Пирамида питания
- 1 year ago
- 0
- 0
Фонтан «Пирамида» («Пирамидный») — фонтан в Петергофе . Находится в Восточной ( Монплезирской ) части Нижнего парка Петергофа . Вопреки ансамблевой петергофской традиции, он расположен обособленно, в стороне от парадных ансамблей, на отдельной Пирамидной аллее. Является одним из старейших и красивейших памятников Столицы Фонтанов. Ещё 20 августа 1725 года камерюнкер герцога Голштинского (отца будущего русского императора Петра III ) писал: «Подобнаго большаго и красиваго водомета нет, может быть, нигде» . Фонтан «…образует занятную пирамиду», — признал и менее восторженный Обри де Ла Моттре (1726 г.) .
Фонтан «Пирамида» возник ещё при Петре I , по инициативе самого императора, тогда же получил своё название в честь необычной формы, во многом взятой с версальского «обелиска» (1704—1705 годы, арх. Ж. ). Впервые фонтан упомянут в Петровском указе лета 1721 года: «Пирамиду водяную с малыми кашкадами, и к ней садить лес по чертежу кленовой , липовой , или ольховой , по месту смотря» .
Правда, главный петергофский архитектор Н. Микетти , которому было велено разработать проект фонтана, на первоначальном эскизе изобразил вовсе не пирамиду с четырёхгранным основанием, а фактически полную копию с Версальского трёхгранного «обелиска» (1704—1705 годы, арх. Ж. ).
Однако Пётр (ещё в своём указе давший понять, что хочет иметь в своём приморском детище именно «Пирамиду»), что было справедливо, учитывая четырёхугольную форму избранного для фонтана участка, — своей рукой приписал: «делать по сей фигуре, а пирамида была б внизу на четыре уголка» . Это и определило неповторимую форму фонтана.
Работами руководил «архитектурии гейзель» М. Земцов , видное участие принимал фонтанный мастер .
Строить начали осенью того же года и закончили три года спустя, к лету 1724 года. Тогда Петр пустил воду, но, осмотрев и опробовав в октябре фонтан, повелел Земцову «пирамиду переделать, а именно бассейн ниже сделать и один [четвёртый, заимствованный от версальского „Обелиска“] уступ в кашкадах снять» . С тех пор каскады и обретают ровно по 3 уступа.
Работы, очевидно, были закончены уже после смерти Петра I, к лету 1725 года. Ф. Бергхольц, впервые увидевший фонтан 20 августа, говорит о нём как о вновь открывшемся.
Однако и тогда облик фонтана был ещё далёк от современного. Уже и в то время восьмиметровый столб воды наполнял кирпичный бассейн (11 x 11) и стекал каскадами по 3 ступеням (тогда — деревянным, покрытыми рольным свинцом). Но ещё не было ни привычных мостиков через ров, ни величественной балюстрады — весь этот антураж будет впервые исполнен в дереве в 1739 году «архитектурным гейзелем» (помощником) Ф. Исаковым, разместившим по углам деревянные пирамидки со звёздами .
Время шло. Менялась эпоха, один архитектурный стиль уступал место другому. Это сказалось и на планировке парка. Ко второй половине XVIII века регулярные «итальянские сады» с их четкой геометрической планировкой стали уходить в прошлое. Пришло время тенистых «английских» садов, с вековыми деревьями, извилистыми дорожками. И, хотя Нижний парк всегда считался парадным, это коснулось и его: шпалеры, да и аккуратно подстриженные деревца уступили место большим деревьям, и фонтан, казалось бы, совсем затерялся, обособился, что придает ему свою особую прелесть. Исчезли шпалеры, окружающие фонтан на манер лабиринта.
До конца XVIII века облик фонтана остается без изменений, лишь в 1770 году последовал указ сделать мраморное ограждение и уступы. Проект исполнил В. Яковлев, но он был реализован лишь 30 лет спустя, 11 ноября 1799 года, когда Павел I издал указ «О построении Пирамидного фонтана из мрамора» .
Мраморная отделка спешно изготавливалась на Петергофской гранильной фабрике. Строительными работами руководил Броуэр, и полгода спустя, 6 июня 1800 года, они были закончены. Легкая, величественная и прекрасная балюстрада в стиле процветающего классицизма, пожалуй, не имеет аналогов, её можно сравнить лишь с воздушной Камероновой галереей в Пушкине . Этот прекрасный, торжественный облик сохранился до наших дней .
Фонтан представляет собой квадратный в плане (11 x 11 метров) бассейн, увенчанный мраморной балюстрадой, а посредине — 8-метровый столб, напоминающий пирамиду. В чём же её секрет? Вода ещё с петровских времён поступает по наклонной трубе из Пирамидного пруда в семь камер квадратной чугунной коробки, герметично закрытой бронзовой крышкой с отверстием до 505 форсунок Высота струй каждой камеры регулируется клапанами. Так и образуется общий массив семиярусной пирамиды. Кстати, из всех парковых фонтанов это самый водоёмкий — в секунду уходит до ста литров воды. Сам водомёт находится на трёхступенчатом возвышении. Вода заполняет четырёхугольный бассейн и стекает четырьмя каскадами, каждый по пять ступенек, в неглубокий ров, по периметру опоясывающий весь ансамбль. С боков от каскадов расположены мраморные мостики, чтоб можно было подойти к самой балюстраде.
Как и все петергофские памятники, первоначально задуманный лишь как памятник победы в одной (хоть и важной для России) конкретной войне , ныне он (наряду со всем Петергофом) является и памятником победы в Великой Отечественной . Изуродованный фашистами (причём не взорванный, а разбитый механически) и вновь возвращённый к жизни в 1953 году П. Лаврентьевым с сыновьями Павлом и Владимиром, а также И. Смирновым, он по праву может носить звание обелиска в честь многовековой борьбы русского народа за независимость и неприкосновенность своего культурного достояния.