Interested Article - Дружков, Юрий Николаевич

Юрий Николаевич Дружков ( 27 сентября 1958 , Саратов 4 января 2006 , там же ) — советский и российский поэт-песенник. Известен прежде всего как автор текстов для песен группы « Комбинация » и Алёны Апиной . Композиции на его слова пели также Татьяна Овсиенко , Филипп Киркоров , Александр Буйнов , Аркадий Укупник , Ярослав Евдокимов , Екатерина Шаврина , группы « Дюна » и « Шахерезада » и другие эстрадные артисты России конца XX и начала XXI века .

Биография

Карьера

Детство провёл в сельской местности, пристанционном посёлке Паницкая в 60 км от Саратова , построенном вблизи колонии строго режима . По окончании школы вместе с матерью переехал в Саратов. В 15 лет начал сочинять песни и организовал собственную рок-группу . Учился в медицинском училище, которое однако не окончил, затем работал обувщиком, телемастером и цензором в местах лишения свободы . С 1985 года активно публиковал в местных газетах и журналах стихи, статьи, юморески . Работал продавцом газет в киоске «Союзпечать» (позже «Роспечать»), расположенном неподалёку от входа в главный корпус Саратовского государственного технического университета .

В конце 1980-х годов его земляки Александр Шишинин и Виталий Окороков решили создать женский поп -проект под названием « Комбинация » и попросили Дружкова написать для группы несколько текстов песен . В итоге поэт значится автором слов для таких композиций коллектива как «Серёга», «Берег красный, берег белый», «Любовь уходит не спеша» и ряда других. Сам он в интервью утверждал, что ему принадлежат тексты и некоторых других песен группы, в частности, « American Boy » и «Russian Girls», хотя их номинальным автором был указан Шишинин . Когда одна из двух вокалисток «Комбинации», Алёна Апина , покинула ансамбль и начала сольную карьеру, Дружков стал писать тексты и для неё . В их числе были « Ксюша », « Лёха », «Всё так не просто» и прочие её хиты 1990-х годов.

Помимо этого, поэт знакомился с выступавшими в Саратове эстрадными знаменитостями и предлагал им свои стихи . В конечном счёте композиции на слова Дружкова пели Филипп Киркоров , Татьяна Овсиенко , Александр Буйнов , группа « Дюна » и другие популярные российские исполнители. Несмотря на такой успех его творчества, поэт продолжал торговать газетами в саратовском киоске «Союзпечать» . В городе Дружков имел репутацию большого ребёнка, фантазёра и мистификатора, ходил по редакциям газет, но в то же время был обижен на знаменитостей . В интервью поэт жаловался, что денег за свои тексты практически не получает, а некоторые артисты и поэты присваивают авторство его работ себе (в этом он обвинял, например, Апину, Аркадия Укупника и Михаила Танича ) .

В 1995 году (Сгоревший киоск "Союзпечати", где работал Ю. Дружков | Фотографии старого Саратова (oldsaratov.ru)) (по другим данным — в 2003 ) Дружков лишился своего основного заработка — однажды ночью кто-то сжёг его киоск с прессой. Вместе с газетами и журналами сгорели 100 с лишним новых текстов и первые главы романа, в котором поэт собирался описать подноготную шоу-бизнеса . В попытке возобновить карьеру в музыке и пристроить уцелевшие стихи, Дружков отправился в Москву, где общался с известными музыкантами, передавая им свои работы в расчёте на авторские выплаты в будущем, но в итоге безрезультатно. Как вспоминал Окороков, Дружков в силу скромного характера не вписывался в богемную тусовку и поэтому ни с кем из знаменитостей подружиться так и не смог . В начале 2000-х годов скончалась мать поэта . После этого Дружков стал злоупотреблять алкоголем .

В 2003 году Дружков вступил в саратовское отделение партии ЛДПР . Образ жизни поэта в этот период был предметом частых жалоб соседей в милицию — те отмечали, что его квартира стала притоном для бомжей и алкоголиков, которые постоянно устраивали в доме пьяные оргии и дебоши . Сам же Дружков дважды подвергался грабежу с применением насилия, после чего с травмами оказывался в больнице . Ежемесячно РАО , где были зарегистрированы некоторые песни на его слова, переводило на имя поэта небольшие суммы денег, однако он всё пропивал . В итоге последние годы жизни Дружков пребывал в большой нужде, а в местной прессе несколько раз появлялись слухи о его смерти . За несколько лет до своей реальной кончины поэт также проходил лечение в психиатрической клинике .

Убийство

Информация о смерти Дружкова появлялась как минимум трижды. Первый раз поэт инсценировал свою смерть, выслав приятелям похоронку на собственное имя; во второй — неожиданно исчез из города на полгода, и соседи в конце концов обратились в милицию с заявлением о том, что Дружков скончался. Третий раз — летом 2005 года — его сочли умершим по ошибке, так как в Саратове погиб однофамилец поэта (по другим данным человек с похожей фамилией — Дружинин ) .

Тем не менее 4 января 2006 года Дружков в возрасте 47 лет скончался уже по-настоящему — он был убит в собственной квартире своим знакомым, начинающим саратовским поэтом-песенником Тимофеем Астахиным . Причиной смерти Дружкова стало ножевое ранение в шею, полученное во время ссоры . Согласно показаниям самого Астахина, конфликт произошёл на почве сексуального домогательства к нему Дружкова .

Дружков был похоронен в Саратове на Новом Елшанском кладбище 11 января 2006 года . На мероприятии присутствовало 12 человек, почти половину из которых составляли журналисты (представителей шоу-бизнеса не было). Деньги на похороны (около 1000 долларов) выделила солистка группы «Комбинация» Татьяна Иванова, которая приехала в город, однако сама церемонию также не посетила .

Творчество

Песни на слова Дружкова исполняли многие популярные артисты российской эстрады. Как вспоминал композитор и постоянный соавтор поэта Виталий Окороков , тот был крайне плодотворен и в день сочинял от 10 до 30 стихов, а особенно ему удавались песни, названные по именам, такие как « Ксюша » и « Лёха » Алёны Апиной или «Анисья» и «Митрофан» Филиппа Киркорова (своё имя Дружков увековечил в композиции «Юрочка» Лизы Мялик) . Также, по словам Окорокова, поэт умел писать не только простые и легкие стихи, но и серьёзную глубокую лирику , например, «Любовь уходит не спеша» (группа « Комбинация ») . Наряду с упомянутыми, в Реестре произведений российских правообладателей РАО права Дружкова как автора или соавтора зарегистрированы на тексты более чем 120 песен, среди которых :

  • «Девятка» («Комбинация»)
  • «Серёга» («Комбинация»)
  • «Берег красный, берег белый» («Комбинация»)
  • «Милый мой, родной» («Комбинация»)
  • «Хватит, довольно» («Комбинация»)
  • «Пойдём со мной» («Комбинация»)
  • «Попурри» («Комбинация»)
  • «Всё так не просто» (Алёна Апина)
  • «Ив Сен-Лоран» (Алёна Апина)
  • «Бедовая девчонка» (Алёна Апина)
  • «Было, девки, было» (Алёна Апина)
  • «Танцевать до утра» (Алёна Апина)
  • «День рождения» (Алёна Апина)
  • «Ты зачем говоришь о любви» (Алена Апина; позднее Сергей Жуков и Ева Польна )
  • «Пляжный сезон» (Алёна Апина)
  • «Были слёзы» (Алёна Апина)
  • «Дружочек» (Алёна Апина; написана в соавторстве с ней же)
  • «Осенний лист» ( Аркадий Укупник )
  • «Непонятный мой» ( )
  • «Где-то далеко» (Лиза Мялик)
  • «Яшка-цыган» (Филипп Киркоров)
  • «Гриша» ( Татьяна Овсиенко )
  • «А любовь не имеет границ» ( Александр Буйнов )
  • «Верочка» ( Ярослав Евдокимов )
  • «Вишнёвый сад» (Ярослав Евдокимов)
  • «Уходи, любовь!» (Ярослав Евдокимов)
  • «Берег левый, берег правый» (группа « Шахерезада »)
  • «Свадьба в Малиновке» («Шахерезада»)
  • «На крутом берегу» («Шахерезада»)
  • «Мне так хотелось быть любимой» ( Екатерина Шаврина )
  • «Пожизненно буду любить» (Екатерина Шаврина)

Претензии на авторство

По словам Дружкова, на первых альбомах группы « Комбинация » его стихи (в частности, для песен «Russian Girls» и « American Boy ») были приписаны Александру Шишинину , а ему самому ни авторских , ни доли выручки от концертов не платили . Представитель группы Андрей Цепов в 1992 году признал, что Дружков передал им через Виталия Окорокова несколько десятков текстов. Конкретно он назвал пять записанных на тот момент песен на стихи поэта: «Вишнёвая девятка», «Красное платье», «Модница», «Любовь уходит не спеша» и «Берег красный, берег белый». Как отметил Цепов, за них Дружков получил «определённую сумму», которая его устроила, но приехать в Москву для работы над альбомом (с оформлением авторских прав и гонорара) поэт отказался, хотя группа готова вести с ним дела через договоры, акты приёмки и прочие юридические документы . Согласно Дружкову, после гибели Шишинина (убит в 1993 году) он смог восстановить авторские права на тексты некоторых шлягеров «Комбинации» при помощи Алёны Апиной , с которой стал работать в рамках её сольной карьеры . Так, автором/соавтором стихов для песен «Не грусти», «Модница» и «Пойдём со мной» в переизданиях альбомов «Комбинации» 2004 года вместо Шишинина значился уже Дружков .

Согласно Окорокову, Дружков был «страшным фантазёром», любившим «травить байки» о своём сотрудничестве с «Комбинацией», хотя на деле основные шлягеры написал для сольной карьеры Апиной, подарив также пару песен Филиппу Киркорову , Аркадию Укупнику и Татьяне Овсиенко . По словам композитора, Дружков не сочинил для группы «ни одной полноценной песни», а все его тексты приходилось очень долго править . Из «хитов», по данным Окорокова, авторству Дружкова принадлежала лишь «Вишнёвая девятка», а тексты «American Boy», «Russian Girls» и « Два кусочека колбаски » написали коллективно сам Окороков, Апина и Татьяна Иванова . Позднее, согласно композитору, поэт и вовсе стал безвозмездно раздаривать свои стихи — Киркоров, Апина и Укупник, приезжая в Саратов , спешили в киоск к Дружкову, где тот вручал им тетради с новым материалом, оговариваясь: «Мне всё равно, чьё имя вы поставите под этим текстом». В начале 1990-х, по словам Окорокова, поэт без всяких бумаг иногда все же получал «шальные суммы», тратя их на выпивку, но чаще просил не денег, а лишь купить водку и закуску .

В итоге Дружков называл себя фактическим автором слов для таких песен как «Моя голубка» и «Розы на снегу» (Киркоров), «Штирлиц» (Укупник), «Метко» (группа « Гости из будущего ») и многих других . Помимо этого, он жаловался, что Апина без указания его авторства использовала стихи из тетрадки, которую он подарил ей ещё во времена «Комбинации»; в частности, согласно поэту, слова композиции « Узелки » были написаны им, а вовсе не Михаилом Таничем . Тем не менее официально на самих пластинках и в Реестре произведений российских правообладателей РАО , авторами данных текстов значатся другие люди, а не Дружков . Сам поэт объяснял, что выплаты за тексты песен, зарегистрированных в РАО — это «какие-то копейки», поступающие нерегулярно, и поэтому многие авторы продают песни конкретным артистам «по несколько тысяч долларов за каждую», но среди тех исполнителей, кому он напрямую отдавал свои тексты, ему заплатили только Александр Буйнов и Ярослав Евдокимов — «по сотке » — а все остальные, в частности лидер группы «Дюна» Виктор Рыбин , затем от него отмахивались .

По воспоминаниям Апиной, Дружков был очень креативным человеком, фонтанировавшим идеями, но сам воплотить их в жизнь на должном уровне не мог, поэтому многие его тексты приходилось сильно переделывать, сохраняя лишь общую тему или задумку. Певица отмечала, что не в курсе деталей оформления его прав на тексты в «Комбинации», однако на своих пластинках авторство поэта она указывала во всех песнях, где сохранилась хоть одна написанная им строчка. Так, по словам артистки, обстояли дела, например, с композицией « Ксюша », где от оригинального текста Дружкова осталась лишь фраза «Ксюша, юбочка из плюша». В то же время к тексту песни « Бухгалтер », который поэт тоже называл своим, Дружков, согласно Апиной, не имел совсем никакого отношения — слова были полностью написаны ей самой . Её авторство в отношении данных стихов подтверждал и Окороков, сочинивший для «Бухгалтера» музыку . Юридически текст композиции также оформлен на Апину, как на самих релизах, так и в реестре РАО . Наконец Танич, по убеждению певицы, вряд ли вообще знал о существовании Дружкова, поскольку они были «птицами разного полёта», а «Узелки» сочинил в начале 1990-х для мюзикла « Лимита » (премьера состоялась в 1994) и песня просто ждала своего часа .

Награды

Лауреат премии « Песня года » (1993, 1994, 1995, 2003 ) .

Семья

  • Мать — Евдокия Сафоновна Дружкова. Её первый муж — Пётр Дружков — служил в милиции и в ходе Великой Отечественной войны в 1942 году погиб на фронте. Впоследствии, переехав с Севера в Саратов , она работала надзирателем в колонии, а потом следователем в Кировском районном отделе внутренних дел .
  • Отец — Николай — состоял в браке с другой женщиной, но во время знакомства с матерью Дружкова назвался вдовцом. Позже вернулся к жене, но с сыном продолжал поддерживать отношения .
  • Сестра по матери — Людмила Петровна Дружкова .

Личная жизнь

Юрий Дружков не скрывал своей гомосексуальной ориентации .

Полезные ссылки

  • на YouTube (телесюжет о Дружкове, 1993)
  • на YouTube , начиная с 24:00 (телесюжет о Дружкове, 2018)

Примечания

  1. . СарБК (29 сентября 2005). Дата обращения: 29 апреля 2020. 13 июля 2009 года.
  2. Боброва, Ирина. . Московский комсомолец (10 февраля 2006). Дата обращения: 26 апреля 2020. 21 февраля 2017 года.
  3. . СарБК (9 января 2006). Дата обращения: 29 апреля 2020. 5 мая 2020 года.
  4. Колосова, Светлана. // . — Litres, 2017. — 507 с. — ISBN 978-5-457-26670-4 .
  5. Осовин, Игорь. . Conspirology.org (24 мая 2011). Дата обращения: 22 июня 2018. 11 июня 2018 года.
  6. Филимонов, Михаил. Экспресс-газета (6 ноября 2003). Дата обращения: 26 апреля 2020. 26 апреля 2020 года.
  7. Петракова, Ирина. . Газета.Ru (11 января 2006). Дата обращения: 26 апреля 2020. 22 июня 2018 года.
  8. Куликов, Андрей. . Труд (12 января 2006). Дата обращения: 1 мая 2020. 1 мая 2020 года.
  9. . NEWSru.com (11 января 2006). Дата обращения: 29 апреля 2020. 14 ноября 2017 года.
  10. . Комсомольская правда (12 января 2006). Дата обращения: 1 мая 2020. 14 января 2006 года.
  11. Петракова, Ирина. . Газета.Ru (11 января 2006). Дата обращения: 26 апреля 2020. 18 июня 2007 года.
  12. . Комсомольская правда (12 января 2006). Дата обращения: 1 мая 2020. 1 мая 2020 года.
  13. Бирюкова. Марина; Мельман, Дмитрий. . Московский комсомолец . Дата обращения: 1 мая 2020. 1 мая 2020 года.
  14. . Город "А" (29 сентября 2016). Дата обращения: 3 мая 2020. 21 октября 2019 года.
  15. . Российское авторское общество . Дата обращения: 26 апреля 2020. 26 апреля 2020 года.
  16. Осовин, Игорь. . Сonspirology.ru (26 сентября 2014). Дата обращения: 27 апреля 2020. 13 сентября 2019 года.
  17. (LP) (Media notes). «Комбинация» и другие…. Ладъ. 1992. {{ cite AV media notes }} : Неизвестный параметр |publisherid= игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (другое в cite AV media (notes)) ( ссылка )
  18. (LP) (Media notes). «Комбинация». Gala Records, Inc. 1991. {{ cite AV media notes }} : Неизвестный параметр |publisherid= игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (другое в cite AV media (notes)) ( ссылка ) . Дата обращения: 5 мая 2020. Архивировано 7 июня 2021 года.
  19. (CD) (Media notes). «Комбинация». Gala Records, Inc. 1993. {{ cite AV media notes }} : Неизвестный параметр |publisherid= игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (другое в cite AV media (notes)) ( ссылка )
  20. (LP) (Media notes). «Комбинация». ВТФО «Фирма Мелодия». 1990. {{ cite AV media notes }} : Неизвестный параметр |publisherid= игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (другое в cite AV media (notes)) ( ссылка )
  21. (LP) (Media notes). Шоу-Группа «Комбинация». Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия». 1989. {{ cite AV media notes }} : Неизвестный параметр |publisherid= игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (другое в cite AV media (notes)) ( ссылка )
  22. (CD) (Media notes). «Комбинация». JAM Group International. 2004. {{ cite AV media notes }} : Неизвестный параметр |publisherid= игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (другое в cite AV media (notes)) ( ссылка )
  23. (CD) (Media notes). «Комбинация». JAM Group International. 2004. {{ cite AV media notes }} : Неизвестный параметр |publisherid= игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (другое в cite AV media (notes)) ( ссылка )
  24. . Российское авторское общество . Дата обращения: 26 апреля 2020. 24 апреля 2020 года.
  25. (CD) (Media notes). «Комбинация». JAM Group International. 2004. {{ cite AV media notes }} : Неизвестный параметр |publisherid= игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (другое в cite AV media (notes)) ( ссылка )
  26. (CD) (Media notes). «Комбинация». JAM Group International. 2004. {{ cite AV media notes }} : Неизвестный параметр |publisherid= игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (другое в cite AV media (notes)) ( ссылка )
  27. * (LP) (Media notes). Филипп. Fortuna. 1992. {{ cite AV media notes }} : Неизвестный параметр |publisherid= игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (другое в cite AV media (notes)) ( ссылка ) . Дата обращения: 5 мая 2020. Архивировано 16 марта 2021 года.
    • (CD) (Media notes). Аркадий Укупник. Союз. 1995. {{ cite AV media notes }} : Неизвестный параметр |publisherid= игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (другое в cite AV media (notes)) ( ссылка )
    • (MC) (Media notes). «Гости из будущего‎». Никитин. 2002. {{ cite AV media notes }} : Неизвестный параметр |publisherid= игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (другое в cite AV media (notes)) ( ссылка )
    • (CD) (Media notes). Алёна Апина. Jeff Records. 1994. {{ cite AV media notes }} : Неизвестный параметр |publisherid= игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (другое в cite AV media (notes)) ( ссылка ) . Дата обращения: 9 мая 2020. Архивировано 18 марта 2021 года.
  28. Полупанов, Владимир. . АиФ (23 августа 2019). Дата обращения: 3 мая 2020. 12 октября 2019 года.

Комментарии

  1. День рождения Дружкова — 27 сентября . На момент смерти — 4 января 2006 года — ему было 47 лет . Таким образом год его рождения — 1958.
  2. Из пяти названных Цеповым текстов, в итоге за авторством или соавторством Дружкова на официальных релизах «Комбинации» (вплоть до выхода переизданий альбомов в 2004 году) значились три: «Вишнёвая девятка», «Любовь уходит не спеша» и «Берег красный, берег белый» .
  3. Полная картина такова: На оригинальных релизах автором/соавтором текстов композиций «Не грусти», «Модница» и «Пойдём со мной» был указан Шишинин , тогда как в переизданиях вместо него значится уже Дружков . Из них в реестре РАО на поэта зарегистрированы только слова песни «Пойдём со мной» — с пометкой «3»; эта же песня дублируется на Шишинина с пометкой «1». Остальные два текста в РАО числятся за Шишининым . Упомянутое Цеповым авторство Дружкова в отношении текста песни «Красное платье» не отражено нигде — Шишинин фигурирует как автор и на альбоме, и в РАО . Текст песни «American Boy» значилcя за Шишининым в оригинале и остался за ним как в переиздании , так и в РАО (в реестр внесён как «Американский мальчик») . Автором слов для композиции «Русские девочки»/«Russian Girls» в ранних релизах значился Шишинин , а в переизданиях — Иванова и Окороков ; в РАО текст «Russian Girls» зарегистрирован на Шишинина . Слова песен, указанные на альбомах за авторством/соавторством Дружкова изначально («Любовь уходит не спеша», «Серёга», «Вишнёвая девятка»/«Девятка», «Берег красный, берег белый», «Милый мой, родной», «Хватит, довольно» и «Попурри») сохранились за ним и в переизданиях (кроме «Любовь уходит не спеша», в переиздания не вошла) , а также в РАО .
Источник —

Same as Дружков, Юрий Николаевич