Международный экспериментальный термоядерный реактор
- 1 year ago
- 0
- 0
«Экспериментальный роман» ( фр. Le Roman expérimental ) — статья Эмиля Золя , в которой писатель сформулировал принципы натуралистического романа , взяв на вооружение научный метод медика Клода Бернара , изложенный последним в его « Введении в изучение экспериментальной медицины » . Впервые опубликована в журнале « Вестник Европы » в сентябре 1879 года. В 1880 году Золя включил статью в одноимённый сборник своих теоретических трудов, отражающих его взгляды на задачи романа и литературы.
В основе научного подхода Клода Бернара к медицине лежали наблюдение и опыт. Эмиль Золя предложил использовать данный метод в литературе, объявив, что писатель попеременно должен выступать наблюдателем и экспериментатором. Задачей романа провозглашалось правдивое описание мира. Романисту следует наблюдать за характерами героев, анализировать их, устанавливать законы поведения в различных условиях. Таким образом в романе все явления получают объяснение на основе законов среды, а не мистических сил, и упор сделан на научное исследование человеческой природы, а не художественное творчество.
В России взгляды Золя, изложенные в «Экспериментальном романе», оказали значительное влияние на Петра Боборыкина и Александра Амфитеатрова , которые вслед за французским писателем руководствовались девизом: « наука, применённая к литературе » [ стиль ] .
В начале XX века Д. Н. Овсянико-Куликовский в ряде работ (« Вопросы психологии творчества », СПб., 1902; « Н. В. Гоголь », Москва, 1903; « Наблюдательный и экспериментальный метод в искусстве » в «Вестник воспит.», 1903, № 2—5) высказывался за возможность применения в искусстве не только наблюдения, но и эксперимента. Последний заключается в « нарочитом подборе известных черт под влиянием предрешающей деятельности известных чувств и мыслей ». По его мнению, эта предварительная интуиция художника-экспериментатора даёт в результате искусственно созданные образы, которые автор находит возможным сопоставить с искусственным и целесообразным воспроизведением природных явлений в научном эксперименте. Типичными экспериментаторами в русской художественной литературе он считает Гоголя , Чехова , Щедрина и Гл. Успенского .
|
Это
заготовка статьи
о
литературе
. Помогите Википедии, дополнив её.
|
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|