Interested Article - Алвеш Редол

Анто́ниу А́лвеш Редо́л ( порт. António Alves Redol ; 29 декабря 1911 , Вила-Франка-де-Шира , Рибатежу , Португалия 29 ноября 1969 , Лиссабон ) — португальский писатель, педагог, драматург, основоположник и центральная фигура португальского в литературе 2-й четверти XX века , один из видных представителей современной португальской литературы , антифашист , член Португальской коммунистической партии ( PCP ).

Передача имени

В источниках на русском языке встречаются несколько вариантов передачи имени писателя: транслитерационный в предисловиях к переводам произведений издательств художественной литературы — Антонио Алвес Редол , недостаточно точный транскрипционный в энциклопедиях, согласно рекомендациям Инструкций ГУГК — Алвиш Редол. Более точная передача имени используется в литературоведческих очерках О. А. Овчаренко — Антониу Алвеш Редол . В Португалии имя писателя в потоке речи произносится как Антониу Алвеж Редол .

Биография

Сын небогатого лавочника, окончил курс коммерции , работал в лавке отца, стал сотрудником местной газеты «Жизнь Рибатежо». Для улучшения материального положения семьи отправился летом 1928 года на заработки в Анголу. Там с большим трудом нашел работу, но по болезни вынужден был покинуть Анголу в 1931 году . После операции снова долго искал работу. Изучал, а затем и преподавал эсперанто . В 1932 году была опубликована первая новелла «Драма в лесу» ( Drama na Selva ), за которой последовали издания других новелл.

В условиях цензуры диктаторского режима Салазара приходилось прибегать к альтернативным методам отображения реальности. В 1938 году опубликовал этнографическое эссе , определившее творческий метод писателя по освещению социальных проблем. В 1930-х годах в сотрудничал с газетами «Дьявол» и «Восходящее солнце» ( O Diabo , Sol Nascente ), направленными против политики Нового государства , погрузился в подпольную антифашистскую борьбу, что привело к установлению слежки ПИДЕ . Вступил в подпольную Португальскую коммунистическую партию и созданное в 1945 году полулегальное Движение демократического единства. Дважды был арестован — в мае 1944 и в 1963 году.

В городе, где родился Алвеш Редол, его имя носит улица и школа Escola Secundária Alves Redol . Там же открыт Музей неореализма ( MNR ). В 2011 году в Португалии отмечалось 100-летие со дня рождения Алвеша Редола, в Музее неореализма и в Школе Алвеша Редола проводились выставки, конференции и киносеансы о жизни и творчестве португальского литератора, в местном театре ставились его пьесы; в январе 2012 года на филологическом факультете Лиссабонского университета прошла международная конференция «Столетие Алвеша Редола» .

В 2005 году муниципалитет города Вила Франка де Шира учредил литературную премию «Алвеш Редол» ( Prémio Literário «Alves Redol» ) в номинациях «роман» (изначально 5 000 евро, впоследствии 7 500 евро) и «рассказ» (2 500 евро) .

Творчество

Алвеш Редол признан центральной фигурой португальского неореализма, известен как автор многих художественных произведений включая пьесы для театра и рассказы . О. А. Овчаренко следует общему мнению португальских литературоведов, когда «Гайбеуш» («Полольщики», Gaibéus , 1939; согласно А. Ж. Сарайве и С. П. Мамонтову — 1940 ) расценивает в качестве первого романа португальского неореализма . Исследовательница цитирует эпиграф Алвеша Редола к произведению: «Этот роман не претендует на то, чтобы остаться в литературе как произведение искусства. Это, прежде всего, человеческий документ о событиях, происходивших в провинции Рибатежу. А помимо этого, пусть каждый понимает его по-своему» . «Алвеш Редол считал роман « Цемент » (1925) Гладкова лучшей из прочитанных им книг» .

С. П. Мамонтов разделял творчество А. А. Редола, как и эволюцию неореалистического течения в целом, на два неравнозначных этапа: 1938—1949 (ученичество) и 1950—1969 годы (зрелость) . Роман «Яма слепых» ( Barranco de Cegos , 1961; согласно Сарайве — 1962 ) считается одним из лучших произведений португальского неореализма и лучшим сочинением писателя . Это своего рода социальная и нравоучительная сага, повествующая о жизни латифундиста из Рибатежу с конца XIX века. Овчаренко разделила точку зрения Мамонтова о том, что «Абсурдные времена», последняя книга «Ямы слепых», «граничит с реализмом, доходящим до фантастического, или, вернее, с так называемым магическим реализмом , основывающемся в Португалии не столько на мифологическом мышлении, сколько на влиянии латиноамериканских литератур, и прежде всего на бразильской »

А. Ж. Сарайва обращал внимание на то, что в своих первых произведениях — этнографическом эссе «Глория» (1938), романах «Полольщики», «Приливы» ( Marés , 1941), «Авиейруш» ( Avieiros , 1942) — А. Редол претендовал на документальное воспроизведение социальной драмы жителей Рибатежу и при создании собственного стиля испытывал влияние ранних сочинений Ж. Амаду . На следующем этапе творчества в романе «Тихая гавань» ( Porto Manso , 1946) и цикле из трёх романов «Портвейн» ( Port Wine , 1949 — 1953; «Закрытый горизонт» ( Horizonte Cerrado , 1949), «Люди и тени» ( Os Homens e as Sombras , 1951), «Сбор кровавого винограда» ( Vindima de Sangue , 1953)) писатель в чрезмерно дидактической и схематически точной манере перешёл к отображению исторических конфликтов долины реки Доуру , известном винодельческом регионе по производству портвейна . В следующем романе «Глаза воды» ( Olhos de Água , 1954) Редол вернулся к теме Рибатежу уже в более лёгкой и несколько живописно-романтической манере . В романе «У лодки семь рулей» ( A Barca dos Sete Lemes , 1958) поднимается этико-политическая проблема потенциального предателя, усугубляемая проблемой реалистической эстетики повествования. Последний изданный при жизни писателя роман «Белая стена» может считаться продолжением «Ямы слепых», поскольку унаследовал его героев, тему, место и время описываемых событий .

Основные произведения

Алвеш Редол на фото 1940-х годов

Редол известен как автор более 40 произведений, в числе которых 16 романов, рассказы, 4 пьесы для театра, 5 сочинений детской литературы, 5 эссе. Единственный из писателей Португалии, чьи произведения несколько лет подвергались предварительной цензуре. 17-й роман Os Reinegros был запрещён цензурой фашистского режима и издан посмертно в 1972 году, согласно Сарайве — 1974 .

Романы
  • 1939/40 — «Гайбеуш» также «Полольщики» ( Gaibéus ) ; 5-е изд. 1976
  • 1941 — «Приливы» ( Marés ); 4-е изд. 1972
  • 1942 — Avieiros ; 7-е изд. 1976
  • 1943 — «Фанга» ( Fanga ); 9-е изд. 1976
  • 1945 — Anúncio
  • 1946 — «Тихая гавань» ( Porto Manso )
  • 1940 — «Портвейн» (1949—1953; 3-е изд. 1975 ), цикл из 3 романов
    • 1949 — «Закрытый горизонт» ( Horizonte Cerrado )
    • 1951 — «Люди и тени» ( Os Homens e as Sombras )
    • 1953 — «Сбор кровавого винограда» ( Vindima de Sangue )
  • 1954 — «Глаза воды» ( Olhos de Água ) ; 3-е изд. 1967
  • 1958 — «У лодки семь рулей» ( A Barca dos Sete Lemes ) ; 7-е изд. 1977
  • 1959 — «Щель на стене» ( Uma Fenda na Muralha ); 4-е изд. 1976
  • 1960 — «Испуганный конь» ( Cavalo Espantado ); 3-е изд. 1972
  • 1961 — «Яма слепых» ( Barranco de Cegos ); 5-е изд. 1976
  • 1966 — «Белая стена» ( O Muro Branco ), 5-е изд. 1976
  • 1972 — Os Reinegros , издан посмертно
Пьесы для театра
  • 1940 — «Мария Эмилия» ( Maria Emília )
  • 1948 — «Кузница» ( Forja )
  • 1967 — «Внезапная смерть судьбы» ( O Destino Morreu de Repente )
  • 1972 — «Закрытая граница» ( Fronteira Fechada )
Рассказы
  • 1940 — «Я родилась с туристическим паспортом» ( Nasci com Passaporte de Turista )
  • 1943 — Espólio
  • 1946 — Comboio das Seis
  • 1959 — Noite Esquecida
  • 1962 — Constantino Guardador de Vacas e de Sonhos
  • 1963 — Histórias Afluentes
  • 1968 — Três Contos de Dentes
Произведения для детей
  • 1956 — A Vida Mágica da Sementinha
  • 1968 — A Flor Vai Ver o Mar
  • 1968 — A Flor Vai Pescar Num Bote
  • 1969 — Uma Flor Chamada Maria
  • 1970 — Maria Flor Abre o Livro das Surpresas
Эссе
  • 1938 — «Глория — одно из селений Рибатежу» ( Glória - Uma Aldeia do Ribatejo ), этнографическое исследование
  • 1949 — A França - Da Resistência à Renascença
  • 1950 — Cancioneiro do Ribatejo
  • 1952 — Ribatejo (Em Portugal Maravilhoso)
  • 1959?/1964 — Romanceiro Geral do Povo Português

Работа в кино и фильмы о писателе

  • Nazaré (1952)
  • Avieiros (1975)

Писатель принимал участие в создании кинофильмов Nazaré (1952, сценарий и диалоги; режиссёр Мануэл Гимарайнш ( Manuel Guimarães )), Vidas sem Rumo (1956, диалоги; режиссёр Мануэл Гимарайнш), Bola ao Centro (1947, диалоги; режиссёр Жуана Морейра ( João Moreira )). В 1991 году вышел документальный фильм Нунеша Форте ( Nunes Forte ) о жизни и творчестве писателя Alves Redol — Vida e Obra . В 1999 году Мигел Сеабра Лопеш ( Miguel Seabra Lopes ) снял ещё одну документальную ленту Dia que não vejo o Tejo não é dia . В 2011 году был показан документальный фильм Alves Redol режиссёра Франсишку Мансу ( Francisco Manso ).

Премии, награды и звания

  • 1950 — премия pt за первый роман трилогии о портвейне «Закрытый горизонт» ( Horizonte Cerrado ). Редол стал 16-м писателем, удостоенным этой премии, которая была учреждена Лиссабонской академией наук в 1933 году в области литературы (жанры роман , новелла, рассказ ).
  • 1947 — назначен генеральным секретарём Португальского отделения ПЕН-клуба , будучи членом-учредителем центра в Португалии .
  • 2011 — в Португалии во время празднований 100-летия со дня рождения Алвеш Редол посмертно был удостоен почётной медалью Португальского общества авторов ( Sociedade Portuguesa de Autores, SPA ) .

Семья

  • Супруга — Мария душ Сантуш Мота ( Maria dos Santos Mota )
  • Сын — Антониу (род. 13 марта 1943)

Переводы на русский язык

  • Редол А. Фанга = Fanga : Роман / Сокращ. пер. с порт. Ю. Калугина, А. Сиповича; предисл. С. Воробьёва; ред. Б. Щуплецов. — М. : Издательство иностранной литературы, 1949. — 186 с. — 100 000 экз.
  • Редол А. Я родилась с паспортом туристки : Рассказ // Была темная ночь : Рассказы португальских писателей : Антология / Сост. и предисл. Е. А. Ряузовой. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1962. — 319 с. — 50 000 экз.
  • Редол А. У лодки семь рулей = A Barca dos Sete Lemes : Роман / Пер. с португ. Е. А. Ряузовой и И. М. Чежеговой. Предисловие И. М. Чежеговой. — М. : Художественная литература, 1964. — 351 с. — 100 000 экз.
  • Редол А. Проклиная свои руки : Рассказ / Пер. с порт. Л. Бреверн // Современная португальская новелла : Антология / Сост., предисл. Е. А. Ряузовой. — М. : Прогресс, 1977. — 400 с.
  • Редол А. А. Яма слепых. Белая стена. Рассказы : Романы, рассказы // Избранное : Сборник / Антонио Алвес Редол / Пер. с португ. Л. Бреверн, А. Косс; составл. Н. Котрелева; предисл. С. Мамонтова. — М. : Радуга, 1982. — 608 с. — (Мастера современной прозы).

Примечания

  1. António Redol // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Deutsche Nationalbibliothek Record #118788094 // (нем.) — 2012—2016.
  3. .
  4. .
  5. , Мамонтов. Предисловие.
  6. , с. 347, 351.
  7. на YouTube , начиная с 0:07
  8. .
  9. (порт.) . Issuu Inc. Дата обращения: 30 мая 2020.
  10. (порт.) . Diário da República Eletrónico. Дата обращения: 30 мая 2020.
  11. , p. 1088.
  12. , с. 347.
  13. , с. 349.
  14. , p. 1089.
  15. , с. 351.
  16. , с. 354.
  17. , Чежегова. Предисловие.
  18. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 30 мая 2020. 15 февраля 2017 года.
  19. Hatherly, Ana. (порт.) . PEN Clube Português. Дата обращения: 30 мая 2020. 23 января 2021 года.
  20. Medalhas de Honra da SPA на YouTube

Литература

  • Овчаренко О. А. Португальский неореализм и русская литература // Португальская литература : Историко-теоретические очерки. — Научное издание. — М. : ИМЛИ РАН , 2005. — С. 347—354. — 365 с. — 500 экз. ISBN 5-9208-0224-3 .
  • Saraiva A. J. , Lopes Ó. História da Literatura Portuguesa : [ порт. ] / António José Saraiva, Óscar Lopes. — 13ª ed. corrigida e actualizada. — Porto : Porto Editora, 1985. — 1218 p.

Ссылки

Источник —

Same as Алвеш Редол