Interested Article - Ilfochrome
- 2021-11-18
- 1
Ilfochrome (ранее известна как Цибахром или Сибахром англ. Cibachrome ) — торговое название обращаемой (прямопозитивной) фотобумаги , основанной на химическом обесцвечивании содержащихся в фотоэмульсии азокрасителей в экспонированных участках. Кроме повышенной стойкости красителей к выцветанию, фотоматериалы такого типа обеспечивают более качественное цветоделение , чем хромогенные , в которых красители синтезируются во время проявления.
История
Впервые технология была запатентована в 1933 году венгерским учёным Бела Гаспаром под торговым названием «Гаспарколор» . Цветное позитивное изображение на многослойном фотоматериале такого типа образуется за счёт химического обесцвечивания азокрасителей в экспонированных участках . Киноплёнки «Гаспарколор» использовались в мультипликации для печати фильмокопий , конкурируя с более дорогой гидротипной технологией « Техниколор ». Два зонально-чувствительных слоя таких киноплёнок наносились с одной стороны подложки, а третий — с обратной . Появившаяся в 1936 году хромогенная киноплёнка Agfa с современным способом синтеза красителей при проявлении, копировала некоторые принципы, заложенные Гаспаром в свой фотоматериал. Приход к власти Гитлера заставил учёного эмигрировать из Германии в Бельгию , где на заводах Gevaert было развёрнуто производство киноплёнки, закрытое после оккупации страны нацистами .
В 1960-х годах, после смерти Гаспара и истечения срока его патентов , один из разработчиков системы Пол Дрейфус ( англ. Paul Dreyfus ), работавший в фармацевтической компании Ciba AG предложил использовать принцип для цветных прямопозитивных фотобумаг. Разработка технологии их изготовления под его руководством велась компанией Ciba Geigy (теперь Novartis ). В 1963 году было налажено производство под торговым названием Cibachrome, а через 6 лет торговая марка перешла в собственность Ilford Photo . В 1989 году она вновь перепродана американской компании International Paper , продолжившей производство на заводах Ilford. В 1992 фотопроцесс получил новое торговое название Ilfochrome, однако в фотоиндустрии до сих пор общепринято наименование «Сибахром».
До 2004 года компоненты для фотобумаги производились на двух заводах: в Великобритании и Швейцарии. Производство в Великобритании было выкуплено менеджментом и продолжилось под маркой , а швейцарское подразделение было продано Japanese Oji paper group в 2005 и в 2010 годах. Здесь оно сохранило торговую марку Ilford. Сам Ilford также продолжил выпускать некоторые наименования фотоматериалов. В 2012 году концерн объявил о завершении выпуска последней партии фотобумаг «Ilfochrome Classic» из-за падения спроса, обусловленного наступлением цифровых технологий фотопечати . Сегодня единственная в России лаборатория печати по технологии Ilfochrome работает в Москве при Галерее классической фотографии .
Преимущества
Печать на фотобумаге «Сибахром» чаще всего производится с цветных диапозитивов , позволяя получать их бумажную копию без промежуточного контратипирования . Красители, используемые в технологии, не подвержены деградации от попадания прямых солнечных лучей, обеспечивая длительное архивное хранение. Благодаря этому обстоятельству отпечатки на такой фотобумаге высоко ценятся галеристами и музейными работниками. По сравнению с обычной фотобумагой, Ilfochrom даёт значительно большие цветовой охват и разрешающую способность . Все эти преимущества достигаются, благодаря использованию азокрасителей, добавляемых в состав эмульсии в момент производства фотоматериала. При лабораторной обработке в экспонированных участках эти красители обесцвечиваются, оставаясь в тенях без изменений . В обычных цветных фотобумагах краситель синтезируется при взаимодействии цветообразующих компонент фотоэмульсий с продуктами окисления проявителя, восстанавливающего металлическое серебро . Получаемые при этом красители обладают невысокой стойкостью и нежелательным спектральным поглощением в соседних цветовых зонах.
Известны примеры использования фотобумаги «Сибахром» для прямой съёмки крупноформатными фотоаппаратами . В этом случае фотоматериал заряжается в кассету для листовой фотоплёнки , давая позитивное зеркальное изображение объекта. Для получения прямого изображения некоторые фотографы используют зеркало, установленное перед объективом под углом 45°, как это делалось при съёмке дагеротипов . Ещё одна проблема заключается в слишком «тёплом» цветовом балансе фотобумаги, требующей установки оранжевого светофильтра при дневном освещении . Несмотря на все ограничения, такая технология позволяет получить ещё более качественную цветопередачу, так как исключается стадия цветоделения в промежуточном диапозитиве. В то же время, необходимость длинной выдержки из-за низкой светочувствительности фотобумаги, делает метод прямой съёмки пригодным только для неподвижных объектов.
См. также
Примечания
- , с. 384.
- ↑ , с. 213.
- , с. 382.
- ↑ Dr. William Moritz. (англ.) . Lecture at Musee du Louvre . The Fischinger Trust (6 октября 1995). Дата обращения: 13 февраля 2016. 25 февраля 2016 года.
- Cristopher Burkett. (англ.) . West Wind Arts, Inc. Дата обращения: 19 февраля 2016. 18 февраля 2016 года.
- . Лаборатория . Галерея классической фотографии. Дата обращения: 30 июня 2016. 3 июля 2016 года.
- . Союз фотохудожников России. Дата обращения: 19 февраля 2016. 1 марта 2016 года.
- (англ.) . Glennview. Дата обращения: 19 февраля 2016. 3 марта 2016 года.
- Marco Annaratone. (англ.) . Twelve-Tone Photography. Дата обращения: 19 февраля 2016. Архивировано из 3 марта 2016 года.
Литература
- А. В. Редько. . — 2-е изд.. — СПб. : «Лань», 1999. — С. —385. — 512 с. — (Учебники для ВУЗов. Специальная литература). — 3000 экз. — ISBN 5-8114-0146-9 .
- А. В. Редько. Основы чёрно-белых и цветных фотопроцессов / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1990. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-210-00390-6 .
- Р. В. Г. Хант. Цветовоспроизведение / А. Е. Шадрин. — 6-е изд.. — СПб. , 2009. — С. 381—382. — 887 с.
Ссылки
- Vincent Douglas. (англ.) . Ilfochrome . Douglas Vincent Photography. Дата обращения: 19 февраля 2016.
- 2021-11-18
- 1