Мишина, Ирина Анатольевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Лидия Анатольевна Давыдова (19 января 1932 , Ленинград , СССР — 2 марта 2011 , Москва ) — камерная певица , сопрано . Народная артистка России (2001) . Руководитель ансамбля старинной музыки «Мадригал» . Жила и работала в Москве .
Отец — инженер-химик, мать — певица. Оба рано умерли, оставив дочь сиротой в 14 лет. Важную роль в её образовании и судьбе сыграли тетя, певица М. Я. Хортик, и двоюродный дядя, выдающийся пианист, композитор и педагог С. Е. Фейнберг .
Обучалась игре на фортепиано в музыкальной школе в Ленинграде , затем в училище при Ленинградской консерватории , а затем в Москве в Мерзляковском училище . В 1957 году окончила Московскую консерваторию как пианистка (класс проф. Н. П. Емельяновой ). Несмотря на то, что Лидия Давыдова с детства мечтала о карьере певицы и обучалась пению у М. Я. Хортик, её вокальный дар долгое время не находил признания. 8 раз она безуспешно пыталась поступать на вокальные отделения Московской консерватории и других московских вузов. В годы учебы в Московской консерватории, по классу фортепиано , она брала уроки у преподавателя вокала Д. Б. Белявской, которая однако также не верила в то, что её ученица станет профессиональной певицей.
Решающую роль в «открытии» Давыдовой как певицы сыграл А. М. Волконский . Первое исполнение его Сюиты зеркал в 1962 году в Малом зале Московской консерватории стало дебютом и ошеломительным успехом певицы. В последующие годы Давыдова участвовала в различных концертных проектах композитора. В 1965 году Волконский создаёт ансамбль старинной музыки «Мадригал» , и Лидия Давыдова становится одной из его солисток. Этот коллектив впервые в СССР стал исполнять вокальную музыку Эпохи Возрождения и Раннего Барокко . После эмиграции Волконского во Францию в 1972 году Давыдова руководила ансамблем до 1983 года и затем снова с 1992 года до конца жизни.
В своем творчестве стремилась исполнять наиболее сложные камерные произведения. Помимо старинной музыки, исполняла сочинения авторов XX в. в качестве солистки. Впервые познакомила советских слушателей с вокальными произведениями современных западных композиторов: Чарлза Айвза , Белы Бартока , Лучано Берио , Антона Веберна , Джона Кейджа и Пауля Хиндемита . Она также пела камерный репертуар современных российских композиторов-авангардистов. В частности, она впервые исполнила произведения Андрея Волконского ( Сюита Зеркал , 1962, Жалобы Щазы , 1964?), Эдисона Денисова ( Солнце Инков , 1964), Дмитрия Смирнова ( Горсть Песка , 1971; Печаль Минувших Дней , 1977; Времена Года , 1980; Песни Судьбы , 1981; Шесть стихотворений У. Блейка , 1981), Софии Губайдулиной ( Розы , 1974), Альфреда Шнитке ( Три Сцены , 1981) и Вячеслава Артемова ( Заклинания , 1981?).
Похоронена в Москве на Хованском кладбище .
Муж: Леонард Евгеньевич Данильцев (1931—1997), писатель и художник. Дети: Глеб Данильцев (1968-2018) и Марьяна Данильцева (1972).