Interested Article - Русский альбом

«Русский альбом» — третий сольный студийный альбом Бориса Гребенщикова (БГ), вышедший в 1992 году .

История создания

В записи альбома участвовали музыканты группы «БГ-Бэнд» — акустического формирования, организовавшегося после распада первого состава «Аквариума». Материал к альбому был написан приблизительно за пять месяцев во время поездок Гребенщикова с группой и в одиночку по всей России от Сибири до Соловецких островов . Работа над альбомом началась после Рождества 1992 года и проходила на протяжении января—февраля в Москве , в студии Дома Радиовещания на улице Качалова . В середине ноября 1992 года альбом был выпущен фирмой Сергея Курёхина «Курицца Рекордс» в виде виниловой пластинки без бонус-треков и без названий группы и самого альбома на обложке.

Борис Гребенщиков об альбоме:

Началось всё с «Государыни» и «Никиты». Мы сидели с Рюшей , Щураковым и Дедом в ДК Связи и впервые за много лет репетировали. Дедушка сказал: «Отчего бы нам не съездить с концертом в Казань ?». Эта простая фраза повлекла за собой полтора года гастролей и коренной поворот в музыке.

Репертуар пришлось изобретать на ходу; часто — прямо перед концертом; нужно было оставить как можно больше пространства между собой и Аквариумом… За время весенне-летне-осенних гастролей и написался «Русский Альбом».

(Гребенщиков, Б. Б. Краткий отчёт о 16 годах звукозаписи.1997. )

«Русский альбом» стал первой пластинкой БГ после возвращения в 1990 году из Лондона и представил слушателям совершенно нового Гребенщикова. Композиции альбома основывались на русских песенных традициях и, таким образом, «Русский альбом» стал своеобразной смесью рока и фолка :

Пожалуй, единственным альбомом в истории советской музыки раннего периода  — если не считать каких-нибудь контркультурных акций, канувших в Лету, — имеющим какое-либо непосредственное отношение к тому, что именуется «dark-folk» или «folk noir», был «Русский альбом» Гребенщикова (который в ту пору увлекался творчеством Дэвида Тибета ), наполненный заимствованиями и ссылками на Current 93 (так когда-то «Сергей Ильич» ознакомил население Страны Советов с «Cat Black» Болана ), хотя как раз-то этот альбом как «дарк-фолк» совсем не воспринимается…

(Из статьи «England was burning… а Россия горит по-своему». )

Оформление обложки

На лицевой странице обложки помещено изображение птицы с человеческой головой в орнаменте , выполненное . Очевидно, имеется в виду Сирин , Алконост или Гамаюн из записанной на альбоме композиции «Сирин, Алконост, Гамаюн». На обратной стороне обложки после списка песен присутствует расшифровка тогдашнего состава группы:

БГ = БГ + САКМАРОВ + ЩУРАКОВ + БЕРЕЗОВОЙ + РЕШЕТИН + ТРОЩЕНКОВ

Также написано: «Спасибо Волкову, Гайворонскому и Зубареву». Звукорежиссура — Ольга Горбунова и Олег Гончаров .

Список композиций

Музыка и текст — БГ, кроме специально отмеченных.

  1. Архистратиг (1:12) (О.Сакмаров) — инструментал
  2. Никита Рязанский (2:41)
  3. Государыня (3:08)
  4. Ласточка (3:53)
  5. Волки и вороны (8:14)
  6. Заповедная песня (3:06)
  7. Сирин, Алконост, Гамаюн (3:58)
  8. Кони беспредела (6:04)
  9. Елизавета (2:59)
  10. Бурлак (4:05)
  11. 25-й день Луны (1:37) (О.Сакмаров) — инструментал

Бонус-треки

Присутствуют на диске «Антология — XII. Русский альбом» ( 2002 ).

  1. Русская симфония (5:43) (Б.Гребенщиков — А.Гуницкий)
  2. Ода критику (2:33)
  3. Никон (3:23)
  4. Генерал (2:59)
  5. День радости (4:15)

В записи приняли участие

+

Примечание: партию тромбона на альбоме сыграл неизвестный музыкант из Государственного оркестра радио и телевидения, который репетировал в Доме радиовещания параллельно с музыкантами «БГ-бэнда».

Переиздания

  • 1993 — первое издание альбома на CD . К диску прилагались тексты песен «Бурлак» и «Волки и Вороны», переведённые на английский Джоном Ф.Байлином. Тираж альбома был отпечатан в Голландии , Швеции и Австрии .
  • 1995 — альбом вышел в виде коллекционного издания на CD .
  • 2001 — альбом выпущен на CD . Включает в себя три видеоклипа на песни «Никита Рязанский», «Государыня» и «Бурлак».
  • 2002 — альбом переиздан на CD в рамках проекта «Антология». В этом издании к 11 основным композициям были добавлены ещё пять песен периода «БГ-Бэнда» (концертные и студийные записи 1991 и 1992 годов ).

Факты из истории создания

  • В песнях и инструменталах «Русского альбома» часто используются православные образы, например, в песнях «Никита Рязанский», «Волки и вороны», «Кони беспредела», в названии вступительного инструментала «Архистратиг» (Архистратиг — Архангел Михаил ).
  • «Архистратиг» и «25-й День Луны» — инструменталы, сыгранные Олегом Сакмаровым на русской волынке и гобое , их Гребенщиков в последний момент решил сделать вступлением и финалом к альбому.
  • Песня «Никита Рязанский» была написана в начале 91-го года в районе Чегета как впечатление от чтения « Жития святых » и инструментальных произведений « Led Zeppelin », сыгранных на семиструнных гитарах . Самого святого Никиты Рязанского никогда не существовало. Также на эту песню весной 1994 года Валерием Хаттиным был снят видеоклип с использованием компьютерной графики.
  • Песня «Государыня» была написана на репетиционной базе уже не существовавшего тогда «Аквариума» в в апреле 1991 года. В 2003 году песня была перезаписана (совместно с музыкантами, входившими в БГ-бэнд) британским певцом Марком Алмондом для своего альбома « ».
  • Песня «Ласточка» была написана за одно утро возле Ниловой пустыни , куда Гребенщиков отправился вместе с Сергеем Курёхиным , у которого была дача на озере Селигер .
  • Большая часть песни «Волки и вороны» была написана на кухне в Москве в большом старом доме в районе улицы Пречистенки . Каждая новая строчка песни писалась, по утверждению Гребенщикова, с очередного похмелья .
  • Песня « Сирин , Алконост , Гамаюн » была написана во время записи музыки к фильму « » Сергея Дебижева .
  • «Кони беспредела» или «Бурлак», по смутному воспоминанию Гребенщикова, были написаны на гастролях в Саратове .
  • Песня «Елизавета» была написана ещё в 1990 году во время записи демо для альбома « Radio London ». В октябре 1992 года на эту песню был снят видеоклип . Аранжировка «Елизаветы» была изменена по сравнению с первоначальным вариантом.
  • В окончательный вариант альбома не вошла песня «Сувлехим Такац», которая вышла позднее на альбоме « Кострома mon amour ».
  • Композитор и певец Дмитрий Степанович переложил «Русский альбом» для фортепиано и баса и исполнил его 20 октября 2006 года в Галерее искусства «Дом Ф. И. Шаляпина».
  • В интервью, данном для книги «Знак кровоточия», Борис Гребенщиков рассказал о том, как смерть Александра Башлачёва повлияла на создание альбома:

Безусловно, он поднимал пласт, в который я бы и не сунулся. И вообще не было бы «Русского альбома», если бы он был жив. Когда он умер, я ощутил, что мне на плечи ложится какая-то дополнительная часть груза. Вот он ушёл, и кому-то этот возок нужно тянуть. А я совершенно не хотел его тянуть, у меня на то не было ни малейшего желания. Но никуда уже было не деться. Получилось так, что, умерев, Башлачёв оставил этот возок без присмотра. И кому-то его придётся дальше двигать… Башлачёв начал, он эту штуку поднял и потащил, абсолютно один, и хотя я вроде бы в том же поле, но я — это что-то абсолютно другое. Музыкальная часть этого непонятно чего оставалась необработанной, и отсюда явился мой «Русский альбом». Башлачёв, безусловно, крёстный отец «Русского альбома» — без всякого, повторюсь, моего на то желания.

Примечания

  1. . Дата обращения: 6 февраля 2008. Архивировано из 7 сентября 2005 года.
  2. Дата обращения: 4 декабря 2006. Архивировано из 27 января 2012 года.
  3. Дата обращения: 4 декабря 2006. 12 декабря 2009 года.
  4. . Дата обращения: 7 февраля 2008. 6 мая 2008 года.

Литература

  • Аквариум «Сны о чём-то большем». Авторы текста: А. Рыбин, А. Кушнир, В. Соловьев-Спасский; Редактор: Борис Гребенщиков — М.: Издательский дом «София», 2004 г.

Ссылки

  • в Павла Северова
Источник —

Same as Русский альбом