Ткаченко, Нинель Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Нине́ль Алекса́ндровна Петро́ва (род. 15 марта 1924 , Ленинград ) — советская и российская балерина , балетный педагог . Народная артистка России (1999) . Заслуженный деятель искусств России (1993).
Нинель Александровна Петрова родилась 15 марта 1924 года в Ленинграде . С 4 лет мечтала стать балериной . Этому решению способствовало общение с матерью Веры Фокиной, известной танцовщицы и жены знаменитого балетмейстера М. М. Фокина , проживавшей по соседству . Атмосфера, в которой прошли детские годы Петровой, повлияла и на её младшую сестру Елену, впоследствии ставшую танцовщицей лирико-характерного плана . В возрасте 9 лет Нинель Петрова поступила в школьную хореографическую группу известного педагога С. Миримановой , которая посоветовала ей поступать учиться в Ленинградское хореографическое училище .
В 1934 году поступила в Ленинградское хореографическое училище , в котором училась с отличием у выдающихся педагогов Е. П. Снетковой-Вечесловой, Е. В. Ширипиной и Н. А. Камковой, а в выпускном классе — у самой А. Я. Вагановой . В 1944 году на выпускном спектакле в одноактном балете «Ромео и Джульетта» хореографа Л. В. Якобсона на музыку П. И. Чайковского начинающая балерина исполнила партию Джульетты. В ученической работе ярко проявилась основная черта дарования Петровой — светлая, одухотворённая лирика. Это свойство творческой индивидуальности артистки и определило в дальнейшем круг её ролей.
В 1944 — 1969 годах танцевала на сцене ЛАТОБ им. С. М. Кирова , в котором её постоянным педагогом - репетитором стала Т. М. Вечеслова . Исполняла ведущие партии в балетах хореографов Л. В. Якобсона , Р. В. Захарова , В. И. Вайнонена , В. М. Чабукиани , Л. М. Лавровского , Ю. Н. Григоровича , и др. Часто танцевала со своим мужем Аскольдом Макаровым (например, в балетах «Бахчисарайский фонтан» , «Спартак» , , «Конёк-Горбунок» ), впоследствии их сотрудничество продолжилось в театре «Хореографические миниатюры» . На протяжении всей творческой деятельности много работала за рубежом.
Нинель Петрова с большим мастерством исполняла партии лирических героинь. Лирико-драматическая танцовщица высокой артистической культуры и одухотворённости, Петрова тонко передавала стилистику произведений. Лучшими партиями балерины стали Фея Сирени ( «Спящая красавица» ), Жизель , Джульетта , Мария ( «Бахчисарайский фонтан» ), Фригия ( «Спартак» ), Нина ( «Маскарад» ). В каждой из этих партий танец Петровой овеян чистотой и поэтичностью, соткан из прозрачных ажурных движений. Балерина наделяла своих героинь романтической приподнятостью, душевной нежностью, тонким изяществом, человеческой чистотой и цельностью.
Нинель Петрова — танцовщица по призванию, ярко, виртуозно танцевала во многих балетах классического и современного репертуара. Прелестное лицо танцовщицы напоминало лица мадонн в итальянской живописи эпохи Возрождения. «Идёт одна. Тиха, стройна. И улыбнётся словно невзначай», — кажется, так сказано у поэта. Будто о ней! Образы Невесты, юной Жены и Матери, Подруги, Спутницы жизни могли стать и становились символами её миссии в искусстве. Естественным путём, без подчёркнутости и натуги, поэтизировалась Избранница, стойко противостоящая злу. Такая женственность словно бы ступала на сцену из волшебной сказки и заставляла верить, что в реальной жизни всякое бывает. Обыкновенным людям надо бы лишь терпеливо разглядеть в себе сокровенное.
Танец Петровой овеян чистотой и поэтичностью. Петрова — актриса думающая. Она пытливо, глубоко проникает в существо образа. Актриса хорошего вкуса, обладающая чувством меры.
Сильная сторона дарования Нинель Петровой — не в виртуозной технике, не в сверкающих фуэте, не в замирающих в воздухе полётах, а в той особого рода одухотворённой выразительности, которая позволяет средствами танца и пантомимы создавать правдивые образы, волнующие и увлекающие зрителей своей поэтичностью.
— Л. Энтелис
В 1969 — 1971 годах Нинель Александровна Петрова являлась педагогом Ленинградского хореографического училища . В 1976 — 2001 годах являлась главным педагогом-репетитором театра «Хореографические миниатюры» . С 1977 года — доцент. На балетмейстерском отделении ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова с 1971 года вела курс «Изучение спектаклей классического наследия», с 1971 года по настоящее время преподаёт актёрское мастерство и искусство репетитора.