Шаламов, Тихон Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ти́хон Никола́евич Хре́нников ( 28 мая ( 10 июня ) 1913 , Елец , Орловская губерния — 14 августа 2007 , Москва ) — русский ( советский и современный российский ) композитор , пианист, музыкально-общественный деятель, педагог, профессор Московской консерватории .
Герой Социалистического Труда (1973). Народный артист СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1974), трёх Сталинских премий II степени (1942, 1946, 1952), Государственной премии СССР (1967) и Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1979).
Автор 8 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 8 инструментальных концертов, музыки для 30 кинофильмов, многочисленных произведений камерной, вокальной и программной музыки и музыки для театральных постановок.
Первый секретарь Правления Союза композиторов СССР в 1948—1991 годах.
Родился 28 мая (10 июня) 1913 года в Ельце (ныне Липецкая область ) в семье приказчика у местных купцов Николая Ивановича Хренникова (1859—1933) и домохозяйки Варвары Васильевны Хренниковой (1872—1943) . Был самым младшим, десятым ребёнком. Братья и сёстры: Николай (1890—1942), Борис (1892—1942), Софья (1894—1944), Глеб (1896—1917), Лидия (1898—1957), Надежда (1900—1992), Алексей (1903—1949), Митрофан (1905—1987), Нина (1909—2000).
В детстве играл на гитаре в струнном оркестре, пел в школьном хоре, с 9 лет начал учиться играть на фортепиано. Довольно скоро стал сочинять музыку — вальсы, марши, этюды, пьесы.
Увлёкся музыкой во время пребывания в Ельце пианиста и композитора , ученика Константина Игумнова , стал заниматься с Анной Фёдоровной Варгуниной. Зимой 1927—1928 годов прибыл в Москву и показал свои произведения Агаркову, который отнёсся к нему с симпатией и посоветовал сначала окончить среднее образование в Ельце, а затем учиться в Москве.
Весной 1929 года окончил школу-девятилетку; написав письмо Михаилу Гнесину и получив положительный ответ, поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных , который окончил в 1932 году . В техникуме занимался сразу по двум специальностям: в классе фортепиано у Эфраима Гельмана, в классе композиции — у Михаила Гнесина. Занимался по полифонии у Генриха Литинского .
В 1936 году окончил Московскую консерваторию . Обучался у Виссариона Шебалина и Генриха Нейгауза . Примечательно, что Тихон Хренников, к тому моменту уже состоявшийся композитор, по настоянию Сергея Прокофьева получил оценку «хорошо», а не «отлично» .
В 1933 году был приглашён работать в Московский театр для детей , которым руководила Наталия Сац . В этом же году состоялся его первый публичный концерт. В 1941 году заведовал музыкальной частью Театра Красной Армии .
В 1935 году состоялась премьера Первой симфонии , которая почти сразу приобрела мировую известность. За рубежом её впервые исполнил Леопольд Стоковский , затем Юджин Орманди , а через некоторое время Артуро Тосканини .
В 1936 году Хренников пишет музыку к спектаклю «Много шума из ничего» У. Шекспира по заказу театра имени Вахтангова . Песни и романсы из этого спектакля впоследствии стали очень популярными. Их пели как оперные певцы — Николай Гяуров , Евгений Нестеренко , Леонид Болдин и др., так и эстрадные — Муслим Магомаев , Иосиф Кобзон и др. Позднее Хренников написал на основе этой музыки балет « Любовью за любовь » (1975), поставленный в Большом театре.
В 1939 году по заказу Владимира Немировича-Данченко написал оперу « В бурю », которая стала «первым успешным опытом претворения в музыке революционной темы», в ней композитор впервые вывел в опере Владимира Ленина . Постановку оперу осуществлял сам Немирович-Данченко в Московском музыкальном театре.
Уже в 1930-е годы вошёл в официальную обойму советских композиторов, представляя «композиторскую молодёжь». Характерно его выступление во время дискуссии о статьях в « Правде » « Сумбур вместо музыки » и «Балетная фальшь», состоявшейся в феврале 1936 года:
«Постановление от 23 апреля 1932 года было ставкой на сознательность советского художника. Этого экзамена советские художники не выдержали. После 23 апреля молодёжь устремилась на учёбу. Перед нами встал вопрос об овладении мастерством, овладении техникой. Наступило увлечение западными современниками. Имена Гиндемита [имелся в виду Хиндемит ] и Кшенека стали именами передовых современных художников. […] После увлечения западническими тенденциями появилась тяга к простоте, подействовала работа в театрах, где требовалась простая, выразительная музыка. Мы росли, росло и наше самосознание, росло стремление быть по-настоящему советскими композиторами, людьми своей эпохи; сочинения Гиндемита перестали нас удовлетворять. Вскоре приехал Прокофьев , с заявлением, что советская музыка — это провинциализм, что самым современным композитором является Шостакович . У молодёжи наступило противоречивое состояние, вызванное, с одной стороны, личным стремлением к настоящей музыке, к тому, чтобы музыка была проще и понятнее массам, — и высказываниями таких музыкальных авторитетов, как Прокофьев, с другой. Критика писала хвалебные оды Шостаковичу. […] Как молодёжь реагировала на „Леди Макбет“? В опере есть большие мелодические куски, которые открыли нам некоторые творческие перспективы. Полную неприязнь вызвали антракты и многое другое» .
В 1942 году состоялась премьера его Второй симфонии под управлением Николая Голованова .
В это время Хренников активно работает над музыкой к спектаклям и фильмам, в том числе « Свинарка и пастух » (1941), « В шесть часов вечера после войны » (1944), « Поезд идёт на восток » (1948), « Кавалер Золотой Звезды » (1950), Верные друзья (1954) и другим.
После войны началась большая общественная деятельность Хренникова, которую он научился совмещать с творчеством. В 1948 году он по личному распоряжению Иосифа Сталина был назначен генеральным секретарем Союза композиторов СССР . На этом посту он оставался на протяжении 43 лет. Долгое время было распространено мнение, что советские музыканты в период правления Хренникова не подвергались репрессиям . В интервью, данном пианисту Якову Немцову 8 ноября 2004 года в Москве, Хренников утверждал, что, благодаря его заступничеству, был «тут же освобождён» «задержанный» композитор Моисей Вайнберг , а также композитор Александр Веприк . В действительности Веприк провел в ГУЛаге четыре года, а Вайнберг вышел на свободу в июне 1953 года после смерти Сталина . Вместе с тем, по свидетельству Евгения Кисина , композитор Михаил Меерович был благодарен Хренникову за то, что тот спас его от травли во время кампании борьбы с космополитизмом .
В 1949 году Хренников подверг критике молодого композитора Александра Локшина , воспользовавшись формулировками сталиниста, композитора ; при этом «модернистскому» творчеству Локшина была противопоставлена кантата «Сон Степана Разина» Галины Уствольской в качестве образца истинного, народного по духу искусства . Это выступление вызвало возмущение Михаила Гнесина , обвинившего Хренникова в двуличии, поскольку тот не осмелился критиковать Локшина в профессиональной среде . В итоге Локшин был изгнан из академической среды.
«Борьба с формалистами» проводилась также в других странах: по свидетельству Дьёрдя Лигети , после официального визита Хренникова в Будапешт в 1948 году был снят с репертуара балет Белы Бартока «Чудесный мандарин», буквально за ночь были перенесены в запасники полотна французских импрессионистов. В 1952 году Лигети едва не был лишён права на преподавание за то, что демонстрировал студентам запрещённую партитуру « Симфонии псалмов » Игоря Стравинского ; спасло его личное вмешательство Золтана Кодайя .
В 1950 году написал комическую оперу « Фрол Скобеев » по анонимной повести XVII века и одноименной комедии Дмитрия Аверкиева , которая сразу после премьеры была запрещена Комитетом по делам искусств при Совнаркоме СССР как «идейно-порочная» . В 1966 году Хренников отредактировал оперу и изменил название на «Безродный зять».
В 1950—1957 годах работал над оперой « Мать » по одноимённому роману Максима Горького. Премьера состоялась 26 октября 1957 года в Большом театре (режиссёр Николай Охлопков , дирижёр Борис Хайкин ).
В 1958 году по личной просьбе Хренникова Никита Хрущев отменил постановление 1948 года, тем самым реабилитировав композиторов, чьё творчество там критиковалось.
Только в конце 1950-х годов композитор вернулся к активной творческой работе. В этот период им были созданы Первый скрипичный концерт (1959), Первый виолончельный концерт (1964), Второй фортепианный концерт (1971), Третья симфония (1974), Второй скрипичный концерт (1975), балеты « Любовью за любовь » (1976) и « Гусарская баллада » (1979), Третий фортепианный концерт (1983), Второй виолончельный концерт (1986) и др.
В 1962 году, по личному приглашению Хренникова, в СССР приехал композитор Игорь Стравинский для празднования своего юбилея. По инициативе Хренникова, в Москве и Ленинграде были организованы торжества и концерты приуроченные к событию .
Поддерживал «партийную линию» в музыке, участвовал в гонениях на композиторов, в том числе на Софию Губайдулину (т. н. Хренниковская семёрка ). Замалчиванию или систематическим нападкам подвергалось наследие русского авангарда, а также его исследователи .Не выпускались за границу отечественные музыковеды, занимавшиеся наследием русского авангарда, например, Николай Рославец .
Хренников активно поддерживал одарённых молодых музыкантов и помогал им в их творческом становлении. Среди них особо выделяются ныне всемирно известные музыканты Валерий Гергиев , Вадим Репин , Евгений Кисин и Максим Венгеров и др .
С 1961 года и до смерти преподавал в Московской консерватории имени П. И. Чайковского , с 1966 года — в статусе профессора. Среди его учеников были Вячеслав Овчинников , Александр Чайковский , Валерий Кикта , Татьяна Чудова , Михаил Броннер , Игорь Лученок , Александр Градский и др. .
В последнее десятилетие свой жизни негативно высказывался о лидерах перестройки , распаде СССР и ликвидации соответствующих структур: «Здесь было предательство наших руководителей. Я считаю предателем партии и предателем народа Горбачёва и его приспешников, которые специально устроили травлю советского искусства […]» .
Следующим образом отзывался об Иосифе Сталине и его эпохе: «Сталин, по-моему, музыку знал лучше, чем кто-либо из нас. Он постоянно ходил на спектакли Большого театра и часто водил туда Политбюро — воспитывал, так сказать, своих сотрудников. […] Сталин был совершенно нормальный человек. С ним часто спорил Фадеев , мне один раз пришлось поспорить. […] Вообще в СССР музыка, как в классической Древней Греции, была крупнейшим государственным делом. Духовное влияние крупнейших композиторов и исполнителей, формирующее умных и волевых людей, было огромным, в первую очередь через радио. Наш Союз композиторов обладал огромной материальной мощью. Мы в год имели 20 миллионов рублей! По тем временам — это колоссальная сумма. Мы строили дома, давали бесплатно квартиры. Создавали Дома творчества» .
В это время Хренников активно работает над новыми сочинениями: он пишет Четвёртый фортепианный концерт, Второй струнный квартет, 5 романсов на стихи Бунина, балеты « Наполеон Бонапарт » и «Капитанская дочка» и др.
В 2004 году, в возрасте 91 года, написал вальс для симфонического оркестра к 250-летию Московского университета, который исполнялся на торжествах, посвященных этому событию.
Тихон Хренников скончался 14 августа 2007 года в Москве на 95-м году жизни. Похороны прошли в Ельце 17 августа 2007 года . Ещё за несколько месяцев до своей кончины говорил о том, что хотел бы быть похоронен в Ельце, в городе, где он родился, который он очень любил, где были похоронены его родители. Администрация города, посоветовавшись с внуком и дочерью композитора, решила похоронить его в саду его собственного дома-музея, где он родился. По его завещанию на могиле был установлен православный крест, однако недалеко от могилы был установлен бюст Хренникова работы Льва Кербеля .
Хренников работал практически во всех жанрах музыки: симфонии, оперы, балеты, инструментальные концерты, камерная вокальная и инструментальная музыка. Его стиль в симфонической и концертной музыке отличает яркость и виртуозность оркестровки, в том числе богатое и мастерское использование ударных инструментов ( перкуссии ), предельный лаконизм, лиричность и яркий мелодизм. Партии солирующих инструментов в концертах написаны очень виртуозно, но одновременно они имеют ярко-окрашенную мелодическую линию. В некоторых зрелых и поздних сочинениях Хренников использует двенадцатитоновую технику — додекафонию (например Второй концерт для фортепиано с оркестром , Третья симфония и др.).
Внушительное оперное творчество композитора можно разделить на два периода: ранний, где Хренников пишет полноформатные оперы с ариями, ансамблями, хорами с привычной структурой для этого жанра второй половины 19 — нач. 20 вв. (« В бурю », « Фрол Скобеев », « Мать »), проникнутые богатым мелодизмом, драматизмом, комизмом и лиричностью, местами пафосом; оперы этого периода отличает ещё и использование русских народных мотивов (частушки, пляски, песни); и поздний, в котором оперы («Мальчик-великан», «Белая ночь», « Доротея », «Голый король», «Золотой телёнок» и др.) написаны с разговорными диалогами (без пения), чередующимися ариями, дуэтами, ансамблями и хорами, подобно немецким зингшпилям , и представляют из себя комические оперы с преобладанием ярко выраженного мелодизма, острой сатиры и лирических сцен.
Хренников сочинял также музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам. Его уникальный мелодический дар особенно проявился при работе именно над такой музыкой и способствовал появлению многочисленных популярных песен. Примечательно, что Хренников, которого зачастую считают композитором-песенником, практически не писал отдельных песен. Все его знаменитые по сей день песни, такие как « Московские окна », «Давным-давно», «Песня о Москве», «Что так сердце растревожено», «Колыбельная Светланы», «Марш артиллеристов», «Как соловей о розе», «Ночь листвою чуть колышет» и многие другие были написаны так или иначе в рамках работы над музыкой к кино или спектаклям.
Произведения Хренникова исполнялись и исполняются крупнейшими отечественными и зарубежными музыкантами, среди которых: дирижёры Артуро Тосканини , Шарль Мюнш , Юджин Орманди , Леопольд Стоковский , Франц Конвичный , Евгений Светланов , Геннадий Рождественский , Валерий Гергиев и др., пианисты Владимир Крайнев , Яша Немцов , Евгений Кисин , Екатерина Мечетина и др., скрипачи Леонид Коган , Игорь Ойстрах , Вадим Репин , Максим Венгеров и др., виолончелисты Мстислав Ростропович , Виктория Яглинг , Александр Рудин , Александр Рамм и др., оперные певцы Сергей Лемешев , Николай Гяуров , Ирина Архипова , Виргилиус Норейка , Евгений Нестеренко , Ирина Богачёва , Дмитрий Хворостовский и др., эстрадные певцы Муслим Магомаев , Леонид Утёсов , Иосиф Кобзон , Людмила Зыкина , Алла Пугачёва и др.
Хренников окончил Московскую консерваторию не только как композитор, но и как пианист по классу профессора Генриха Нейгауза , который заметив его исключительные способности к игре на фортепиано, лично пригласил его учиться в свой класс. Хренников был первым исполнителем почти всех своих фортепианных произведений, таких как Первый (1933), Второй (1972) и Третий (1983) фортепианные концерты, 5 пьес для фортепиано (1933), 3 пьесы для фортепиано (1935) и др. Хренников начал выступать как концертирующий пианист еще учась в консерватории и занимался этим почти всю жизнь, вплоть до конца 1980-х годов. Зачастую он аккомпанировал вокалистам, которые пели его арии из опер, романсы или песни. Помимо многочисленных авторских концертов в городах СССР, он очень много и плодотворно выступал за рубежом. Его авторские концерты неоднократно проходили в США, Великобритании, Японии, Франции, Испании, Италии, Австрии, ФРГ, ГДР, Норвегии, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Польше и др .
Новейшая критика тесно связывает эстетику композитора с особенностями культуры советского периода:
В своем творчестве композитор счастливо проплыл мимо всех острых углов и неизбежных, казалось бы, влияний. Обогнул опасный трагизм Д. Д. Шостаковича , обошёлся без американистых блюзов И. О. Дунаевского , не опустился до поощряемой безграмотной халтуры и избавил от всякого налёта модерновости стиль своего высокомерного кумира С. С. Прокофьева . В результате получилась бодрая, ритмично-жанровая (то вальсок, то полька, а то вдруг и болеро проскочит) и, в общем, очень неплохая музыка, призванная демонстрировать советский оптимизм, советское композиторское качество и безграничные возможности советских исполнителей .
— // « Время новостей », № 38, 2 марта 2001.
Другой критик, усиливая ту же мысль, отмечает:
От современников и предшественников Хренникова отличает какой-то особенный розовощёкий оптимизм гражданина страны сытой и спокойной, о которой все много читали, но в которой за семьдесят лет так никто и не побывал. <…> Слушая Хренникова, пропускаешь мимо ушей технические огрехи исполнителей, не устаешь поражаться: ведь только ему одному удалось создать музыку несуществовавшего и несуществующего государства, живущего в заветном «светлом будущем» .
— // « Известия », 2 марта 2001.
О пианистических качествах Хренникова говорит Владимир Крайнев :
В принципе я глубоко убежден, что профессиональный исполнитель всегда имеет преимущество по сравнению с играющим композитором. Исполнитель, если он настоящий музыкант, артист, вносит в музыку нечто такое, о чем, быть может, и сам автор не подозревал. Однако в случае с Хренниковым иное… Сколько ни слушал у него Второй концерт, а ныне вот и Третий, вынужден констатировать: невзирая ни на какие технические трудности, он предельно точно выражает то, что записано им в нотах.
Вообще говоря, достаточно заглянуть в клавир или партитуру, чтобы выяснить, умеет тот или иной композитор играть на рояле или нет. У Хренникова сразу прочитывается, что перед нами композитор-пианист, и притом очень хороший пианист. Он великолепно знает, чувствует и учитывает не только специфические возможности инструмента, но и возможности исполнителя, всю пианистическую структуру. А ведь такая органичность свойственна далеко не всем создателям фортепианной музыки, в том числе даже и классикам…
— // 1983