Прибежище (буддизм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Прибежище» ( англ. «Refuge» ) — 7-й альбом Бориса Гребенщикова ( БГ) , записан совместно с Габриеллой Рот & «The Mirrors». Альбом представляет собой подобие буддийской церемонии, состоящей из молитв и мантр .
Прибежище — это самая первая буддийская медитация , которая знакомит медитирующего с системой буддийских ценностей, включающих в себя четыре основные ценности: Будду , Сангху , Учение и Ламу . В альбоме представлен ещё ряд медитаций, записанных под тибетскую музыку. Как и полагается "в хорошей буддийской церемонии", ритуал начинается с молитвы прибежища и зарождения в себе просветлённого отношения, продолжается непосредственно мантрами и заканчивается посвящением заслуги, то есть отдачей всей позитивной энергии, накопленной во время ритуала на благо всем разумным существам.
С нью-йоркской «нью-эйдж ведьмой» Габриеллой Рот Борис Гребенщиков познакомился ещё в первый свой визит в Нью-Йорк в 1988 году. Особый интерес у неё вызвал проект Гребенщикова « Bardo », в начале 1990-х они время от времени встречались, вспоминали о проекте и думали, как "сделать его правильно", довести его до состояния полной законченности. Пока шли эти разговоры, Борис получил благословение от знакомых тибетских учителей на запись мантра -песнопений.
Разговор с ламами начался в Петербурге , продолжался в Непале и закончился окончательным и полным благословением на запись от тибетских буддийских учителей , Чокьи Ньима Ринпоче, Беру Кхъенце Ринпоче и Кела Чоклинга Ринпоче.
Гребенщиков сделал несколько демо и показал их Габриелле (к тому времени тоже неожиданно вошедшей в контакт с тибетским буддизмом ). Борис отправил весь материал ей, после чего сам приехал в Нью-Йорк и снял студию вместе с группой «The Mirrors», состоящей, по сути из Габриеллы и её мужа Роберта, которые приглашали интересных им музыкантов. Студия находилась в двух кварталах от Бродвея , в даунтауне . В ней БГ и барабанщик с огромной установкой индийских кожаных барабанов записали все песни. После этого БГ уехал в Россию и в записи всей остальной музыки участия не принимал. Габриелла пригласила для записи множество музыкантов и записала все нужные партии с ними. Вся музыка сыграна вживую — живые барабаны, преобладающие акустические инструменты, сухой звук.
После чего БГ снова появляется в Нью-Йорке, заново переписывает голос, работает вместе с музыкантами и Габриеллой над чисткой альбома и сведением, и в результате на фирме Габриеллы " входит альбом «Refuge», который в России появляется под названием «Прибежище». Пластинка была издана в России и за рубежом, она заняла высокие места в списках продаж, о ней очень хорошо отзывались Стинг и Карлос Сантана .
На обложке и на этикетке компакт-диска (дизайн: А. Гусев) изображена тибетская икона - танка Бхавачакра — «Колесо бытия» (санскр.). Оно изображает сансару как непрекращающийся процесс самовозникновения неведения и страдания. Колесо обхватывает Яма , «владыка смерти», символизирующий неумолимость времени и рождения.
В центральном круге — свинья, петух и змея, символическое изображение трех пороков: неведения, страсти и гнева.
Вокруг, в светлом полукруге, фигуры, напоминающие о совершенствующемся движении индивидуумов; в тёмном полукруге — сцепившиеся фигуры, влекомые к демону, как напоминание об оскверняющих действиях.
Средний круг содержит изображение «шести видов существования»: божеств (дэвов), полубогов, людей, животных, голодных духов, мучеников в аду.
Наружный узкий круг содержит изображения «двенадцати взаимозависимых качеств». Наверху — Будда Шакьямуни и Бодхисаттва Падмапани — Авалокитешвара .
Также на обложке присутствует описание каждой композиции (см. ниже) и пожелания от Бориса и Габриеллы
:
Пусть всё благо, собранное этим альбомом, будет посвящено долгой жизни всех учителей дхармы , непрерывающейся преемственности учений, дальнейшему распространению этих учений и миру в земле снегов и России. (БГ, 1998)
This album is didicated to H.H. the 12th gyalwang drukhen and the tibetian children who dance in his heart. (Gabrielle — Manhattan , 1998)
Иностранное издание альбома, вышедшее на фирме «Raven Recording», помимо языка (переведены пожелания от БГ и Габриеллы и названия композиций) отличается ещё и совершенно другим графическим оформлением (дизайн обложки: Мишель Уэзерби / дублеже, рисунки на обложке: Виджали). На лицевой стороне — фотография Радужного Бодхисаттвы, окрашенного рельефного изображения в пещере на высоте 16,000 футов на тибетский плато в долине Тердром. На обратной стороне диска написано воззвание :
Возьмите звуки мировых перкуссионных ударов и музыки Габриеллы Рот и «The Mirrors»;
Добавьте тибетских буддийских песнопений в исполнении легендарного русского рокера Бориса Гребенщикова;
Ищите Прибежище.
Специальные благодарности на обложках российского и зарубежного изданий альбома выражены Дэйву Роббинсу, Тому ДеКорте, Заку Винду.
Мелодии и текст во всех композициях — канонические, кроме 3, 6, 7 — мелодия БГ .
Аранжировки «Мантры Ченрези» — Gangchen Rimpoche, «Ваджра Гуру Мантра» — БГ .
Композиция | Комментарий |
---|---|
1. Молитва Прибежища/Refuge (2:58) |
|
2. Мантра Ченрези/Chen Rezi (10:18) |
Полное название — Мантра Бодхисаттвы сострадания Ченрези. Данная композиция была включена в сборник музыки для занятия йогой «Sundari. A Jivamukti Yoga Class», вышедший на «Raven Recording» позднее. |
3. Семистрочная молитва/Seven Line Prayer (1:46) |
Обращение к основателю тибетского буддизма , «Второму Будде» Гуру Ринпоче, Падмасамбхаве
|
4. Ваджра Гуру Мантра/Vajra Guru (13:02) |
|
5. Мантра Ваджракилайи/Vajrakilaya (12:37) |
Ваджракилайя (тиб. Дордже Пурба) — одно из самых устрашающих медитационных божеств Тибета. Однако, все его пугающие атрибуты (три лица, шесть рук, четыре ноги, украшения из змей, черепов и могильного пепла) служат для уничтожения демонов гнева, агрессии и невежества в сознании человека, а также защиты практикующих.
|
6. Мантра Тары/Tara Mantra (9:07) |
Полное название — Мантра Белой Тары. Белая (а также Зеленая и др.) Тара — полностью просветленная женская сущность, защищающая, спасающая и помогающая всем существам. Иногда её называют «Мать Всех Будд».
|
7. Посвящение/Final Dedication (1:47) |