медицинским кабинетом для Кларенса .

photograph of an infant
Хемингуэй был вторым ребёнком и первым сыном в семье Кларенса и Грейс Хемингуэев (фото около 1900-х годов)

Мать Хемингуэя одевала маленького Эрнеста (который был первым мальчиком в семье), как девочку, однако так было принято в то время во многих семьях. Она впервые обрезала его волосы, когда ему было 6 лет, и называла его «куколка» ( англ. dolly ). Биографы предполагают, что эти странные отношения Грейс к своему сыну повлияли на всю его жизнь. Сюжет о поздней обрезке волос у мальчика неоднократно возникает в произведениях Хемингуэя, например, в романе « Райский сад » ( англ. «The Garden of Eden» ). Кроме того, в ряде рассказов писателя персонажи по той или иной причине становятся бессильными и отчаянно пытаются вернуть свою мужественность, как умирающий писатель в рассказе « Снега Килиманджаро » ( англ. «The Snows of Kilimanjaro» ). Позже Хемингуэй признавался, что ненавидел свою мать, хотя его племянник Джон Сэнфорд, сын Марселины, который позже стал академиком, сказал в интервью, что противные слова автора о его матери являются «прикрытием» его глубокой любви к ней . Биограф Майкл С. Рейнольдс отметил, что Эрнест унаследовал от матери энергию и энтузиазм . Отец Хемингуэя очень гордился своими колониальными предками и в соответствие с религиозными догмами запрещал в семье танцевать, пить, курить и играть в азартные игры. Этот большой широкоплечий мужчина, в отличие от своей жены, держал детей в строгой дисциплине и, если считал необходимым, мог высечь Хемингуэя кожаным ремнём. Чёрствый врач является персонажем одного из ранних рассказов Хемингуэя — «Доктор и его жена» ( англ. «The Doctor and The Doctor's Wife» ). В нём разговоры между врачом и его женой основаны на реальных разговорах между родителями писателя .

Мать будущего автора часто выступала на концертах и хотела научить детей играть на музыкальных инструментах. У Эрнеста не было талантов к этому, но она настоятельно требовала от него играть на виолончели , что не раз становилось «источником конфликта», но позже он признал, что уроки музыки были полезны для его творчества, что видно по контрапунктной структуре романа « По ком звонит колокол » .

У семьи, кроме зимнего дома в Ок-Парке, был ещё коттедж «Уиндемир» на озере Валлун недалеко от города Петоски в штате Мичиган , где отец учил четырёхлетнего Эрнеста охотиться, ловить рыбу, строить убежища в лесах и на берегах озёр Северного Мичигана. Его ранние опыты в мире природы привили ему страсть к приключениям и жизни в отдалённых или изолированных районах .

Семья Хемингуэя в 1905 году (слева): Марселина, Сани, Кларенс, Грейс, Урсула и Эрнест

Для мальчика поездки в «Уиндмир» означали полную свободу. Его никто не заставлял играть на виолончели, и он мог заниматься своими делами — сидеть на берегу с удочкой, бродить по лесу, играть с детьми из индейского посёлка. В 1911 году, когда Эрнесту исполнилось 12 лет, дедушка Хемингуэй подарил ему однозарядное ружьё 20-го калибра. Этот подарок укрепил дружбу деда и внука. Мальчик обожал слушать рассказы старика, в будущем часто перенося их в свои произведения . Он на всю жизнь сохранил добрые воспоминания о своём деде.

Охота стала для Эрнеста главной страстью. Кларенс научил сына обращаться с оружием (в частности, лук и копьё) и выслеживать зверя. Одни из первых своих рассказов о Нике Адамсе, своём alter ego , Хемингуэй посвятит именно охоте и фигуре отца. Его личность, жизнь и трагический конец — Кларенс покончит жизнь самоубийством, застрелившись из охотничьей двустволки — будут всегда волновать писателя .

С 1913 по 1917 год Хемингуэй учился в средней школе Oak Park and River Forest High School , где много занимался различными видами спорта, а именно боксом, лёгкой атлетикой, водным поло и футболом. Эрнест позже говорил:

Бокс научил меня никогда не оставаться лежать, всегда быть готовым вновь атаковать… быстро и жёстко, подобно быку.

Особых успехов он добивался на уроках английского языка , а также на протяжении двух лет участвовал в школьном оркестре вместе с сестрой Марселиной . В юношеские годы Хемингуэй также проходил курсы по журналистике в Фэни Бигс, которые были устроены по принципу «будто класс был газетным офисом». Лучшие авторы на этих курсах получали возможность писать для школьной газеты «Трапеция» ( англ. «The Trapeze» ). И Эрнест и его сестра Марселина были среди них и писали для газеты. Первым вкладом Хемингуэя в «Трапецию» стала статья о местном выступлении Чикагского симфонического оркестра , опубликованная в январе 1916 года . Он продолжал писать и для «Трапеции», и для школьного ежегодника «Табула» ( англ. «The Tabula» ), подражая языку спортивных обозревателей и используя псевдоним Ринг Ларднер-младший — по примеру Ринга Ларднера из газеты Chicago Tribune , который подписывался «Лайн О’Тайп». Сначала был напечатан «Суд Маниту» — сочинение с северной экзотикой, кровью и индейским фольклором, а в следующем номере — новый рассказ «Всё дело в цвете кожи» — о закулисной и грязной коммерческой стороне бокса. Далее, в основном, публиковались репортажи о спортивных состязаниях, концертах. Особенно популярными были ехидные заметки о «светской жизни» Ок-Парка. В это время Хемингуэй уже твёрдо для себя решил, что будет писателем .

После выпуска из школы он решил не поступать в университет, как этого требовали родители, а переехал в Канзас-Сити , где устроился работать в местную газету The Kansas City Star репортёром . Здесь он отвечал за небольшой район города, в который входили главная больница, вокзал и полицейский участок. Молодой репортёр выезжал на все происшествия, знакомился с притонами, сталкивался с проститутками, наёмными убийцами и мошенниками, бывал на пожарах и в тюрьмах. Эрнест Хемингуэй наблюдал, запоминал, старался понять мотивы человеческих поступков, улавливал манеру разговоров, жесты и запахи. Всё это откладывалось у него в памяти, чтобы потом стать сюжетами, деталями и диалогами его будущих рассказов. Здесь сформировался его литературный стиль и привычка быть всегда в центре событий. Редакторы газеты научили его точности и ясности языка и старались пресечь любое многословие и стилистические небрежности .

Первая мировая война

Хемингуэй в Милане в 1918 году

После вступления США в Первую мировую войну Хемингуэй решил пойти добровольцем, но его не взяли из-за повреждённого левого глаза. В начале 1918 года Эрнест Хемингуэй отозвался на кадровый поиск Красного Креста в Канзас-Сити и вызвался быть водителем скорой помощи на итальянском фронте . В мае он покинул Нью-Йорк и прибыл в Париж , который находился под обстрелом немецкой артиллерии . В июне он добрался до Италии, где, вероятно, впервые встретился с Джоном Досом Пассосом , с которым на протяжении многих десятилетий имел нелёгкие отношения . Во время своего первого дня в Милане он был отправлен к месту взрыва на военном заводе, где спасатели вытаскивали из развалин останки работниц. Хемингуэй описал этот инцидент в своей научно-популярной книге « Смерть после полудня » ( англ. Death in the Afternoon ): «Я помню, что после того, как мы довольно тщательно искали останки погибших, мы собирали фрагменты» . Через несколько дней он был в Фоссальте-ди-Пьяве .

8 июля 1918 года Хемингуэй был тяжело ранен миномётным огнём, возвращаясь из столовой с шоколадом и сигаретами для солдат на передовой . Несмотря на раны, он помогал спасать итальянских солдат, за что получил итальянскую серебряную медаль за отвагу . Будучи 18-летним юношей, он описывал этот инцидент: «Если вы идёте на войну мальчиком, вы имеете большую иллюзию бессмертия. Других людей убивают, а вас — нет… Потом, когда вы в первый раз получаете тяжёлые ранения, вы теряете эту иллюзию и знаете, что это может случиться и с вами» . Он получил серьёзные осколочные ранения обеих ног, прошёл немедленную операцию и провёл пять дней в полевом госпитале до того, как был переведён на оздоровление в больницу Красного Креста в Милане . Он провёл шесть месяцев в больнице, где встретил и сильно подружился с по прозвищу «Чинк», а также делил комнату с будущим американским дипломатом, послом и писателем .

В госпитале из него извлекли 26 осколков, при этом на теле Эрнеста было более двухсот ран. Вскоре его перевезли в Милан, где простреленную коленную чашечку врачи заменили алюминиевым протезом .

Агнес фон Куровски в Милане в 1918 году

Во время выздоровления Хемингуэй встретил свою первую любовь — Агнес фон Куровски , медсестру Красного Креста, которая была на семь лет старше его. В январе 1919 года, когда он возвращался в Соединённые Штаты, Агнес и Хемингуэй решили жениться в течение нескольких месяцев в Америке. Тем не менее в марте она написала, что обручилась с итальянским офицером. Биограф Джеффри Майерс утверждает, что Хемингуэй был опустошён из-за отказа Агнес и в будущем стремился оставить жену до того, как она оставит его .

Торонто и Чикаго

Эрнест Хемингуэй, которому ещё не было 20 лет, вернулся с войны в начале 1919 года зрелым человеком, который переживал депрессию из-за того, что был вынужден сидеть дома без работы, и из-за необходимости восстановления сил и здоровья . Как объясняет Рейнольдс, «Хемингуэй не мог точно объяснить своим родителям, что он почувствовал, когда увидел окровавленное колено. Он не мог объяснить, как страшно ему было в другой стране с хирургами, которые не могли сказать ему на английском языке, смогут ли они исцелить его ногу или нет» . Вскоре родители начали давить на него, чтобы он нашёл работу или продолжал образование, но на 1000 долларов страховых выплат за ранения он мог жить не работая почти год. Хемингуэй жил в доме своих родителей и проводил время, читая в библиотеке или дома. Он мало рассказывал о войне, а знакомые часто видели, как он ходил по городу в форме Красного креста. В сентябре он пошёл в поход на Верхний полуостров Мичигана со своими школьными друзьями . Этот поход стал вдохновением для его рассказа «На Биг-Ривер» ( англ. Big Two-Hearted River ), в котором автобиографичный персонаж уезжает из города в поисках уединения после возвращения с войны . Друг семьи предложил Хемингуэю работу в Торонто , и тот от скуки согласился. В конце года он начал работать в качестве фрилансера , штатного сотрудника и иностранного корреспондента в газете Toronto Star . Он вернулся в Мичиган в июне следующего года , а затем, в сентябре 1920 года, переехал в Чикаго , чтобы жить с друзьями, продолжая писать рассказы для Toronto Star . Единственный раз в жизни принял участие в выборах — отдал свой голос за кандидата в президенты от социалистов Юджина Дебса .

В Чикаго он работал в качестве помощника редактора ежемесячного журнала Cooperative Commonwealth, где познакомился с писателем Шервудом Андерсоном . Пианистка , которая жила в Сент-Луисе , приехала в Чикаго, чтобы посетить сестру соседа Хемингуэя. Он увлёкся ею, позже описав это: «Я знал, что она была девушкой, на которой я собирался жениться» . У Хедли были рыжие волосы и она была на восемь лет старше его . Несмотря на это, Хедли, на которую повлияла чрезмерная опека матери, казалась менее зрелой, чем молодые женщины её возраста . Бернис Кёрт, автор книги «Женщины Хемингуэя» ( англ. The Hemingway Women ), утверждает, что на выбор писателя оказали влияние воспоминания об Агнес, но в Хедли была детскость, которой не хватало Агнес. Пара переписывалась несколько месяцев, а затем решила пожениться и путешествовать по Европе . Они хотели посетить Рим , но Шервуд Андерсон в своём письме убедил молодую пару вместо этого поехать в Париж . Они поженились 3 сентября 1921 года. Через два месяца Хемингуэй был нанят в качестве иностранного корреспондента Toronto Star, и пара уехала в Париж. Насчёт брака Хемингуэя и Хедли Майерс утверждает: «С Хедли Хемингуэй достиг всего, чего он ждал от своих отношений с Агнес: любви красивой женщины, удобного дохода и жизни в Европе» .

Париж

Паспортное фото Хемингуэя 1923 года
Хемингуэй и Хедли в 1922 году

Карлос Бейкер, первый биограф Хемингуэя, считает, что в то время как Андерсон предложил Париж, потому что денежный курс сделал это место недорогим для жизни, главным для Хемингуэя было то, что Париж был местом, где жили «самые интересные люди в мире». В Париже он встретил таких писателей, как Гертруда Стайн , Джеймс Джойс и Эзра Паунд , которые «могли помочь молодому писателю на ступеньках карьеры» . В начале «парижских лет» Эрнест Хемингуэй был «высоким, красивым, мускулистым, плечистым, румяным молодым человеком с карими глазами, квадратной челюстью и мягким голосом» . В Париже молодая чета Хемингуэев поселилась в небольшой квартирке на улице Кардинала Лемуана около площади Контрэскарп, а работал Эрнест в арендованном помещении в соседнем здании . В книге « Праздник, который всегда с тобой » Эрнест писал:

Здесь не было горячей воды и канализации. Зато из окна открывался хороший вид. На полу лежал хороший пружинный матрац, служивший нам удобной постелью. На стене висели картины, которые нам нравились. Квартира казалась светлой и уютной.

Стайн, которая была оплотом модернизма в Париже , стала учителем Хемингуэя; она познакомила его с художниками и писателями из квартала Монпарнас , которых она называла « потерянным поколением » — термином, который Хемингуэй популяризировал в романе « И восходит солнце » . Регулярно посещая салон Стайн, он познакомился с такими влиятельными художниками, как Пабло Пикассо , Жоан Миро и Хуан Грис . В конце концов он отказался от влияния Гертруды Стайн, и их отношения ухудшились и перетекли в литературные ссоры, которые происходили на протяжении десятилетий . Американский поэт Эзра Паунд случайно встретил Хемингуэя в книжной лавке Сильвии Бич « Шекспир и Компания » в 1922 году. Они вдвоём ездили в Италию в 1923 году и жили на одной улице в 1924 году . Между ними завязалась крепкая дружба, и Паунд видел в Хемингуэе талантливого молодого писателя . Паунд познакомил его с ирландским писателем Джеймсом Джойсом, с которым Хемингуэй часто устраивал «пьяные гулянки» .

В ходе первых 20 месяцев в Париже Хемингуэй отослал в газету Toronto Star 88 рассказов . Он писал о греко-турецкой войне , где был свидетелем сожжения Смирны , а также такие приключенческие рассказы, как «Ловля тунца в Испании» ( Tuna Fishing in Spain ) и «Ловля форели в Европе» ( Trout Fishing All Across Europe: Spain Has the Best, Then Germany ) . Писатель был опустошён, узнав, что Хедли потеряла чемодан с его рукописями на вокзале Гар де Льон , откуда она ехала в Женеву , чтобы встретиться с ним в декабре 1922 года . В сентябре пара вернулась в Торонто, где 10 октября 1923 года у них родился сын — . Во время их отсутствия в Париже была опубликована первая книга Хемингуэя — « » ( «Three Stories and Ten Poems» ). Два рассказа из этого сборника были всем, что осталось после потери чемодана, а третий был написан прошлой весной в Италии. Через несколько месяцев был опубликован второй сборник — « » ( In our time ). Это небольшое издание включало в себя 6 виньеток и 12 миниатюр, которые автор написал прошлым летом во время своего первого визита в Испанию , где на него произвела сильное впечатление коррида . Оставив Париж, он скучал в Торонто и считал за лучшее вернуться к жизни писателя, чем быть журналистом .

Хемингуэй, Хедли и их сын (которого называли Бамби) вернулись в Париж в январе 1924 года и переехали в новую квартиру на улице Нотр-Дам-де-Шан . Писатель помогал Форду Мэдоксу Форду в редакции журнала , который публиковал произведения Эзры Паунда , Джона Доса Пассоса , баронессы Эльзы фон Фрейтаг-Лорингофен и Гертруды Стайн , а также некоторые из собственных ранних рассказов самого Хемингуэя, таких как « Индейский посёлок » ( Indian Camp ) . В 1925 году был издан сборник « » ( In Our Time ), на суперобложке которого были комментарии Форда . К этому времени относится выработка писателем такого художественного приёма как « принцип айсберга », который он использовал на протяжении всего своего творческого пути. Так, по поводу рассказа «Конец сезона» Хемингуэй позже писал, что он убрал из него «настоящий финал», в котором «старик повесился»: «Я отбросил его, исходя из своей новой теории, что можно опустить что угодно, если опускаешь сознательно, и опущенный кусок усилит рассказ, заставит людей почувствовать больше того, что они поняли» . Значительную похвалу получил рассказ «Индейский посёлок»; Форд видел в нём важное начальное произведение молодого писателя . За шесть месяцев до этого Хемингуэй познакомился с Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом , и у них сформировалась дружба «с восторгом и враждебностью» . В том же году Фицджеральд опубликовал свой известный роман « Великий Гэтсби ». Хемингуэю понравилась эта работа, и он решил, что его следующим произведением должен быть роман .

В 1923 году Хемингуэй вместе с женой Хедли впервые посетил фестиваль Сан-Фермин в испанском городе Памплона , где был очарован зрелищем корриды . Хемингуэи вернулись в Памплону в 1924 году и в третий раз в июне 1925. В последний раз они привезли с собой группу американских и британских экспатриантов : друга детства Хемингуэя Билла Смита, Дональда Огдена Стюарта , Леди (недавно разведённую), её любовника Пэта Гатри и . Через несколько дней после того, как фиеста закончилась, в день своего рождения (21 июля), писатель начал работать над романом « И восходит солнце », закончив его написание через восемь недель . В декабре 1925 года Хемингуэи решили провести зиму в австрийском городе Шрунсе , где он начал пересматривать рукописи произведения. В январе к ним присоединилась Полин Пфайффер и, вопреки советам Хедли, уговорила Хемингуэя подписать контракт с издательством Charles Scribner's Sons . Он покинул Австрию для быстрой поездки в Нью-Йорк, чтобы встретиться с издателями, а на обратном пути, во время остановки в Париже, у него начался роман с Полин, после чего он вернулся в Шрунс и в марте закончил работу над своим произведением . В апреле 1926 года рукопись была доставлена в Нью-Йорк, после чего Хемингуэй окончательно отредактировал роман в августе, а в октябре Charles Scribner’s Sons опубликовало его .

Роман «И восходит солнце», главными персонажами которого стали представители поколения послевоенных экспатриантов , получил положительные отзывы критиков и был «признан величайшим произведением Хемингуэя» . Сам Хемингуэй позднее писал редактору Максу Перкинсу , что главной темой книги была не столько потерянность поколения, сколько то, что «земля пребывает во веки» ( the earth abideth forever ); он предполагал, что персонажи романа, возможно, были потрёпанные, но не потерянные .

Отношения Хемингуэя и Хедли ухудшились, когда он работал над романом «И восходит солнце» . Весной 1926 года Хедли стало известно о его романе с Полин Пфайфер, которая поехала с ними в Памплону в июле . Когда они вернулись в Париж, Хемингуэй и его жена разошлись по её требованию, а в ноябре Хедли официально запросила развод. Они разделили имущество, а Хедли приняла предложение Хемингуэя в дополнение получить выручку от «И восходит солнце» . В январе 1927 года пара развелась, а в мае Хемингуэй женился на Полин Пфайфер .

Пфайфер, которая была родом из богатой арканзасской католической семьи, приехала в Париж, чтобы работать для журнала Vogue . Перед их браком Хемингуэй принял католическую веру . Они провели медовый месяц в , где он отболел сибирской язвой , после чего писатель начал планировать свой следующий сборник рассказов , « », который был издан в октябре 1927 года . В конце года Полин, которая была беременна, захотела вернуться в Соединённые Штаты. Джон Дос Пассос порекомендовал остров Ки-Уэст во Флоридском заливе , и в марте 1928 года они покинули Париж. Этой же весной Хемингуэй получил тяжёлую травму в своей ванной в Париже, сильно ударившись головой, после чего у него на всю жизнь остался выпуклый шрам на лбу. Если Хемингуэю задавали вопросы про этот шрам, он не хотел говорить о нём . После отъезда из Парижа Хемингуэй больше никогда не жил в больших городах .

Ки-Уэст и Карибское море

С сыновьями Патриком и Грегори

В конце весны Хемингуэй и Полин отправились в Канзас-Сити , где 28 июня 1928 года у них родился сын . У Полин были тяжёлые роды, которые автор перенёс в роман « Прощай, оружие! ». После рождения Патрика Хемингуэй с женой отправились в Вайоминг (штат Массачусетс) и Нью-Йорк . Зимой он был в Нью-Йорке с Бамби, собираясь сесть на поезд до Флориды, когда получил телеграмму, где прочитал, что его отец покончил жизнь самоубийством . Хемингуэй был опустошён этой новостью: ранее он писал отцу, чтобы тот не волновался о финансовых трудностях, но письмо пришло уже после самоубийства. Он понял, как Хедли чувствовала себя после самоубийства её собственного отца в 1903 году, а также замечал: «Я, наверное, пойду тем же путём» .

В декабре Хемингуэй вернулся на Ки-Уэст, где работал над романом «Прощай, оружие!», после чего в январе отправился во Францию. Произведение должно было начать издаваться в журнале в мае, однако в апреле писатель ещё работал над финалом романа, который он переписывал по меньшей мере семнадцать раз и закончил написание только в августе. Завершённый роман был опубликован 27 сентября . Биограф Джеймс Мэллоу считает, что «Прощай, оружие!» установил авторитет Хемингуэя как основного американского писателя и включает в себя высокий уровень сложности, которого не было в «И восходит солнце» . Летом 1929 года в Испании автор готовился к своей следующей книге « Смерть после полудня ». Он хотел написать всеобъемлющий трактат о бое быков, полностью пояснив понятия тореро и корриды , снабдив книгу глоссариями и примечаниями, так как считал, что коррида «представляет великий трагический интерес, касающийся буквально жизни и смерти» .

В начале 1930-х годов Хемингуэй проводил зимы на Ки-Уэсте, а летом посещал Вайоминг, где он нашёл «красивейший край, который он видел на западе Америки» и где охотился на оленей , лосей и медведей гризли . Сюда же к Хемингуэю наведывался Дос Пассос , и в ноябре 1930 года, после того, как Дос Пассос прибыл на железнодорожный вокзал в Биллингсе ( штат Монтана ), Хемингуэй попал в автомобильную аварию и сломал руку. В итоге писатель был госпитализирован в течение семи недель, где за ним присматривала Полин, а нервы на его пишущей руке заживали около года, во время которого он страдал от сильной боли .

12 ноября 1931 года в Канзас-Сити у писателя родился третий сын — Грегори Хэнкок Хемингуэй . Дядя Полин подарил им на Ки-Уэсте с гаражом и вторым этажом, который был преобразован под письменную студию Хемингуэя . Из-за того, что новый дом находился рядом с маяком, Хемингуэю было легко найти его после долгих ночей употребления алкоголя. В то время Хемингуэй часто посещал местный бар . Он приглашал своих друзей, включая , Доса Пассоса и Макса Перкинса , на рыбалку и на исключительно мужские экспедиции на острова Драй-Тортугас . Между тем, он продолжал путешествовать в Европу и на Кубу , и, хотя в 1933 году он писал о Ки-Уэст «У нас здесь прекрасный дом, дети, и всё хорошо» Мэллоу считает, что Хемингуэй «был явно обеспокоен» .

Литературное признание

Первый настоящий писательский успех пришёл к Эрнесту Хемингуэю в 1926 году после выхода в свет « И восходит солнце » — пессимистичного, но в то же время блистательного романа о « потерянном поколении » молодых людей, живших во Франции и Испании 1920-х годов .

В 1927 году у Эрнеста Хемингуэя вышел сборник рассказов «Мужчины без женщин», а в 1933 — «Победитель не получает ничего». Они окончательно утвердили Хемингуэя в глазах читателей как уникального автора коротких рассказов . Среди них стали особенно известными «Убийцы», « Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера » и « Снега Килиманджаро ».

И всё же большинству Хемингуэй стал памятен своим романом « Прощай, оружие! » ( 1929 ) — историей любви американского добровольца и английской медсестры, развивавшейся на фоне сражений Первой мировой войны . Книга имела в Америке небывалый успех — продажам не помешал даже экономический кризис.

1930-е годы

Флорида

В начале 1930 года Хемингуэй вернулся в США и поселился в городке Ки-Уэст , Флорида . Здесь он увлёкся рыболовством, путешествовал на своей яхте к Багамским островам , Кубе и писал новые рассказы. По мнению биографов , именно в это время к нему пришла слава большого писателя. Всё, отмеченное его авторством, достаточно быстро публиковалось и расходилось многочисленными тиражами. В доме, где он провёл несколько лучших лет жизни, создан музей писателя.

Осенью 1930 года Эрнест попал в серьёзную автокатастрофу, результатом которой стали переломы, травма головы и почти полугодичный период восстановления от травм. Писатель на время отказался от карандашей, которыми обычно работал, и начал печатать на машинке. В 1932 году он взялся за роман « Смерть после полудня », где с большой точностью описал корриду , представив её как ритуал и испытание мужества. Книга снова стала бестселлером, подтвердив статус Хемингуэя как американского писателя «номер один».

В 1933 году Хемингуэй взялся за сборник рассказов «Победитель не получает ничего», доходы от которого он планировал потратить на исполнение своей давней мечты — длительное сафари в Восточной Африке. Книга вновь удалась, и уже в конце того же года писатель отправился в путешествие.

Африка

Хемингуэй прибыл в район озера Танганьика , где нанял обслугу и проводников из числа представителей местных племён, разбил лагерь и начал выезжать на охоту. В январе 1934 года Эрнест, вернувшись из очередного сафари, заболел амёбной дизентерией . С каждым днём состояние писателя ухудшалось, он бредил, а организм был сильно обезвожен. Из Дар-эс-Салама за писателем был прислан специальный самолёт, который отвёз его в столицу территории. Здесь, в английском госпитале, он провёл неделю, пройдя курс активной терапии, после чего пошёл на поправку .

Тем не менее этот сезон охоты закончился для Хемингуэя удачно: он подстрелил трёх львов, среди его трофеев также оказались двадцать семь антилоп, крупный буйвол и другие африканские животные. Впечатления писателя от Танганьики зафиксированы в книге «Лев мисс Мэри», которую Хемингуэй посвятил своей жене и её долгой охоте на льва, а также в произведении « Зелёные холмы Африки » ( 1935 ). Произведения по сути являлись дневником Эрнеста как охотника и путешественника.

Гражданская война в Испании

В начале 1937 года писатель закончил очередную книгу — « Иметь и не иметь ». В повести была дана авторская оценка событий эпохи Великой депрессии в США . Хемингуэй взглянул на проблему глазами человека, жителя Флориды , который, спасаясь от нужды, становится контрабандистом . Здесь впервые за много лет в творчестве писателя появилась социальная тема, во многом вызванная тревожной ситуацией в Испании . Там началась Гражданская война , которая очень сильно взволновала Эрнеста Хемингуэя. Он принял сторону республиканцев, боровшихся с генералом Франко , и организовал сбор пожертвований в их пользу. Собрав деньги, Эрнест обратился в Североамериканскую газетную ассоциацию с просьбой направить его в Мадрид для освещения хода боевых действий. В скором времени была собрана съёмочная группа во главе с кинорежиссёром Йорисом Ивенсом , которая намеревалась снять документальный фильм «Земля Испании». Сценаристом картины выступил Хемингуэй .

В самые тяжёлые дни войны Эрнест находился в осаждённом франкистами Мадриде , в отеле «Флорида» , который на время стал Штабом интернационалистов и клубом корреспондентов. Во время бомбёжек и артобстрелов была написана единственная пьеса — «Пятая колонна» ( 1937 ) — о работе контрразведки. Здесь же он познакомился с американской журналисткой Мартой Геллхорн, которая по возвращении домой стала его третьей супругой. Из Мадрида писатель на некоторое время выезжал в Каталонию , так как бои под Барселоной отличались особой жестокостью. Здесь в одном из окопов Эрнест познакомился с французским писателем и лётчиком Антуаном де Сент-Экзюпери и командиром интернациональной бригады Гансом Кале .

Ганс Кале и Хемингуэй

Впечатления от войны нашли отражение в одном из самых известных романов Хемингуэя — « По ком звонит колокол » ( 1940 ). В нём сочетаются яркость картин крушения республики, осмысление уроков истории, приведшей к такому финалу, и вера в то, что личность выстоит даже в трагические времена.

Вторая мировая война

В 1934 году , после возвращения из африканского сафари, Хемингуэй отправился в Бруклин , где на судоверфи Уилера купил большой морской катер, дав ему название «Пилар». Позднее он перегнал судно на Кубу и занимался там морской рыбалкой до 7 декабря 1941 года , когда Япония напала на базу Пёрл-Харбор , и Тихий океан превратился в зону ведения активных боевых действий.

В 1941—1943 годах Эрнест Хемингуэй организовал контрразведку против нацистских шпионов на Кубе и охотился на своём катере за немецкими подводными лодками в Карибском море . После этого он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон в качестве корреспондента .

В 1944 году Хемингуэй участвовал в боевых полётах бомбардировщиков над Германией и оккупированной Францией [ источник не указан 1367 дней ] . Во время высадки союзников в Нормандии добился разрешения участвовать в боевых и разведывательных действиях [ нет в источнике ] . Эрнест встал во главе отряда французских партизан численностью около 200 человек и участвовал в боях за Париж , Бельгию , Эльзас , в прорыве « линии Зигфрида » [ нет в источнике ] . По другим данным, он возглавил небольшой отряд французской самообороны в Рамбуйе , за что оказался под следствием, поскольку Женевская конвенция запрещает журналистам принимать участие в боевых действиях .

Хемингуэю была вручена Бронзовая звезда за то, что «находился под обстрелом в районах боевых действий для того, чтобы передать точную картину событий и позволить читателям получить яркое представление о трудностях и победах фронтовиков в бою» .

Куба

В Венеции, Италия, 1954 год
Эрнест и Мэри Хемингуэй в их кубинском поместье « Финка Вихия »

В 1949 году писатель переехал на Кубу , где возобновил литературную деятельность . Ещё в 1940 году он приобрёл в пригороде Гаваны дом в поместье « Финка Вихия » ( исп. Finca Vigía ). Там была написана повесть « Старик и море » ( 1952 ). Книга повествует о героическом и обречённом противостоянии силам природы, о человеке, который одинок в мире, где ему остаётся рассчитывать только на собственное упорство, сталкиваясь с извечной несправедливостью судьбы. Аллегорическое повествование о старом рыбаке, сражающемся с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу, отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: неприязнью к интеллектуальной изысканности, приверженностью ситуациям, в которых наглядно проявляются нравственные ценности, скупым психологическим рисунком .

В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за повесть «Старик и море». Это произведение повлияло также на присуждение Хемингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954 году . В 1956 году Хемингуэй начал работу над автобиографической книгой о Париже 1920-х годов — « Праздник, который всегда с тобой », которая вышла только после смерти писателя.

Он продолжал путешествовать и в январе 1954 года в Африке попал в две серьёзные авиакатастрофы подряд. Некоторые СМИ даже успели напечатать некрологи по этой причине.

В 1954 году в честь 55-летия, незадолго до присуждения Нобелевской премии, Хемингуэй получил в награду от правительства Батисты орден «Карлос Мануэль де Сеспедес» . Несмотря на это, в 1959 году он приветствовал свержение диктатора и Кубинскую революцию . В 1957 году на Кубе побывал мастер портретной фотографии Юсуф Карш , который сделал ряд портретов писателя , из которых наибольшей известностью пользуется тот, где Хемингуэй позирует в свитере грубой вязки .

Последние годы жизни

В конце июля 1960 года Хемингуэй покинул Кубу и вернулся в США, в Нью-Йорк, где пробыл пару недель, после чего неожиданно решил повидать своего друга матадора и одного из героев документального романа «Опасное лето» Антонио Ордоньеса и улетел в Испанию . Вернувшись в октябре в США, он поселился в городке Кетчум (штат Айдахо ), в котором в 1959 году он купил дом.

Хемингуэй страдал от ряда серьёзных заболеваний. Кроме того, близкие люди отмечали ухудшение его психического состояния. По словам его жены Мэри Уэлш , Хемингуэй стал полной противоположностью тому, кем он был раньше — из общительного, полного жизни человека с бьющей через край энергией он превратился в замкнутого и молчаливого .

Никто из трёх ближайших к писателю людей не мог точно сказать, что с ним происходит. Врач из Сан-Вэлли Джордж Савиерс рекомендовал положить Хемингуэя в клинику широкого профиля Майо в г. Рочестер (США) для обследования . Хемингуэй очень скептически относился к психиатрам, поэтому причиной обследования для него называлась гипертония, реальной же причиной была депрессия , в которой он находился .

В клинике при обследовании у Хемингуэя был диагностирован сахарный диабет в начальной стадии, что усугубило его состояние . Он погрузился в депрессию с паранойей по поводу слежки . Ему казалось (либо это так и было на самом деле), что за ним всюду следуют агенты ФБР и что повсюду расставлены жучки, телефоны прослушиваются, почта прочитывается, банковский счёт постоянно проверяется. Он мог принять случайных прохожих за агентов.

В начале 1980-х годов, когда архивное дело Э. Хемингуэя в ФБР было рассекречено, факт слежки за писателем подтвердился — за последние пять лет жизни писателя в дело были добавлены два новых донесения. 2 июля 2011 года в рубрике «Мнения» газеты The New York Times друг и биограф писателя А. Хотчнер высказал версию, что ФБР действительно активно следило за Хемингуэем .

Могилы Эрнеста и Мэри Хемингуэй в Кетчуме

Хемингуэя пытались лечить методами психиатрии . В качестве лечения применялась электросудорожная терапия . После 13 сеансов электрошока писатель потерял память и возможность творить . Вот что сказал сам Хемингуэй:

Эти врачи, что делали мне электрошок, писателей не понимают… Пусть бы все психиатры поучились писать художественные произведения, чтобы понять, что значит быть писателем… какой был смысл в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни?

Во время лечения он звонил своему другу с телефона в коридоре клиники, чтобы сообщить, что жучки расставлены и в клинике. Попытки «лечить» его аналогичным образом были повторены и позже. Однако это не давало никаких результатов. Он не мог работать, пребывал в депрессии, страдал от паранойи и всё чаще поговаривал о самоубийстве. Были и попытки (например, неожиданный рывок в сторону пропеллера самолёта и т. п.), от которых удавалось его уберечь.

2 июля 1961 года в своём доме в Кетчуме, через несколько дней после выписки из клиники Майо, Хемингуэй застрелился из любимого ружья марки W.&C. Scott & Son модель Monte Carlo B, не оставив предсмертной записки.

Семья

1. Первая жена (1921—1927) — (англ.) (1891—1979).
2. Вторая жена (1927—1940) — Паулина Пфайфер (1895—1951).
  • Сыновья:
    • Патрик (род. 1928)
    • Грегори (1931—2001).
      • Внук:
        • Шон Хемингуэй (род. 1967)
3. Третья жена (1940—1945) — Марта Геллхорн (1908—1998).
4. Четвёртая жена (1946—1961) — Мэри Уэлш (1908—1986).

Младший брат писателя, Лестер Хемингуэй , тоже был писателем, и тоже покончил жизнь самоубийством аналогичным образом, как его отец и старший брат .

Библиография

Эрнест Хемингуэй работает над романом « По ком звонит колокол » в городе Сан-Валли ( штат Айдахо ) в декабре 1939 г.
Романы
Сборники
  • 1923 год — Три рассказа и десять стихотворений / Three Stories and Ten Poems
  • 1925 год — В наше время / In Our Time
  • 1927 год — Мужчины без женщин / Men Without Women
  • 1933 год — Победитель не получает ничего / Winner Take Nothing
  • 1936 год Снега Килиманджаро / The Snows of Kilimanjaro and Other Stories
  • 1938 год — Пятая колонна и первые 49 рассказов / The Fifth Column and the First Forty-Nine Stories
  • 1969 год — Пятая колонна и четыре рассказа о Гражданской войне в Испании / The Fifth Column and Four Stories of the Spanish Civil War
  • 1972 год — Рассказы о Нике Адамсе / The Nick Adams Stories
  • 1987 год — Сборник коротких рассказов Эрнеста Хемингуэя / The Short Stories of Ernest Hemingway
  • 1995 год — «Эрнест Хемингуэй. Собрание сочинений» / The Complete Short Stories of Ernest Hemingway
Документальная проза

Экранизации

Дом-музей Хемингуэя

Усадьба «Финка Вихия» (дом с башней) в Сан-Франсиско-де-Паула ( Куба ), вблизи Гаваны, где Хемингуэй жил и работал с 1939 по 1960 годы. После смерти писателя дом вместе с обстановкой, большой коллекцией оружия, охотничьими трофеями и библиотекой (свыше 5 тыс. томов) был передан его вдовой в дар кубинскому народу. По решению революционного правительства литературно-мемориальный музей находится под охраной государства. Недалеко от музея, в рыбачьей деревне Кохимар, на средства рыбаков поставлен бронзовый памятник писателю .

Влияние и посвящения

  • Исследователи отмечают связь между творчеством Эрнеста Хэмингуэя и художника Эдварда Хоппера . Хоппер и Хемингуэй прошли схожий путь становления, получили признание в 1920-х годы, когда сформировалась их художественная манера. При всей разнице в «темпераменте» мастеров их произведения многое связывает на уровне формы (обращение к реалистическому методу, влияние импрессионистских и модернистских тенденций, стремление к простоте, внимание к свету и тьме) и содержания (обращение к темам войны, «потерянности», деиндивидуализации личности, одиночества, пустоты) .
  • В 1989 году Генри С. Виллард ( англ. Henry S. Villard ) и Джеймс Нагель ( англ. James Nagel ) опубликовали документальный роман «Хемингуэй в любви и войне: утраченный дневник Агнес фон Куровски » ( англ. Hemingway in Love and War: The Lost Diary of Agnes von Kurowsky ). Книга основана на письмах Агнес, а также корреспонденции самого Эрнеста, и рассказывает об их романтических отношениях во время Первой Мировой войны . Медсестра Американского Красного Креста Агнес фон Куровски послужила прототипом Кэтрин Баркли — героини во многом автобиографичного романа Хемингуэя « Прощай, оружие! ». В 1996 году по книге Вилларда и Нагеля Ричард Аттенборо снял фильм « В любви и войне », в котором молодого Хемингуэя сыграл Крис О’Доннелл .
  • В 1996 году российский журналист и писатель Игорь Михайлов снял документальный фильм «Париж Хемингуэя», рассказав о любимых местах писателя в Париже.
  • В 2011 году снят документальный фильм из цикла «Больше, чем любовь» (телеканал Культура и ООО «Студия „Фишка-фильм“», Россия, Москва): Эрнест Хемингуэй и Мэри Уэлш. «Старик и Мэри: Последняя ночь Эрнеста Хемингуэя» (режиссёр — Ирина Евтеева) .
  • В 2014 году Игорь Михайлов опубликовал в издательстве « Художественная литература » документальный роман «Роман с жизнью Эрнеста Хемингуэя».
  • Кубинский писатель Леонардо Падура поднимает тему жизни Хемингуэя на острове в художественном романе «Прощай, Хемингуэй!»
  • Как литературный персонаж в беллетристике Эрнест Хемингуэй выступает в ряде художественных романов американского журналиста и писателя (англ.) .
  • В 1960-е годы в Сасово Рязанской области кубинскими курсантами лётного училища был установлен памятник Эрнесту Хемингуэю .
  • Жизни писателя посвящён ряд кинематографических работ. В 1996 году вышел фильм режиссёра Ричарда Аттенборо «В любви и войне», основанный на реальных событиях, описанных писателем в романе « Прощай, оружие! ». В 2001 году был выпущен биографический фильм «Хемингуэй», где писателя сыграл Уильям Форсайт . Фильм режиссёра Филипа Кауфмана « Хемингуэй и Геллхорн » (2012), главные роли в котором сыграли Николь Кидман и Клайв Оуэн , повествует об отношениях Эрнеста Хемингуэя и его третьей жены Марты Геллхорн, вдохновившей его на написание романа « По ком звонит колокол ». Образ писателя неоднократно использовался в художественном кино — как эпизодический персонаж, Хемингуэй появляется в фильме « Модернисты » Алана Рудольфа , « Полночь в Париже » Вуди Аллена , « Гений » Майкла Грандаджа, в нескольких эпизодах телевизионного сериала « Хроники молодого Индианы Джонса » (актёр Джей Андервуд).
  • Почтовые службы разных стран неоднократно выпускали марки, посвящённые Хемингуэю: Куба (1963, 1972, 1999, 2010, 2013, 2016), Чехословакия (1968), Парагвай (1977), Гвинея-Бисау (1977), Центральноафриканская империя (1977), США (1989), Швеция (1990), Демократическая Республика Конго (2001), Гвинея (2007), Республика Македония (2011), Вьетнам (2011), Того (2011), Сьерра-Леоне (2017).
  • В его честь назван астероид (3656) Хемингуэй .

См. также

Примечания

  1. Young P. Ernest Hemingway // (англ.)
  2. Ernest Hemingway // (англ.) — 2000.
  3. , p. 140.
  4. , pp. 17—18.
  5. , p. 4.
  6. , p. 134.
  7. , p. 8.
  8. The Hemingway Project: от 21 апреля 2023 на Wayback Machine
  9. , p. 19.
  10. Tyler, Student Companion to Ernest Hemingway , p.15
  11. , p. 3.
  12. , pp. 63—71.
  13. Б. Т. Грибанов. Эрнест Хемингуэй. — М. : Феникс, 1984. — 544 с. — (Мужчина — миф). — 5000 экз. ISBN 5-222-00224-1 .
  14. L. Wagner-Martin. A Historical Guide to Ernest Hemingway (англ.) . — New York: Oxford University Press, 2000. — ISBN 0-19-512151-1 .
  15. , p. 21.
  16. Griffin (1985), 25
  17. , pp. 19—23.
  18. А. М. Паскуаль. Эрнест Хемингуэй / А. Беркова. — М. : АСТ, 2006. — 188 с. — (Биография и творчество). — 4000 экз. ISBN 5-17-034527-5 .
  19. , pp. 48—49.
  20. , pp. 27—31.
  21. Pizer (1986)
  22. , pp. 57—60.
  23. Mellow (1992), 61
  24. (англ.) . archives.gov (15 августа 2016). Дата обращения: 11 июля 2017. 18 октября 2012 года.
  25. Desnoyers, 3
  26. , pp. 37—42.
  27. , p. 34.
  28. , p. 45—53.
  29. , p. 21.
  30. , p. 101.
  31. , pp. 56—58.
  32. Kert (1983), 83-90
  33. , p. 139.
  34. , p. 7.
  35. , pp. 60—62.
  36. , pp. 70–74.
  37. , p. 8.
  38. , p. 308.
  39. , p. 28.
  40. , pp. 77—81.
  41. , p. 82.
  42. , p. 24.
  43. Desnoyers, 5
  44. , pp. 69—70.
  45. , pp. 15—18.
  46. , p. 126.
  47. , p. 34.
  48. , p. 127.
  49. , с. 95.
  50. , p. 236.
  51. , pp. 159—160.
  52. , pp. 30—34.
  53. , pp. 117—119.
  54. Nagel (1996), 89
  55. , p. 189.
  56. , pp. vi-vii.
  57. , p. 328.
  58. , p. 44.
  59. , p. 302.
  60. , p. 192.
  61. , p. 82.
  62. , p. 43.
  63. , p. 333.
  64. , pp. 338—340.
  65. , p. 172.
  66. , pp. 173, 184.
  67. , pp. 348—353.
  68. , p. 195.
  69. Robinson (2005)
  70. , p. 204.
  71. , p. 208.
  72. , p. 367.
  73. , p. 210.
  74. , p. 215.
  75. , p. 378.
  76. , pp. 144—145.
  77. , p. 222.
  78. , p. 31.
  79. , p. 144.
  80. , pp. 222—227.
  81. , p. 376—377.
  82. , p. 424.
  83. .
  84. .
  85. .
  86. Ян Шенкман от 15 августа 2017 на Wayback Machine // Новая газета . — 2017. — № 47-48 (2624—2625). 05.05.2017
  87. Ю. Прапоров. Хемингуэй на Кубе. — М. : Советский писатель, 1982. — 576 с. — 100 000 экз.
  88. Симонов К. М. Сегодня и давно. Статьи. Воспоминания. Литературные заметки. О собственной работе. — М., Советский писатель, 1978. — Тираж 75000 экз. — с. 243—262
  89. Н. Фуэнтес . Хемингуэй на Кубе. — М. : Радуга, 1988. — 448 с. — 50 000 экз. ISBN 5-05-002190-1 .
  90. . Дата обращения: 25 июня 2020. Архивировано из 21 июня 2020 года.
  91. Amanda Hopkinson. (англ.) . the Guardian (15 июля 2002). Дата обращения: 17 февраля 2021. 23 декабря 2020 года.
  92. , p. 541.
  93. , p. 544.
  94. , p. 548.
  95. , p. 540.
  96. , p. 539.
  97. The New York Times. (англ.) . Дата обращения: 1 июля 2011. 3 февраля 2012 года.
  98. Семёненко П. . Дата обращения: 20 января 2010. 6 января 2010 года.
  99. Эрнест Миллер Хемингуэй // / Пер. с англ. — М. : Прогресс, 1992. 8 марта 2010 года.
  100. . Дата обращения: 11 марта 2014. 23 июля 2019 года.
  101. Mitgang, Herbert (1982-09-15). . The New York Times (англ.) . из оригинала 21 мая 2022 . Дата обращения: 16 января 2020 .
  102. Краткая литературная энциклопедия. Том 8. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — 1135 с.; С. 262.
  103. Mamunes L. 2011. Hemingway // Edward Hopper Encyclopedia. Jefferson, North Carolina, London: McFarland & Company Publishers. P. 55.
  104. Tucan G. 2018. Exploring fragmented worlds: Hemingway and Hopper // Linguaculture. Vol. 9. No. 2. Рp. 65-80.
  105. Мейстер Г. И. от 22 ноября 2023 на Wayback Machine // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates . — 2023. — Т. 9, № 35. — С. 6-24.
  106. Henry Serrano Villard & James Nagel. Hemingway in Love and War: The Lost Diary of Agnes von Kurowsky: Her letters, and Correspondence of Ernest Hemingway. ISBN 1-55553-057-5 H/B, ISBN 0-340-68898-X P/B.
  107. . // Культура (7 декабря 2011). Дата обращения: 20 декабря 2011. 17 марта 2012 года.
  108. Ron McFarland. Appropriating Hemingway: Using him as a Fictional Character. United States: McFarland &Company Inc., 2014.
  109. Крестьянинов Иван. . Воентернет . Дата обращения: 23 июня 2015 . (недоступная ссылка)
Комментарии
  1. Хемингуэй имел пять братьев и сестёр: Марселина (1898); Урсула (1902); Мадлен (1904); Кэрол (1911); и Лестер (1915)
  2. На награждении медалью итальянцы так описывали поступок Хемингуэя: «Тяжело раненный многочисленными осколками вражеского снаряда, с достойным уважения духом братства, прежде чем позаботиться о себе, он оказал великодушную помощь итальянским солдатам, более серьёзно раненным тем же взрывом, и не позволил себя унести до тех пор, пока они не были эвакуированы».
  3. Чтобы застрелиться, Кларенс Хемингуэй использовал пистолет своего отца времён Гражданской войны .
  4. В середине 1990-х Грегори Хемингуэю сделали операцию по смене пола , после чего он был известен как Глория Хемингуэй.

Литература

  • Хемингуэй, Эрнест. Праздник, который всегда с тобой = A Moveable Feast (the restored edition) / Пер. с англ. В. П. Голышева. — М. : ACT: Астрель, 2011. — 286 с. — ISBN 978-5-17-070580-1 .
  • Carlos Baker. . — New York: Charles Scribner's Sons, 1969. — ISBN 978-0-02-001690-8 .
  • Carlos Baker. . — Princeton: Princeton UP, 1972. — ISBN 978-0-691-01305-3 .
  • Jeffrey Meyers. Hemingway: A Biography. — New York: Macmillan, 1985. — ISBN 978-0-333-42126-0 .
  • Michael Reynolds. Hemingway: The Paris Years. — New York: Norton, 1989. — ISBN 978-0-393-31879-1 .
  • Michael Reynolds. . — New York: Norton, 1998. — ISBN 978-0-393-31776-3 .
  • Michael Reynolds. . — New York: Norton, 1999. — ISBN 978-0-393-32047-3 .
  • Michael Reynolds. Ernest Hemingway, 1899–1961: A Brief Biography // A Historical Guide to Ernest Hemingway / Linda Wagner-Martin (ed). — New York: Oxford UP, 2000. — ISBN 978-0-19-512152-0 .
  • James Mellow. Charmed Circle: Gertrude Stein and Company. — Boston: Houghton Mifflin, 1991. — ISBN 978-0-395-47982-7 .
  • James Mellow. . — Boston: Houghton Mifflin, 1992. — ISBN 978-0-395-37777-2 .
  • Николай Надеждин. Эрнест Хемингуэй: «Жизнь настоящего мужчины» / А. И. Осипенко. — М. : Майор, 2008. — 192 с. — (Неформальные биографии). — 2000 экз. ISBN 978-5-98551-048-5 .
  • Charles Oliver. . — New York: Facts on File, 1999. — 452 p. — ISBN 0816034672 . — ISBN 978-0-8160-3467-3 .
  • Susan Beegel. Eye and Heart: Hemingway's Education as a Naturalist // A Historical Guide to Ernest Hemingway (англ.) / Wagner-Martin, Linda (ed). — New York: Oxford University Press, 2000. — 256 p. — ISBN 019512152X . — ISBN 978-0-19-512152-0 .
  • Катакіс, Майкл. Артефакти з життя. Ернест Гемінґвей (укр.) . — Львів: Видавництво Старого Лева, 2018. — 240 с. — ISBN 978-617-679-557-3 .

Ссылки

Источник —

Same as Хемингуэй, Эрнест