Interested Article - Мукси

Два мукса в La Vela Muxe Guuchachi на празднике в Оахаке, Мексика

Мукси или муши в сапотекских культурах Оахаки Южной Мексики ( исп . ед.ч. muxe — мукс или муше; также пишется muxhe [muʃeʔ], мн.ч. — muxes) — это люди, рождённые мужчинами, которые одеваются и ведут себя как женщины; они рассматриваются как третий пол .

Этимология и происхождение

Считается, что слово muxe происходит от испанского слова, означающего «женщина», mujer . В XVI веке буква x имела звук, похожий на «ш» .

Традиция третьего пола у сапотеков восходит к доколумбовым временам и засвидетельствована летописцами XVII века. Ядром культуры сапотеков была семья, организованная по системе, аналогичной матриархату . Мужчины отвечали за охоту, обработку земли и принятие политических решений, в то время как женщины контролировали деловые и экономические решения. Мукс мог участвовать в принятии решений, обычно закрепленных за женщинами в семье. Некоторые мукси образовывали моногамные пары с мужчинами, другие жили группами, а третьи женились на женщинах и имели детей.

Гендер и идентичность в культуре сапотеков

В отличие от большинства метисов Мексики , на перешейке Теуантепек проживает преимущественно сапотекское население — один из коренных народов страны. Широко известно, что муксы сталкиваются там с меньшей враждебностью, чем гомосексуальные люди, женоподобные мужчины и транс-женщины в других местах Мексики. По оценкам одного исследования, в начале 1970-х годов 6 процентов мужчин в общине сапотеков перешейка были муксами . Другие общины сапотеков за пределами перешейка имеют аналогичные третьи гендерные роли, такие как бизаахи из Теотитлан-дель-Валье.

Некоторые мукси женятся на женщинах и заводят детей, в то время как другие выбирают мужчин в качестве сексуальных или романтических партнеров. По словам антрополога Линна Стивена, мукс «может выполнять определённые виды женской работы, такие как вышивка или украшение домашних алтарей, но другие выполняют и мужскую работу по изготовлению украшений» . Мукси могут быть vestidas («одетый», то есть носящий женскую одежду) или pintadas («окрашенный», то есть носящий мужскую одежду и макияж) .

В современной культуре сапотеков говорится о различиях, связанных с их социальным статусом. Мукси в деревенских общинах уважаемы и не могут быть унижены, в то время как в более крупных западных городах они могут столкнуться с дискриминацией, особенно со стороны мужчин; из-за отношения, привнесенного католицизмом . Мукси, как правило, принадлежат к более бедным классам общества. Гендерные различия и однополые желания в богатых сообществах региона, скорее всего, относятся к более западной таксономии геев, бисексуалов и трансгендеров. Такие люди также вероятно остаются «в шкафу». Несмотря на это, мукси традиционно ассоциировались с удачей, и многие теперь имеют работу «белых воротничков» или занимаются политикой.

Антрополог Беверли Чиньяс объяснила в 1995 году, что в культуре сапотеков «идея выбора пола или сексуальной ориентации так же нелепа, как предположение о том, что человек может выбрать цвет своей кожи» . Большинство людей традиционно рассматривают свой пол как нечто, данное им Богом (будь то мужчина, женщина или мукс), и лишь немногие мукси желают генитальной хирургии.

Линн Стивен пишет: «мукси-мужчины не называются „гомосексуалами“, но составляют отдельную категорию, основанную на гендерных признаках. Люди воспринимают их как обладателей мужского тела, но отличающихся от большинства обычных мужчин эстетическими, трудовыми и социальными навыками. Они могут иметь некоторые женские черты или сочетать в себе черты мужчин и женщин.» Если они выбирают мужчин в качестве сексуальных партнеров, то не обязательно такой считается гомосексуалом.

Известные личности

В 2003 году 25-летняя Амаранта Гомес Регаладо из Хучитан-де-Сарагоса получила международную известность как кандидат в Конгресс от партии «México Posible» на выборах в штате Оахака. Её широкая платформа включала призывы к декриминализации марихуаны и абортов .

Лукас Авенданьо — начинающий художник, чья недавняя работа представляет собой странную перформативную интервенцию мексиканских националистических представлений, особенно женщин-сапотеков из Техуаны . Авенданьо, родившийся на перешейке, олицетворяет сложную идентичность муксов. Его переодевание пересекает ритуальные танцы с автобиографическими пассажами и действиями, в которых участвуют зрители, чтобы бросить вызов широко распространенному взгляду на гей-дружественную туземную культуру и указать на существование жизни, которая преодолевает боль и одиночество с самоутверждающей гордостью .

Марвен — продавщица продуктов питания, которую часто называют « Lady Tacos de Canasta ». Её первым заметным появлением стало вирусное видео, снятое во время продажи еды на прайд-параде Marcha del Orgullo Gay 2016 . С тех пор она набрала популярность и была представлена во многих средствах массовой информации. Она была показана в третьем эпизоде Taco Chronicles документального сериала Netflix 2019 года, в котором она говорит о своем бизнесе и поле. Она также была вовлечена в многочисленные инциденты с полицией в феврале и июле 2019 .

Документалистика

  • The Guardian : на YouTube, 27 октября 2017 года (продолжительность — 12:40 минут; испанский язык с английскими субтитрами); Shaul Schwarz встречается с культурой и персонажами, которых он фотографировал в 2002—2006 гг).
  • : на 99.media, апрель 2017 (продолжительность — 9:22 минут; на испанском языке с английскими субтитрами).

См. также

Примечания

  1. Chiñas, 1995). Isthmus Zapotec attitudes toward sex and gender anomalies, pp. 293—302 in Stephen O. Murray (ed.), «Latin American Male Homosexualities» Albuquerque: University of New Mexico Press. Chiñas (p. 294) defines muxe as «persons who appear to be predominantly male but display certain female characteristics» and fill a «third gender role between men and women, taking some of the characteristics of each.»
  2. por Karina González Ulloa. . Vogue Magazine (18 ноября 2019). Дата обращения: 7 декабря 2020. 12 ноября 2020 года.
  3. Дата обращения: 7 декабря 2020. 12 октября 2020 года.
  4. история испанского языка § современное развитие староиспанских шипящих)
  5. . Rymph, David (1974). Cross-sex behavior in an Isthmus Zapotec village. Paper presented at the annual meeting of the . Дата обращения: 7 декабря 2020. 29 ноября 2020 года.
  6. . Stephen, Lynn (2002). "Latin American Perspectives," Issue 123, Vol.29 No.2, March 2002, pp. 41-59. Archived from the original (PDF) on 2007-01-29 . Дата обращения: 7 декабря 2020. Архивировано 29 января 2007 года.
  7. MIANO, M. (2002). Hombre, mujer y muxe’ en el Istmo de Tehuantepec. México: Plaza y Valdés. CONACULTA-INAH
  8. Gómez Regalado, Amaranta (2005) (PDF). . Archived from the original (PDF) on 2007-01-13 . Дата обращения: 7 декабря 2020. Архивировано 13 января 2007 года.
  9. Stephen Lynn. . Дата обращения: 7 декабря 2020. 14 ноября 2020 года.
  10. Chiñas, Beverly (1995). Isthmus Zapotec attitudes toward sex and gender anomalies, pp. 293—302 in Stephen O. Murray (ed.), «Latin American Male Homosexualities» Albuquerque: University of New Mexico Press
  11. Medina, Antonio (June 5, 2003). . LETRA S. Retrieved March 13, 2016 – via La Jornada. . Дата обращения: 7 декабря 2020. 25 февраля 2021 года.
  12. . Дата обращения: 7 декабря 2020. Архивировано 21 июля 2009 года.
  13. Stambaugh, Antonio Prieto (2014-01-01). . Latin American Theatre Review. 48 (1): 31–53. doi:10.1353/ltr.2014.0030. ISSN 2161-0576. S2CID 141999742. . Дата обращения: 7 декабря 2020. 7 марта 2021 года.
  14. M, Sthefany; ujano (2018-08-28). . (in Spanish). Retrieved 2019-08-12 . Дата обращения: 7 декабря 2020. 4 ноября 2020 года.
  15. . www.milenio.com. Retrieved 2019-08-12. . Дата обращения: 7 декабря 2020. 5 марта 2021 года.
  16. . El Heraldo de México (in Spanish). 2019-07-29. Retrieved 2019-08-12 . Дата обращения: 7 декабря 2020. 8 марта 2021 года.
  17. culturacolectiva.com. 2019-07-18. Retrieved 2019-08-12. . Дата обращения: 7 декабря 2020. 25 февраля 2021 года.
  18. Director: Ivan Olita. . IMDb .
Источник —

Same as Мукси