Interested Article - Порфирий Петрович

Порфирий Петрович — персонаж из романа Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание ». Он выполняет работу следователя, которому поручают раскрыть убийство старухи-процентщицы. Единственный персонаж романа, у которого нет фамилии. Исследователи утверждают, что имя отчество героя списано с образа Порфирия Петровича Салтыкова-Щедрина данного в произведении « Губернские очерки ».

Порфирий Петрович Пселдонимов - персонаж рассказа Ф.М. Достоевского "Скверный анекдот" (2019 г.), мелкий чиновник, "маленький человек", на свадьбу которого явился генерал И.И. Пралинский. В отличие от своего тёзки из "Преступления и наказания", имеет фамилию.

Образ героя

Порфирий Петрович представлен в романе как опытный и дельный следователь, с прекрасной интуицией и знанием человеческой психологии. Возраста 35-летнего, но при этом называющий сам себя стариком. Внешне описан он как человек роста чуть ниже среднего, пухлый, как мячик, с лицом добродушным круглым, водянистыми глазами, обрамлёнными белыми ресницами. Сам себя в романе он сравнивает с клоуном: «…у меня и фигура уж так самим богом устроена, что только комические мысли в других возбуждает; буффон-с…»

Речь Порфирия Петровича, состоящая из изобилия словоерсов и уменьшительных суффиксов, будто гипнотизирует других персонажей, обволакивает и выматывает своей многословностью.

«— Ведь вот-с… право, не знаю, как бы удачнее выразиться… идейка-то уж слишком игривенькая… психологическая-с… Ведь вот-с, когда вы вашу статейку-то сочиняли, — ведь уж быть того не может, хе-хе! чтобы вы сами себя не считали, ну хоть на капельку, — тоже человеком „необыкновенным“ и говорящим новое слово, — в вашем то есть смысле-с… Ведь так-с? <…> А коль так-с, то неужели вы бы сами решились — ну там ввиду житейских каких-нибудь неудач и стеснений или для споспешествования как-нибудь всему человечеству — перешагнуть через препятствие-то?.. Ну, например, убить и ограбить?..»

Его ум и проницательность признают окружающие. Автор открывает читателю эту интуитивную проницательность: «Зная болезненность его характера и с первого взгляда верно схватив и проникнув его, Порфирий действовал…» В связи со своей деятельностью человек он недоверчивый и циничный, он может притворяться и дурить людей, иногда просто так, в чём сам и признаётся, но чаще чтоб вывести их на чистую воду: «Недоверчив, скептик, циник… надувать любит, то есть не надувать, а дурачить… Ну и материальный старый метод…»

Обладая честностью и добрым сердцем, Порфирий Петрович называет сам себя при этом человеком законченным и слабым, но качества эти относятся не к его характеру, а скорее к образу жизни: «…этак несветский и неизвестный, и к тому же законченный человек, закоченелый человек-с…» А вот характер он сам описывает так: «…согласен-с, у меня характер язвительный, скверный…» Но при всём этом поступки его говорят и о присущей гуманности, и о вере в лучшие людские качества — ведь добивается же он смягчения приговора для Раскольникова.

Роль героя в романе

На первый взгляд кажется, что роль Порфирия Петровича заключается в построении определённых отношений с главным героем, которые представляют собой «авантюрно-детективную» сюжетную линию романа, и пронизаны остро-психологическими диалогами, которые сохраняют напряжение до конца прочтения. Но роль данного героя глубже и вызывает споры: одни видят его спасителем, другие — злодеем.

Обращают на себя внимание его противоречивое поведение и суждения: он и провоцирует главного героя, и в то же время становится гласом автора. В. Г. Маранцман видит в этом герое «притворщика, который скрывает свои истинные намерения, заставляя Раскольникова искренне говорить о своих убеждениях». Основную роль данный исследователь-методист видит в спасении души Раскольникова. Некоторые исследователи видят в Порфирии Петровиче абсолютного злодея, садиста и истязателя человеческой души.

Критика о герое

Исследователь М. М. Бахтин называет Порфирия Петровича идейным носителем, и движимый этими идеями, он обращается к «незавершённому внутреннему ядру личности Раскольникова» и определяет диалогическое поле для психологических бесед.

Д. Брещенский обращает свой исследовательский интерес на семантику имени и отчества героя.

"Порфирий Петрович — единственный крупный персонаж “Преступления и наказания”, не получивший фамилии. Это указывает не только на обособленность его функции в романе и фундаментальную загадочность его образа, так до конца и не раскрытого, но и на интимность и непосредственность изображения Порфирия, не нуждающегося в установлении фамильных уз".

Д. Брещинский подмечает, что «в имени и отчестве, возможно, есть намёк на монаршью власть-порфира (пурпурная мантия монарха) и Пётр (первый русский император)»

Фильмография героя

Ссылки

Примечания

  1. Ма Вэньин АНТРОПОНИМИКА РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА: автореф. дис… канд. филол. наук / Ма Вэньин. — М.: 2015. — 267 с.
  2. . Дата обращения: 7 июня 2021. 7 июня 2021 года.
  3. . Дата обращения: 7 июня 2021. 7 июня 2021 года.
  4. . Дата обращения: 7 июня 2021. 7 июня 2021 года.
  5. . Дата обращения: 7 июня 2021. 7 июня 2021 года.
  6. . Дата обращения: 7 июня 2021. 7 июня 2021 года.
  7. М. А. Алексеева «ВЕСЬМА ВАЖНАЯ ШТУКА ПОНЯТЬ, В КАКУЮ СТОРОНУ РАЗВИТ ЧЕЛОВЕК…»: ОБРАЗ ПОРФИРИЯ ПЕТРОВИЧА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ//Филологический класс. — 2013. — № 1(31) — С.65
  8. Литература. 10 класс. Методические рекомендации. Под ред. Маранцмана В. Г., 2009. — С.163
  9. Лебедев Ю. В., Кузнецова М. Б. Литература. 10 класс: метод. советы. Книга для учителя. 2000
  10. Михальчук С. Н. Дополнительный материал к уроку: "Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  11. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: Сов. Россия, 1979.
  12. Брещинский Д. Порфирий Петрович. Художественный образ и композиционная функция следователя в «Преступлении и наказании» Достоевского. — «Современник»: Торонто, 1971. - № 22-23 - С. 26.
  13. Брещинский Д. Порфирий Петрович. Художественный образ и композиционная функция следователя в «Преступлении и наказании» Достоевского. — «Современник»: Торонто, 1971. — № 22-23 — С. 27.
Источник —

Same as Порфирий Петрович