Interested Article - Kodachrome
- 2021-09-14
- 1
Kodachrome ( рус. Кодахром ) — торговое название типа цветных обращаемых фотоматериалов , производившихся с 1935 по 2009 год . «Kodachrome» выпускался в различных форматах как для цветной фотографии , так и для цветного кинематографа , но наибольшую известность получил в виде фотоплёнки для слайдов . В советской и российской литературе этот тип фотоматериалов, эксклюзивно выпускавшийся только компанией Eastman Kodak , получил название « цветные плёнки с диффундирующими цветообразующими компонентами » . Так подчёркивалось принципиальное отличие от наиболее распространённых хромогенных фотоматериалов с недиффундирующими компонентами.
Благодаря отличным резкости и цветопередаче, пригодным для профессиональной полиграфии, «Kodachrome» стал наиболее долгоживущим брендом цветного фотоматериала, оставаясь на рынке 74 года. Однако, из-за чрезвычайно сложной лабораторной обработки конкурентоспособность «Kodachrome» неуклонно снижалась в течение последних десятилетий. С распространением цифровой фотографии спрос на этот фотоматериал окончательно упал и его выпуск был прекращён в 2009 году . В начале 2017 года компания Kodak начала исследования с целью выяснения возможности возобновления выпуска . Летом того же года вышел в свет первый выпуск журнала «Kodachrome Magazine» для поклонников аналоговой фотографии .
История
Предшественники
До появления современных многослойных фотоматериалов, в том числе «Kodachrome», в цветной фотографии господствовали растровые фотопроцессы, такие как « Автохром » и «Дюфайколор» с аддитивным синтезом цвета. Несмотря на приемлемую цветопередачу, все они обладали несколькими принципиальными недостатками: непригодностью для тиражирования и низкой разрешающей способностью из-за растра. То же относится к плёнкам с лентикулярным растром , одной из первых среди которых стал «Kodacolor» 1928 года . Технологии с цветоделением на три чёрно-белых негатива были очень сложны и использовались, главным образом, при студийной съёмке для журнальной полиграфии .
Первый процесс Kodachrome
Впервые название «Kodachrome» использовано компанией Eastman Kodak в 1913 году для двухцветного процесса, изобретённого Джоном Кэпстафом ( англ. John Capstaff ). Технология была основана на принципе « бипак », предусматривающем использование двух фотопластинок с различной спектральной чувствительностью, сложенных друг с другом эмульсиями . Несенсибилизированная фотопластинка, чувствительная к сине-фиолетовой части видимого спектра , устанавливалась стеклянной подложкой к объективу , а её эмульсия покрывалась тонким фильтрующим слоем оранжевого цвета . В результате, до панхроматической эмульсии другой пластинки, прижатому к этому слою, доходил только красно-оранжевый свет. Пакет из двух фотопластинок устанавливался в кассету обычного фотоаппарата , позволяя выполнять цветоделение без дополнительных приспособлений. После обычной лабораторной обработки на несенсибилизированной пластинке получался чёрно-белый негатив, соответствующий синему частичному изображению, а на панхроматической — красно-оранжевому. Красный фильтровый слой смывался с эмульсии. Существовал и более громоздкий вариант этой технологии с цветоделением в специальном фотоаппарате при помощи полупрозрачного зеркала и цветных светофильтров .
Полученные негативы обрабатывались дубящим отбеливателем, удалявшим проявленное серебро , одновременно задубливая желатину неэкспонированных участков. После промывки горячей водой незадубленная желатина смывалась, а оставшаяся образовывала рельеф вымывания, толщина которого была обратно пропорциональна полученной экспозиции . После окраски желатиновых слоёв красителями дополнительных цветов , получались два монохромных диапозитива , поскольку количество удерживаемых красителей зависело от толщины желатины. Панхроматическая пластинка, получившая экспозицию от красно-оранжевого света, окрашивалась в сине-зелёный, а несенсибилизированная — в красно-оранжевый цвета. Высушенные фотопластинки складывались вместе так же, как во время экспозиции, давая цветной диапозитив . Цветовой охват всех двухцветных технологий был невелик, и многие цвета отображались искажённо, но телесные тона такой процесс передавал очень хорошо, найдя применение в портретной фотографии . Благодаря отсутствию растра, такие диапозитивы давали более высокое качество изображения, и были более прозрачны, чем «Автохром». В кинематографе эта же технология отличалась печатью на двухсторонней позитивной киноплёнке « дипо-фильм », каждый из эмульсионных слоёв которой окрашивался таким же способом, как и фотопластинки.
Современный Kodachrome
Следующая версия «Kodachrome», получившая всемирную известность, была разработана Леопольдом Маннесом ( англ. Leopold Damrosch Mannes ) и Леопольдом Годовски-младшим ( англ. Leopold Godowsky, Jr. ) — профессиональными музыкантами с университетским научным образованием . Их интерес к цветной фотографии возник ещё в школьные годы после просмотра в 1917 году кинофильма «Наш флот», снятого по раннему двухцветному аддитивному процессу «Prizma». Друзья пришли к выводу, что цветопередача на экране совершенно неудовлетворительна, и занялись поиском литературы о цветном кинематографе. Тогда же начались их первые опыты по аддитивному цветовоспроизведению. Работы были продолжены после поступления в колледж, позволив создать кинокамеру с двумя объективами. Каждый из них был закрыт цветным светофильтром и строил собственный ряд изображений на киноплёнке. Однако, впоследствии Маннес и Годовски отказались от этой системы, начав эксперименты с созданием многослойных плёнок, синтез цвета в которых происходил субтрактивным способом, не требуя специальных кинопроекторов и точного совмещения. В тот момент такая технология уже была разработана немецким химиком Рудольфом Фишером, в 1912 году запатентовавшим хромогенное цветное проявление, однако способ изолировать соседние слои от диффузии красителей и цветообразующих компонент ещё не был найден .
Маннес и Годовски пошли по этому же пути, начав поиск подходящих цветообразующих компонент, но эксперименты пришлось остановить из-за нехватки средств. В 1922 году друг Маннеса Роберт Вуд представил изобретателей научному руководителю Kodak Кеннету Мизу ( англ. Mees Charles Eduard Kennet ), попросив его в письме о возможности предоставить в их распоряжение одну из лабораторий компании на несколько дней. Миз подтвердил согласие на символическую поддержку, но ознакомившись с работами учёных ближе, выразил готовность наладить регулярную поставку многослойных эмульсий, изготовленных по их спецификациям для экспериментов. Дополнительную финансовую помощь в размере 20 000 долларов оказала фирма «Кюн, Лоэб и Компания», где работал хороший знакомый Маннеса. В 1924 году был готов двухцветный процесс, основанный на контролируемой диффузии цветообразующих компонент. Рассчитав, насколько больше времени этот процесс занимает для верхнего светочувствительного слоя плёнки по сравнению с нижним, разработчики решили главную проблему, вставшую на пути Фишера. Регулируя время диффузии компонент в разные слои фотоматериала, Маннес и Годовски получили возможность создавать окраску заданного слоя без нежелательного проникновения красителя в соседние.
Через три года экспериментальных работ, инженеры решили отказаться от прямой пропитки эмульсий, начав добавлять цветообразующие компоненты в проявители при раздельной проявке разных зонально-чувствительных слоёв. Красители при этом синтезировались при взаимодействии цветообразующих компонент с продуктами окисления проявителя . После этого осталась единственная проблема, не решённая Фишером: диффузия сенсибилизаторов в соседние зонально-чувствительные слои, искажающая их спектральную чувствительность. После прекращения финансирования в 1929 году, Миз снова помог изобретателям, вспомнив о решении этой же проблемы, найденном штатным разработчиком Kodak Лесли Брукером. Последний срок получения готового продукта был установлен в три года после возобновления работ. Тем не менее, к 1934 году Маннес и Годовски могли представить только двухцветный процесс, аналогичный по качеству изображения разработанному более 20 лет назад первому «Kodachrome» Кэпстафа. Во время запуска производства и незадолго до начала рекламной кампании, изобретатели всё же завершили доработку ожидаемого от них трёхцветного процесса.
Первый анонс состоялся 15 апреля 1935 года в виде 16-мм киноплёнки а через год появилась 8-мм киноплёнка , и фотоплёнки формата 135 и . Несмотря на то, что главной целью разработок была замена сложного трёхплёночного процесса « Техниколор » в цветном кинематографе , полученная киноплёнка оказалась малопригодной для профессионального кинопроизводства . Причиной была сложность тиражирования, поскольку технология позволяла получать только обращённое изображение, не поддающееся исправлению при печати. Поэтому, «Kodachrome» использовался в художественном кинематографе очень ограниченно только для натурных съёмок, где громоздкие трёхплёночные камеры «Техниколора» были непригодны. Для этих целей выпускалась специальная 35-мм версия под названием «Монопак» с пониженным контрастом и несколько увеличенной фотографической широтой . Полученный после съёмки обращённый позитив копировался на три цветоделённые матричные плёнки, с которых гидротипным способом печатались фильмокопии . Наилучшим решением для цветного кино стал негативно-позитивный хромогенный процесс, разработанный компанией Agfa в 1937 году, и к середине 1950-х годов ставший общемировым стандартом . Настоящий успех «Kodachrome» получил в фотожурналистике и любительском кино, изредка уступая пальму первенства более высокочувствительным слайдам «Kodak Ektachrome» хромогенного типа.
Использование
За 74 года выпуска плёнка производилась в различных форматах: в виде киноплёнки 8-мм, «8 Супер» , 16-мм и 35-мм , а также для фотографии больших листовых форматов, тип-135 , тип-120 , тип-110 , тип-126 и тип-828. «Kodachrome» высоко ценится фотобанками за исключительно мелкое зерно, идеальную цветопередачу и архивную стабильность. Поэтому плёнка использовалась профессиональными фотожурналистами, такими как Стив Маккарри , Питер Гуттман и Алекс Уэбб . Маккарри использовал «Kodachrome» для портрета « Афганской девочки », опубликованного в журнале National Geographic . Большая часть цветного фотоархива этого издания состоит из слайдов, сделанных на этой плёнке, поскольку ей отдавалось предпочтение как фоторедакторами, так и фотографами. Более современная плёнка «Kodak Ektachrome» использовалась только в исключительных случаях, когда светочувствительность «Kodachrome» оказывалась недостаточной. Киноплёнка «Kodachrome» была использована компанией «Walton Sound and Film Services» в 1953 году для официального 16-мм фильма о коронации Королевы Елизаветы Второй , «Coronation Regina» .
Хромогенные слайдовые плёнки, такие как «Fujichrome» и «Kodak Ektachrome», использовали более распространённый и короткий проявочный процесс E-6 . Это серьёзно уменьшило долю рынка «Kodachrome», когда качество конкурирующих плёнок резко улучшилось в 1980—1990 годах. Цифровая фотография в первом десятилетии XXI века также повлияла на спрос на все виды плёнок, и продажи упали ещё сильнее. 22 июня 2009 года Kodak объявил о прекращении выпуска плёнки, ссылаясь на снижение спроса и объёмов продаж «Kodachrome», производившегося на единственном заводе . Последней лабораторией, где можно было проявить «Kodachrome», была канзасская Dwayne’s Photo, которая обрабатывала плёнку до января 2011 года. В последние месяцы фирма едва справлялась с заказами: к ней обращались фотографы, долгие годы хранившие свои плёнки непроявленными. 14 июля 2010 года было анонсировано , что последний произведённый ролик «Kodachrome» был проявлен в Dwayne’s для Стива Маккарри . 36 слайдов отданы на вечное хранение в Eastman House в Рочестере, Нью-Йорк и часть изображений журналом Vanity Fair . Тем не менее в начале 2017 года появились сведения о ведущихся компанией Eastman Kodak работах по возобновлению выпуска фото- и киноплёнки Kodachrome .
Особенности
Эмульсия
В отличие от наиболее распространённых хромогенных фотоматериалов , с цветообразующими компонентами, добавленными в эмульсию при изготовлении, «Kodachrome» не содержит таких веществ. Цветообразующие компоненты находятся в проявляющих растворах, позволяя сделать эмульсионные слои очень тонкими . В результате низкого светорассеяния в тонких эмульсиях, резкость изображения на «Kodachrome» значительно выше, чем на любых других многослойных плёнках. Это оказалось наиболее ценным для 8-мм киноплёнок с предельно малым кадром: в узкоплёночном любительском кино Kodachrome долго превосходил все остальные обращаемые плёнки .
В хромогенных цветных плёнках красители образуются одновременно во всех слоях, благодаря разным цветообразующим компонентам, уже добавленным в эмульсии. При таком процессе происходит расплывание красителей, ещё больше снижающее резкость изображения. В плёнке «Kodachrome» красители замещают кристаллы серебра, сохраняя разрешающую способность фотоэмульсии . «Kodachrome» имеет фотографическую широту в 8 eV , и максимальную оптическую плотность 3,6—3,8 D .
Цветопередача
«Kodachrome» была первой коммерчески успешной цветной обращаемой плёнкой. Благодаря однократному цветоделению, точность цветопередачи превосходила любой из современных ей негативно-позитивных цветных процессов. Плёнка стала первым многослойным фотоматериалом, способным соперничать с громоздкими трёхпластиночными фотоаппаратами, до этого господствовавшими в профессиональной полиграфии. Её цвет стал стандартом в цветной фотографии последующих десятилетий . Даже после появления в 1946 году хромогенных обращаемых фотоплёнок «Kodak Ektachrome» с высоким качеством изображения, многие профессионалы по прежнему предпочитали «Kodachrome», а позднее обнаружили преимущества этой плёнки даже перед цифровой фотографией .
Архивная стабильность
При хранении в темноте долговечность красителей «Kodachrome» превосходит любые другие обращаемые плёнки. В 1938 году Kodak усовершенствовал процесс, значительно укоротив лабораторную обработку и повысив долговечность красителей. Слайды, снятые на «Kodachrome», выпущенный позже этой даты, сохраняют насыщенность цветов до сегодняшнего дня. Экспериментально подсчитано, что наименее долговечный жёлтый краситель этого фотоматериала теряет 20% оптической плотности лишь через 185 лет. Такая стабильность стала возможной благодаря тому, что неизрасходованные цветообразующие компоненты не остаются в эмульсионных слоях после обработки, в отличие от хромогенных фотоматериалов, где их диффузия предотвращается многочисленными мерами .
В то же время, под действием света слайды «Kodachrome» выцветают быстрее традиционных. Так, в диапроекторе такой слайд выцветает за час, против двух с половиной часов слайдов « ». Экспонированные, но необработанные плёнки «Kodachrome» могут очень долго сохранять качественное изображение. Известны случаи удачной проявки слайдов на плёнках, потерянных за 17 лет до обработки .
Сканирование и разрешение
35-мм слайд «Kodachrome» содержит приблизительно 140 мегапикселей информации на малоформатном кадре размером 24×36 мм . Это достигается за счёт чрезвычайно мелкого зерна очень тонких фотоэмульсий. При сканировании большинством фильм-сканеров может возникнуть нежелательный синий оттенок. Поэтому, некоторые производители программного обеспечения добавляют специальный профиль IT8 «Kodachrome», устраняющий проблемы . Дополнительные сложности возникают при использовании алгоритмов автоматической программной очистки от пыли и загрязнений ( англ. Digital ICE ), поскольку голубой краситель обладает пониженной прозрачностью для инфракрасного излучения , используемого для обнаружения посторонних частиц на плёнке .
Процесс K-14
Лабораторная обработка фотоматериалов «Kodachrome» значительно сложнее, чем у любых других обращаемых фото- и киноплёнок, и требует высокой квалификации и специального оснащения. В авторизованных лабораториях плёнки обрабатывались проявочными машинами , специально спроектированными для фотоматериалов этого типа. На протяжении 74 лет существования процесс претерпевал несколько изменений и усовершенствований, насчитывая 4 разновидности, полностью заменявших друг друга. Версия под названием K-14 начала использоваться с 1974 года, с небольшими изменениями трансформировавшись в последнюю модификацию K-14M. Первой стадией обработки было механическое удаление непрозрачного противоореольного слоя с обратной стороны подложки, после обработки в щелочной ванне. После промывки следовало чёрно-белое проявление в фенидон - гидрохиноновом проявителе . При этом, во всех трёх зонально-чувствительных слоях проявлялись негативные цветоделённые изображения, состоящие из металлического серебра. Жёлтый фильтровый слой, расположенный под верхним синечувствительным слоем, при этом терял прозрачность, в дальнейшем изолируя соседние слои от засветки.
По окончании первого проявления и промывки начиналась поэтапная раздельная засветка неэкспонированного во время съёмки галогенида серебра в каждом из слоёв. В фирменных руководствах по обработке «Kodachrome» эти стадии назывались «печатью» ( англ. Reexposure Printing Step ), поскольку их результатом было обращение негативного изображения, полученного при первом проявлении . Первым засвечивался нижний красночувствительный слой. Для повышения избирательности засветка производилась красным светом через подложку. Засвеченный галогенид серебра неэкспонированных при съёмке участков, оставшийся в красночувствительном слое после чёрно-белого проявления, восстанавливался до металлического серебра специальным проявителем. Он содержал цветообразующую компоненту , синтезирующую при взаимодействии с продуктами окисления проявителя голубой краситель. В остальных слоях синтез голубого красителя не происходил, поскольку в них экспонированного непроявленного серебра не оставалось. По окончании «голубого» проявления фотоматериал промывался и начиналась засветка синечувствительного слоя синим светом с лицевой стороны плёнки. Непрозрачный фильтровый слой при этом предохранял зелёночувствительную эмульсию, обладающую естественной чувствительностью к сине-фиолетовому излучению.
Точность синей засветки играла большую роль в получении качественного цветоделения: при недостаточной экспозиции часть галогенида серебра верхнего слоя оставалась незасвеченной, и при последнем «пурпурном» проявлении провоцировала нежелательный выход «чужого» красителя. В случае передержки появлялся риск засветки сквозь фильтровый слой соседнего зелёночувствительного, приводящей к образованию в нём жёлтого красителя при проявлении верхнего слоя. Поэтому, интенсивность синей экспозиции и спектральное поглощение светофильтра строго регламентировались . Проявитель для синечувствительного слоя содержал цветообразующую компоненту, дающую жёлтый краситель. При точном соблюдении режима красной и синей засветок и полноценном «голубом» проявлении, жёлтый краситель синтезировался только в синечувствительном слое. Во всех случаях выход красителя был пропорционален количеству проявленного серебра и обратно пропорционален экспозиции, полученной слоем в момент съёмки. Поэтому красители образовывали позитивные изображения. Средний зелёночувствительный слой подвергался «химической» засветке специальным проявителем с пурпурной цветообразующей компонентой .
По окончании цветного проявления всех трёх слоёв металлическое серебро отбеливалось, превращаясь в галогениды, удалявшиеся из эмульсии в процессе фиксирования и окончательной промывки. Жёлтый фильтровый слой также обесцвечивался при отбеливании, становясь прозрачным. Полностью обработанная плёнка содержала цветное позитивное изображение, состоящее из красителей. Основная сложность обработки состояла в соблюдении режима цветных «печатающих» засветок, от которого зависела точность цветоделения. Окрашивание зонально-чувствительных слоёв соответствующими красителями осуществлялось избирательным экспонированием галогенида серебра нужного слоя. В случае ошибки при выборе цветного проявителя можно было получить не тот краситель, например жёлтый в красночувствительном слое вместо голубого. Однако, сложность технологии окупалась непревзойдённым качеством цветопередачи и архивной стабильностью.
Предоплаченная проявка
Из-за сложности технологии, самостоятельная лабораторная обработка была невозможна, и проявка плёнок «Kodachrome» производилась только официальными представителями Kodak . Кроме того, компания не была заинтересована в раскрытии подробностей своего процесса, опасаясь конкуренции. По этим причинам химический состав обрабатывающих растворов и сама технология не разглашались, а стоимость проявки включалась в цену фотоматериала, который мог быть обработан только в официальных лабораториях Kodak . В каждую коробку был вложен конверт, предназначенный для упаковки и пересылки отснятой плёнки в ближайшую из фотолабораторий Kodak . 35-мм фотоплёнка после обработки разрезалась автоматическим резаком на отдельные кадры, которые вставлялись в стандартные рамки, и в таком виде возвращалась клиентам.
В 1954 году, после судебного процесса United States vs. Eastman Kodak Co. , эта практика была запрещена в США как противоречащая антимонопольному законодательству . Компания Kodak пошла на уступку и разрешила обработку плёнок сторонним лабораториям на территории США, начав поставки соответствующих реактивов . В других странах это судебное решение не действовало, и за пределами США обработка оставалась доступна только в лабораториях Kodak.
Интересные факты
В 2017 году вышел американский фильм « », герои которого, отец и сын, едут через всю Америку, чтобы успеть проявить старые фотоплёнки отца в канзасской лаборатории Dwayne’s Photo (после того, как лаборатория объявила, что больше не будет проявлять плёнки «Kodachrome»)
См. также
Примечания
- ↑ Загорец, Ярослав . Lenta.ru (23 июня 2009). Дата обращения: 17 ноября 2011. 25 октября 2011 года.
- ↑ , с. 170.
- ↑ . Lenta.ru (22 июня 2009). Дата обращения: 18 ноября 2011. 21 октября 2011 года.
- ↑ Dl Cade. (англ.) . «PetaPixel» (9 января 2017). Дата обращения: 10 января 2017. 10 января 2017 года.
- Ron Leach. (англ.) . Film Photography News . журнал «Shutterbug» (10 января 2017). Дата обращения: 11 января 2017. 13 января 2017 года.
- Michael Zhang. (англ.) . PetaPixel (2 июня 2017). Дата обращения: 7 июня 2017. 2 июня 2017 года.
- , с. 169.
- Scott Bilotta. (англ.) . Scott's Photographica Collection (26 января 2010). Дата обращения: 20 марта 2016. 1 апреля 2016 года.
- ↑ (англ.) . Архив . American History (15 мая 2012). Дата обращения: 20 марта 2016. 1 апреля 2016 года.
- , с. 402.
- , с. 360.
- , с. 44.
- от 15 февраля 2017 на Wayback Machine Popular Mechanics , June 1935
- , с. 42.
- . Kodak . Дата обращения: 17 мая 2007. 5 сентября 2012 года.
- , с. 203.
- . Kodak (22 июня 2009). Дата обращения: 18 сентября 2009. 5 сентября 2012 года.
- Ben Dobbin (2008-09-22). . USA Today . из оригинала 2 декабря 2008 . Дата обращения: 23 июня 2009 .
- . Ftvdb.bfi.org.uk (16 апреля 2009). Дата обращения: 18 сентября 2009. 5 сентября 2012 года.
- . cnews.ru (31 декабря 2010). Дата обращения: 30 ноября 2011. Архивировано из 2 января 2011 года.
- ↑ COLLEEN SURRIDGE (2010-07-14). . Parsons Sun. из оригинала 8 апреля 2014 . Дата обращения: 30 ноября 2011 .
- ↑ , с. 241.
- , с. 47.
- (недоступная ссылка — ) .
-
Unknown author (2009-03-26).
. Thomson Reuters.
из оригинала
1 февраля 2013
. Дата обращения:
8 июня 2009
.
{{ cite news }}
:|author=
имеет универсальное имя ( справка ) - . Toronto Star. 2009-06-23. из оригинала 23 октября 2012 . Дата обращения: 28 сентября 2017 .
- David Friend. Vanity Fair (9 февраля 2011). Дата обращения: 1 февраля 2011. 5 сентября 2012 года.
- , с. 168.
- Andreas Hünnebeck. (англ.) . Персональный сайт (20 августа 2009). Дата обращения: 20 марта 2016. 3 марта 2016 года.
- Michael Langford. Basic Photography (7th Ed.). — Оксфорд: Focal Press, 2000. — С. 99. — ISBN 0 240 51592 7 .
- David B. Brooks. (англ.) . Pro Techniques . журнал «Shutterbug» (1 июня 2009). Дата обращения: 20 марта 2016. 16 марта 2016 года.
- Ken Rockwell. (англ.) . Photo Scanner Technology Explained . Персональный сайт. Дата обращения: 20 марта 2016. 8 марта 2016 года.
- ↑ (англ.) . Kodak . Дата обращения: 21 марта 2016. 23 февраля 2011 года.
- , с. 239.
- , с. 213.
- . Caselaw.lp.findlaw.com. Дата обращения: 18 сентября 2009. 5 сентября 2012 года.
- , с. 383.
- . Historicphotoarchive.com. Дата обращения: 18 сентября 2009. 5 сентября 2012 года.
- (англ.) . justice.gov. Дата обращения: 18 ноября 2011. 5 сентября 2012 года.
- . Kodak.com (15 мая 1950). Дата обращения: 18 сентября 2009. 5 сентября 2012 года.
Литература
- Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. —404. — 447 с.
- Николай Майоров. Киноведческие записки » : журнал. — 2011. — № 98 . — С. 196—209 . — ISSN . // «
- Н. А. Майоров. № 1 (31) . — С. 38—44 . — ISSN . // «Мир техники кино» : журнал. — 2014. —
- А. В. Редько. . — 2-е изд.. — СПб. : «Лань», 1999. — С. —385. — 512 с. — (Учебники для ВУЗов. Специальная литература). — 3000 экз. — ISBN 5-8114-0146-9 .
- А. В. Редько. Основы чёрно-белых и цветных фотопроцессов / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1990. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-210-00390-6 .
- Максим Томилин. Из истории цветного фотопроцесса Советское фото » : журнал. — 1982. — № 7 . — С. 41—42 . — ISSN . // «
- Р. В. Г. Хант. Цветовоспроизведение / А. Е. Шадрин. — 6-е изд.. — СПб. , 2009. — 887 с.
- Хокинс Э., Эйвон Д. / А. В. Шеклеин. — М. : «Мир», 1986. — С. 96—107. — 280 с.
- Henry Wilhelm. // / Carol Brower. — Grinnell, Iowa: Preservation Publishing Company, 2003. — С. 112—115. — 761 с. — ISBN 0-911515-00-3 .
Ссылки
- Chuck Miller. (англ.) . Tutorials . Peta Pixel (17 июля 2012). Дата обращения: 21 марта 2016.
- (англ.) . Kodak Store. Дата обращения: 7 июня 2017.
- 2021-09-14
- 1