Спасите «Титаник»
- 1 year ago
- 0
- 0
Титаник на Фонтанке | |
---|---|
Демоальбом Nautilus Pompilius | |
Дата выпуска | 1996 |
Дата записи | 1993 |
Место записи |
Студия на Фонтанке, (
Санкт-Петербург
)
Студия 8, ( Екатеринбург ) |
Жанры |
психоделический рок
готик-рок |
Длительность | 51:17 |
Страна | Россия |
Язык песен | русский |
«Титаник» — восьмой студийный альбом российской рок-группы Nautilus Pompilius . Записан на Студия НП в Екатеринбурге в период 15 ноября 1993 года — 18 февраля 1994 года. Издан 28 апреля 1994 года.
Демоверсия альбома, записанная при участии музыкантов группы « Аквариум » в Студии на Фонтанке (Санкт-Петербург) и Студии № 8 (Екатеринбург) в 1993 году получила название « Титаник на Фонтанке ».
В поддержку альбома также выпущен радиосингл « Титаник », в который вошло три песни с альбома, инструментальная версия «Утро Полины» и композиция « Прогулки по воде » с предыдущего альбома « Чужая земля » (1992).
Также все композиции релиза были исполнены на первой части концертного альбома « Титаник Live » (1994).
По итогам 1994 года Nautilus Pompilius получил премию « Овация » в номинации «Лучшая рок-группа», в хит-параде Московский комсомолец группа заняла второе место, «Титаник» попал в Топ-10, а Бутусов и Кормильцев вошли в тройку лучших рок-певцов и рок-поэтов соответственно. К концу года было продано 35 000 экземпляров компакт-дисков «Титаника», а количество кассет и пиратских копий, разошедшихся по стране, было неисчислимо.
На заглавную песню «Титаник» снят видеоклип.
Осенью 1992 года Илья Кормильцев переезжает в Москву . Вместе с Бутусовым, в пустующей семикомнатной коммунальной квартире на Остоженке, в течение двух недель он создаёт ряд новых песен. Среди них — «Тутанхамон», «К Элоизе», «Кто ещё» и «Железнодорожник» .
Ситуация в Nautilus Pompilius становилось всё более напряжённой. Продюсер Игорь Воеводин всё чаще употреблял алкоголь. Конец на своей директорской карьере Воеводин поставил во время летней гастрольной поездки. К тому моменту он больше не мог физически управлять делами коллектива, и у него начали опухать ноги и руки. В ответ на предложение Кормильцева подлечиться и отдохнуть, Воеводин предложил «самим лечиться», после чего покинул группу.
Перед коллективом встал вопрос: что делать в этой ситуации. Правильным решением было выдержать паузу, какое-то время отдохнув друг от друга. Бутусов решил предоставить составу последний шанс, раздав перед летним отпуском всем членам группы конкретное домашнее задание. Александр Беляев взялся работать с «Утро Полины», Альберт Потапкин — с «Колёсами любви», а Егор Белкин — с композицией «Христос (Мне снилось, что)» (вошла в следующий альбом « Крылья ») .
В результате выяснилось, что свою аранжировку сделал лишь один Потапкин. Белкин всерьёз занялся продюсированием « Насти ». В итоге к осени 1993 года в группе оказалось на двух гитаристов меньше (вместе с Белкином ушёл Александр Беляев) .
После записи альбома «Титаник» ушёл из состава и Олег Сакмаров, поскольку он был достаточно плотно занят в «Аквариуме» .
После раздачи домашнего состава Бутусов отправился в студию на Фонтанке делать пробную запись будущей программы «Титаник» вместе с музыкантами « Аквариума » . Осенью состоялась запись материала для Титаника , вышедшего спустя два года в виде альбома, получившего название « Титаник на Фонтанке ». Демо-альбом очень нравился Бутусову, но у такого подхода к подаче материала было немало идеологических противников внутри группы. Одним из них оказался Кормильцев .
Илья Кормильцев понимал, что в «Наутилусе» надо многое менять. Речь шла не о грядущих изменениях в составе, а о том, что потенциал песен Титаника достаточно велик. Он считал, что нужно немедленно найти людей, готовых заплатить за этот проект столько, сколько он реально стоит. И хотя ему самому нравился камерный вариант записи Титаника на Фонтанке, для себя он решил, что именно сейчас настал момент «большого прорыва». Сам Бутусов долгое время не соглашался с этими доводами, пока не ознакомился с пресловутыми «домашними заданиями» в исполнении вернувшихся из отпуска музыкантов «Наутилуса» .
В ноябре Илья Кормильцев объявляет себя продюсером группы, не вынося это решение за рамки коллектива. Основная задача, стоявшая перед ним, заключалась в обеспечении в кратчайшие сроки нормальных условий для записи чистового варианта альбома Титаник . Группа заключила контракт с Jeff Records , и отправилась на Студию НП в Екатеринбурге . Помещение, где находилась студия, было выкуплено у государства одним из местных банков. Здесь записывались большинство альбомов многих свердловских рок-групп — в частности, « Чайфа » и « Агаты Кристи ». Когда должна была стартовать запись, вдруг начались неприятности: между двумя директорами Jeff Records разразился грандиозный скандал, в котором был замешан криминал. Управление студией переходило из рук в руки, её то опечатывали, то распечатывали . Запись альбома началась 15 ноября 1993 года. Музыкантов из студии то выгоняли, то снова впускали. Тем не менее, несмотря на беспорядок, 40-градусный мороз и больные зубы, сам Бутусов просто излучал вдохновение .
В качестве звукового продюсера был нанят основатель и лидер группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов . Позже он рассказал про запись альбома:
До начала работы над Титаником я уже успел отслушать альбом в двух версиях. Первый вариант составляли черновики Вячеслава Бутусова. Второй — запись на Фонтанке — с живыми барабанами, более аквариумная, психоделическая и галлюциногенная… Я знал, что все нюансы аранжировок были продуманы Бутусовым довольно основательно, и вопрос об их переделывании не стоял. Мне предстояло лишь сохранить те штрихи, которые бы характеризовали общее настроение альбома. Но в процессе записи Вячеслав Бутусов доверил нам пофантазировать над аранжировками, что мы и сделали вместе с барабанщиком и мультиинструменталистом Альбертом Потапкиным.
Помимо программирования и работы с цифровой техникой, Самойлов предложил более удачную аранжировку к композиции «Негодяй и ангел», а также отредактировал концовку в «Колёсах любви» — уменьшив её в размерах и заменив гитару на клавиши. Пока в одной комнате Бутусов с Самойловым работали с «цифрой», Потапкин с Полковником в другой комнате прописывали большинство гитарных партий.
Ближе к концу записи был приглашён Олег Сакмаров , который сыграл свои партии на флейте и недавно купленном midi-саксофоне . Запись альбома была завершена 18 февраля 1994 года .
Между «Наутилусом» и тандемом директоров Владимир Месхи—Леонид Ланда в марте 1994 года был подписан договор о сотрудничестве на год. Свою деятельность Месхи и Ланда начали с того, что они финансировали съёмки клипа к песне «Титаник» и оплатили аренду базы «Наутилуса Помпилиуса» в Санкт-Петербурге для подготовки над концертной версией альбома. Вскоре была организована пресс-конференция, посвящённая грядущему выходу альбома «Титаник» .
В считанные недели два молодых человека сделали из «вечно раскачиваемого из стороны в сторону „Наутилус“» в «акулу» зарождающегося российского шоу-бизнеса . Альбом «Титаник» был выпущен 28 апреля 1994 года . Согласно официальным данным, за год было продано 35 000 компакт-дисков с новым альбомом . Группа вернула себе былую известность .
Проведённый в сентябре 1994 года концерт в Берлине , подорвал отношения между Вячеславом Бутусовым и тандемом Владимиром Месхи и Леонидом Ландой. С точки зрения коллектива, директора снимали деньги со счетов для того, чтобы закрыть финансовую брешь после презентации программы «Титаник» и поездки в Германию. Но Месхи считает, что Вячеслав Бутусов никогда не попадал в нюансы и не имел полной информацией, доверяя Илье Кормильцеву. В результате чего, контракт между группой и Месхи—Ланда был прекращён. Новым директором «Наутилуса Помпилиуса» в 1995 году стал Александр Пономарёв .
На концертах группа играла две программы — на первой исполнялись композиции «Титаника», а на другой хиты «Наутилуса» 1986—1992 годов .
Видеоклипы |
---|
В 1994 году песня « Тутанхамон » стала первой из Титаника , попавшей в радиоэфиры. Произошло это не просто так: выходу альбома предшествовала первая в стране по-настоящему масштабная раскрутка, которая среди прочего включала в себя и выпуск радиосингла на компакт-диске тиражом в 500 экземпляров . На его обложке была просьба — объявить премьеру «Тутанхамона» 6 марта 1994 года в полдень — причём слово «премьера» было написано с опечаткой . Текст подразумевал размеренную балладу, но Вячеславу Бутусову удалось его втиснуть в другую «музыкальную рамку». В итоге Бутусов произносит слова речитативом .
Песня « Титаник » нравилась Вячеславу Бутусову, так как она соответствовала ситуации: размазня, неразбериха, бессмысленность — тупиковое состояние, в котором в то время находилась группа. Он был сторонником того, чтобы название альбома было более отстранённым от песен и определяло тему . В июне вышел клип на одноимённую песню. Снял его режиссёр Геннадий Акименко. Судя по воспоминаниям лидера Nautilus Pompilius, съёмки клипа проходили в районе заброшенных кораблей. Для того, чтобы получились спецэффекты дождя, привезли пожарную машину . В клипе роль мальчика исполнил будущий актёр дубляжа Михаил Тихонов.
Текст песни « Утро Полины » нравился Вячеславу Бутусову, но он никак не мог придумать припев. Спустя некоторое время ему всё же это удалось. По воспоминаниям Бутусова, ему показалось, что это близко к группе « Кино », которая в последние годы своего существования играла гитарную музыку. Ближе к записи Бутусов сформировал куплет относительно припева в той же гармонии . По утверждению Вадима Лурье , Илья Кормильцев сообщил ему, что Полина — это имя четырёхлетней дочки его друга, которая была большой соней и вдохновила его на создание стихотворения . Журналист Валерий Скорбилин и филолог-эксперт Наталья Юдина обсуждали песню «Утро Полины», в которой с филологической точки зрения употреблена неправильная орфоэпическая форма глагола «зажгёт». Наталья Юдина сказала, что у глагола «зажечь» лицевые формы с корневым сочетанием согласных «жг» чередуются с формами, в которых переходит в удвоенную «ж» соответственно, в возвратных формах, однако Валерий Скорбилин заявил, что иное написание и чтение считается грубой ошибкой. В результате чего Наталья Юдина сказала, что неизвестно, допустил ли эту ошибку в самом тексте Илья Кормильцев, или её «пропел» во время записи песни Вячеслав Бутусов, а звукорежиссёр не заметил ошибки .
« Негодяй и ангел » первоначально планировалась для совместного исполнения дуэтом Вячеслава Бутусова и Бориса Гребенщикова , который не состоялся по неизвестным причинам . По словам Бутусова, это его любимая песня. Во время записи Вячеслав Бутусов выдумал много контрапунктов и возникла проблема: как уместить все контрапункты числом три-четыре в одну песню. В результате чего в ней происходит «месиво» .
Песня « К Элоизе » предлагалась Бутусовым как «мульт-триллер». Было обсуждение с Сергеем Курёхиным на эту тему, и разговор возник по причине того, что и у Курёхина тоже была идея написать музыку мультипликационного характера, когда есть гротеск — форма сама по себе инфантильная, а музыка как бы угрожающая. Идея снять клип как пластилиновый мультфильм планировалось после выхода Титаника , но ничего не вышло. Также в записи мог участвовать Глеб Самойлов из группы « Агата Кристи ». Вячеслав Бутусов предлагал ему произнести злобным голосом ругательства на немецком языке . Он консультировался с знакомой ему студенткой, которая училась на филологии, и она составила ему список ругательств. Однако Глеб в то время был меланхоличным, и у него не очень получилось, а идею отложили . Также в запасе у « Полковника » остался удлинённый вариант песни — с многоплановыми гитарными раскладами, хитрой линией баса и ещё одним куплетом, который вскоре пришлось укоротить под планировавшийся видеоклип .
В связи с « Воздухом » Вячеслав Бутусов вспомнил, что во время записи на Фонтанке ему «почему-то ударила моча в голову», и он потребовал, чтобы записали в коде фразу «Верещагин, уходи с баркаса!» . Потом её убрали как излишество, но когда коллектив закончил запись звука уже во время чистового сведения, к ним подошёл директор студии и сказал: «Братва будет вам благодарна за такие слова: „Когда они окружили дом, и в каждой руке был ствол, Он вышел в окно с красной розой в руке, и по воздуху плавно пошёл...“.» После этого случая у Бутусова немного изменилось представление об этой песне, но в принципе, он ничего страшного в этом не увидел. В результате песня получилась категоричной .
По мнению Вячеслава Бутусова, песня « Колёса Любви » — как истерика. С помощью такой лирики его группа пыталась преодолеть усталость. Универсальность Альберта Потапкина сильно выручила его коллег, а предложенная им аранжировка песни в дальнейшем практически не менялась. Только Вадим Самойлов отредактировал концовку, а Бутусов добавил вокальный распев в начале .
Песню « Зверь » Вячеслав Бутусов считает своим достижением, потому что ему близок масштаб трагедии и драматизма, который в ней заложен .
Регион | Дата | Лейбл | Форматы | Каталог |
---|---|---|---|---|
Россия | 28 апреля 1994 | Jam Sound Productions | CD | 94 014-I |
1994 |
Союз
Бекар Records |
CS | SZ0252 | |
Бекар Records
Jam Sound Productions |
нет | |||
1995 | APEX Records | CD | AXCD 3-0030 | |
Jam Sound Productions | 010 014-1 | |||
Литва |
Союз
Бекар Records |
CS | SZ0252 | |
Россия | 1997 | CD | AXCD5-0030 | |
AXCD 3-0030/1 | ||||
Moroz Records | CS | MR97249 MC | ||
1999 | DANA Music | CD | AXCD5-0030 | |
2004 |
Bomba Music
DANA Music |
AXCD5-0030
AXCD5-0030 |
||
2013 | Bomba Music | LP | BoMB 033-823 LP | |
2022 | Отделение Выход | 2LP |
Регион | Дата | Лейбл | Форматы | Каталог |
---|---|---|---|---|
Россия | 1996 | APEX Records | CD | AXCD 3-0033 |
CS | AXMC 3-0033 | |||
Novik Records | CD | NRCD 1-013 | ||
1997 | DANA Music | AXCD3-0033 | ||
AXCD5-0033 | ||||
CS | AXMC3-0033 | |||
1998 | ||||
1999 | CD | AXCD5-0033 | ||
2002 |
DANA Music
Bomba Music |
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Тутанхамон» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 4:51 |
2. | «Титаник» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 5:03 |
3. | «Утро Полины» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 5:03 |
4. | «Негодяй и ангел» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 3:45 |
5. | «К Элоизе» | Вячеслав Бутусов | Вячеслав Бутусов | 5:04 |
6. | «Воздух» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 5:16 |
7. | «Колёса любви» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 2:50 |
8. | «20 000» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 5:08 |
9. | «Зверь» | Вячеслав Бутусов | Вячеслав Бутусов | 6:25 |
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Тутанхамон (акустическая версия)» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 4:25 |
2. | «Титаник» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 4:25 |
3. | «Воздух» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 5:12 |
4. | «Негодяй и ангел» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 3:29 |
5. | «Колёса любви» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 5:04 |
6. | «К Элоизе» | Вячеслав Бутусов | Вячеслав Бутусов | 6:46 |
7. | «Зверь» | Вячеслав Бутусов | Вячеслав Бутусов | 7:07 |
8. | «Утро Полины (инструментал)» | Вячеслав Бутусов | 5:00 | |
9. | «Я хочу быть с тобой» (в исполнении Бориса Гребенщикова ) | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 5:08 |
10. | «Тутанхамон (dance mix)» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 4:57 |
Демоальбом включает несколько иные варианты аранжировок композиций, нежели вошедшие спустя год в чистовой вариант «Титаника», ремейк на песню « Я хочу быть с тобой » в исполнении Гребенщикова (также вошедший в альбом « Отчёт 1983—1993 »), а также инструментальную версию композиции «Утро Полины», входившую в радиосингл «Титаник».
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Тутанхамон» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 4:48 |
2. | «Негодяй и ангел» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 3:43 |
3. | «Утро Полины» | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 5:00 |
4. | « Прогулки по воде » | Илья Кормильцев | Вячеслав Бутусов | 3:44 |
5. | «Утро Полины» (инструментал) | Вячеслав Бутусов | 5:01 |
Оценки критиков | |
---|---|
Источник | Оценка |
Московский комсомолец | (смешанная) |
Комсомольская правда | (положительная) |
Иванов | (смешанная) |
Обозреватель газеты Московский комсомолец сказал, что заявленное Вячеславом Бутусовым и Ильёй Кормильцевым «возвращение к истокам» состоялось. Однако в нём имеется и опасность того, что люди услышат песни, схожие с «Шаром цвета хаки», « Скованных одной цепью » или « Казанова ». Такого в Титанике не найти, потому что Илья Кормильцев, Вячеслав Бутусов и их коллеги «понимают эту истину очень вразумительно». Данный альбом представляет собой не копию Разлуки , но «значительно более совершенную ступень в эволюции именно той самой субстанции» . По его мнению, Титаник стал лучшим в музыкальном отношении альбомом Nautilus Pompilius .
Обозреватель Комсомольской правды отметил, что мелодии большинства песен легко запоминаются, аранжировки в высшей степени элегантны и современны. Поэтому Титаник имеет реальные шансы стать самой популярной работой Вячеслава Бутусова, который «решился совершить поворот в сторону нормальной, здоровой поп-музыки» . По его словам, альбом практически состоит из потенциальных хитов, «которые, если ими разумно распорядиться, будут подогревать интерес к Титанику по меньшей мере ещё год» .
Рекламно-информационный вестник Иванов заявил, что у «Nautilus Pompilius» альбом получился в меру лиричным, сдержанным и в целом достаточно стройным. Звук ровный, без провалов и сбоев, однако «раздражают неживые барабаны» . Первая песня, «Тутанхамон», «просто погремушка, нелепая привязка, не понятно к чему и зачем. Этакий закос в интеллектуальность, не больше. Бред и набор слов». Однако у этого коллектива не первый случай, когда «парни гонят откровенную туфту» : к примеру взять из Чужой земли песню «Как падший ангел». После первого же куплета становится ясно, что группа, пользуясь понравившимся им «красивым» образом, не знакомы, как рассказывали прежде, с первоисточником. В заглавной песне «Титаник» «пафос и букет штампов» , а мысль тривиальна и ясна, как «невеста под фатой» . Текст песни напоминает рисунок на фольге — глаз слепит, а узора нет. Тем не менее, это не означает, что альбом провальный — слушается приятно за исключением некоторых вышеприведённых моментов. Удачными песнями он считает «Утро Полины», «Негодяй и Ангел», «Колеса Любви» и «Воздух» .
В книге о группе «Nautilus Pompilius: Введение в наутилосоведение» (1997) отмечено: «Демозапись « Титаник на Фонтанке » впоследствии пользовалась у критиков значительно большими симпатиями, чем «чистый» студийный альбом. «Титаник на Фонтанке» очень нравился и самому Бутусову — своей прозрачностью, аквариумностью и вневременным спокойствием. Но у такого подхода к подаче материала было немало идеологических противников внутри группы, среди которых оказался поэт Кормильцев ».
31 декабря 1999 года « Наше радио » огласило список « » на основе выбора радиослушателей, в него вошли песни «Титаник» (77-е место) и «Тутанхамон» (83-е место) .
В 2014 году был составлен список «500 лучших песен „Нашего радио“» также на основе выбора радиослушателей, в него вошла песня «Тутанхамон» (174-е место) .
В 1997 году песня «Зверь» и мелодия из песни «Воздух» использованы в качестве саундтрека к фильму Алексея Балабанова « Брат ».
На базе поэтического материала, написанного поэтом Ильёй Кормильцевым во время записи альбом «Титаник», создан и следующий альбом группы, « Крылья » (1995). Поэт отметил:
История с Крыльями очень странная. На самом деле там мало новых песен. Потому, что новые песни туда не попали — по тем или иным причинам. Крылья состояли в основном из поэтического материала, написанного одновременно с Титаником . Музыка к нему во многих случаях написана значительно позже. Новых песен там — раз-два и обчёлся…
Так, осенью 1992 года Илья Кормильцев вместе с Бутусовым в течение двух недель создали ряд песен для «Титаника» — «Тутанхамон», «К Элоизе», «Кто ещё» и «Железнодорожник» . Две первые вошли в «Титаник», а вторые в «Крылья». А композиция «Христос (Мне снилось, что)» была домашним заданием от Бутусова для Егора Белкина . Но Белкин задание не выполнил, всерьёз занявшись продюсированием « Насти », и в результате покинул группу . Песня записана на «Крыльях» уже без участия Белкина.
После записи «Титаника» выяснилось, что в него не попало сразу три композиции — «Абсолютное белое» («Абсолют»), «Умершие во сне» и «Труби, Гавриил», исполненный в стиле пика популярности «Наутилуса» 1987 года . Все три песни будут изданы на последнем альбоме группы « Атлантида » (1997).