Interested Article - Марионетки (песня)
- 2021-06-21
- 2
«Марионе́тки» — песня советской и российской рок -группы « Машина времени », сочинённая Андреем Макаревичем в 1974 году . Одна из наиболее популярных композиций коллектива за всю его историю. С того момента, как песня стала широко известной, её текст воспринимался поклонниками и критикой как иносказание . Со второй половины 1970-х и до середины 1980-х годов исключалась цензурой из списков композиций, разрешённых к публичному исполнению. Входит в концертный репертуар «Машины времени» до настоящего времени. Включена в перечни «100 лучших песен русского рока в XX веке» и «500 лучших песен „Нашего радио ». Отдельные фразы из текста песни вошли в повседневную речь как устойчивые словосочетания.
История
По свидетельству Андрея Макаревича, песня была сочинена в 1974 году . «Участником события написания» песни являлся также, по его собственному утверждению, Евгений Маргулис . В следующем, 1975 году, вместе с шестью другими композициями, — она была впервые записана в студии Центрального телевидения Гостелерадио СССР для планировавшегося эфира телепередачи «Музыкальный киоск» . Однако съёмки и телетрансляция этой программы не состоялись. В 1982 году сама фонограмма песни под изменённым названием « Балаган » (вместе с другими записями разных лет) была включена в состав винилового альбома «Охотники за удачей», выпущенного нелегально, без ведома участников «Машины времени», на лейбле «KISMET RECORDS» в США .
23 февраля 1976 года группа перезаписала «Марионетки» в студии Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) . В 1977 году эта запись была включена в звуковую дорожку документального кинофильма «Шесть писем о бите» . Сам фильм являлся дипломной работой режиссёра ВГИК Алексея Ханютина. Данное видео содержит кадры самой ранней из известных эпизодической съёмки концерта «Машины времени», а также — небольшого (около 2,5 минут) фрагмента интервью с музыкантами. Макаревич и Сергей Кавагоэ , оба стоявшие у истоков группы, рассказывали о том, с какими трудностями «Машине времени» пришлось столкнуться в первые годы своего существования, каким образом участники группы пытались эти трудности преодолеть, а также размышляли на тему, является ли рок-музыка искусством.
Участие «Машины времени» в «Шести письмах о бите» в определённой степени повторило историю со съёмками в культовом советском кинофильме « Афоня » режиссёра Георгия Данелии (1974), в котором в качестве саундтрека была использована другая композиция из раннего репертуара группы — «Ты или я» . Несмотря на то, что в этот раз музыканты оказались в кадре крупным планом , существенного влияния на судьбу песни «Марионетки», как впрочем, и самой группы кинофильм «Шесть писем о бите» не оказал, поскольку сразу после его первого показа оригинал фильма был уничтожен . (Размещённый сегодня в сети фильм является копией, сохранённой режиссёром . В конце 1980-х годов она транслировалась по телевидению .)
Позже, в 1978 году, были записаны ещё две студийные версии песни: весной — в доме культуры Автодормехбазы № 6 города Москвы , летом — в учебной студии Государственного института театрального искусства (ГИТИС) .
При цензурировании концертного репертуара группы вплоть до её выхода на профессиональную сцену в начале 1980-х годов песню «Марионетки», по воспоминаниям А. Макаревича, цензоры неизменно вычёркивали , запрещая тем самым её публичное исполнение. По свидетельству музыкального критика Артемия Троицкого , «серьёзные проблемы с советскими властями у „Машины времени“ впервые забрезжили в конце 70-х, когда мега-хит „Марионетки“ привлёк внимание идеологов из московских горкомов КПСС и ВЛКСМ , и музыкантов стали приглашать в кабинеты для душеспасительных бесед» . Как отмечал журнал « Time Out », «руководители центрального телевидения и радио, естественно, знали, что такое „ аллегория “, и услышать „Марионеток“ в каком-нибудь концерте по заявкам вплоть до 1985 года было практически невозможно» .
Песня была впервые официально издана только в 1987 году на ретроспективной пластинке « Десять лет спустя ». Она входит в концертный репертуар «Машины времени» до настоящего времени.
Музыка и текст
Тональность
песни — соль мажор.
Основная гармоническая последовательность состоит из следующих
аккордов
: G — Em — C — G — C — D7 — G — E7 — Am — D7 — G.
Песня исполняется на гитаре так называемым эстрадным боем
.
Стихотворный размер текста песни — четырёхстопный хорей .
Студийные версии
Год записи | Студия | Участники записи | Релиз |
---|---|---|---|
1975 | Студия Центрального телевидения СССР |
«Машина времени»
:
Андрей Макаревич
(
вокал, гитара
),
Евгений Маргулис
(
бас-гитара
),
Сергей Кавагоэ
(
ударные
)
Приглашённый музыкант
:
Игорь Саульский
(
клавишные
)
|
«Охотники за удачей»
•
(1982), « Неизданное. Том 2 » (2004) |
1976 | Студия ВГИК |
«Машина времени»
: Андрей Макаревич (
вокал, гитара
), Евгений Маргулис (
вокал, бас-гитара
), Сергей Кавагоэ (
ударные
)
Звукорежиссёр : Нет сведений |
Не издана,
саундтрек к фильму «Шесть писем о бите» |
1978 |
Дом культуры Автодормехбазы № 6
города Москвы |
«Машина времени»
: Андрей Макаревич (
вокал, гитара
), Евгений Маргулис (
бас-гитара
), Сергей Кавагоэ (
ударные
), Евгений Легусов (
кларнет
), Сергей Кузьминок (
труба
)
Звукорежиссёры : Игорь Клёнов, Ованес Мелик-Пашаев |
Не издана |
1978 | Учебная речевая студия ГИТИС |
«Машина времени»
: Андрей Макаревич (
вокал, гитара, клавишные
), Евгений Маргулис (
бас-гитара
), Сергей Кавагоэ (
ударные
), Евгений Легусов (
кларнет, саксофон
), Сергей Кузьминок (
труба
)
Звукорежиссёр : Александр Кутиков |
«
Это было так давно... 1978
»
(1992) |
1987 | «Мелодия» |
«Машина времени»
: Андрей Макаревич (
вокал, гитара
), Александр Кутиков (
бас-гитара
),
Александр Зайцев
(
клавишные
),
Валерий Ефремов
(
ударные
)
Звукорежиссёры : Александр Кутиков, А. Ветр |
«Десять лет спустя»
(1987) |
• — Неофициальный релиз «KISMET RECORDS» (США) .
Трактовка смысла
В тексте песни повествуется о балаганном представлении c управляемыми куклами — марионетками , — приводимыми в движение с помощью нитей. Цензоры, журналисты, критики и поклонники считали текст песни иносказательным и, начиная с того момента, как песня стала известной во второй половине 1970-х годов, выдвигали различные версии его интерпретации . В частности, предполагалось, что речь в песне идет о членах Политбюро ЦК КПСС и правительства , о съездах ВЛКСМ и КПСС (в том числе — о XXIV съезде КПСС , прошедшем в 1971 году ), о советской политической системе в целом , о внутреннем положении в стране и проч. Как отмечал по этому поводу Сергей Курий: «О каком таком хозяине и марионетках идёт <...> речь? Большинство догадывалось, что это „укол“ в сторону авторитарной „вертикали“ советской власти. Но, с другой стороны, можно было с таким же успехом заявить, что речь идёт о „западных кукловодах“, или, вообще сказать, что это притча безо всякой конкретики» .
Артемий Троицкий называл «Марионетки» неприкрытой сатирой на «тусклых, послушных и бессловесных граждан, управляемых кукловодами сверху» . С. Толоконникова, исследуя творчество Макаревича с позиций эстетики романтизма , значительно расширила границы восприятия художественного мира песни. По её мнению, лирический герой Макаревича «обитает» сразу в двух «сферах бытия» — цветном мире мечты и чёрно-белом мире настоящего, полном безысходности и фальши . Тема масок [Имеется в виду другая песня Макаревича — «Маски»] и кукол-марионеток актуализируется как раз при описании этого чёрно-белого мира.
Сам Андрей Макаревич во время исполнения «Марионеток» иногда делал неявные указания, в которые слушатели вкладывали определённый смысл, часто относя их на свой счёт. Так, например, на одном из концертов конца 1970-х годов в Таллине в момент исполнения фразы « Но вот хозяин гасит свечи » на слове «хозяин» Макаревич показал пальцем наверх, что вызвало бурную реакцию в зале . Во время другого концерта вместо « И играет клоун на трубе » он спел « И играет Лёня на трубе », что, по словам журналиста Бориса Голодца, позже вызвало у группы «большие проблемы» с властями, представители которой увидели в этой текстовой замене намёк на фигуру Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева . По воспоминаниям музыканта Алексея Романова , во время исполнения песни на концерте в одном из московских домов культуры сидевший перед Романовым «стокилограммовый парнишка» встал и пошёл по проходу со словами: «Быки, они про нас поют» . В документальном фильме «Андрей Макаревич. Машина его времени» Гарик Сукачёв признавался: «Все мы себя считали этими куклами, которых дёргают за нитки» .
Представителей властей, стремившихся контролировать группу в первые полтора десятилетия её существования, Макаревич убеждал, что «Марионетки» — это песня о куклах . Поклонникам и журналистам позже говорил, что она — «про вас» , «про нас с вами» , наконец — «про людей» . В интервью Владимиру Познеру в 2009 году Макаревич конкретизировал свою позицию, заявив, что при сочинении песни «думал вообще про отношения между людьми. <...> Это гораздо шире, чем съезд какой-то партии. Это то, что вообще происходит в мире, и происходило, и будет происходить...» . В интервью газете « Новые известия » в 2018 году он упомянул о «Марионетках» для иллюстрации собственного тезиса о том, что рок-музыка изначально являлась элементом культуры протеста — только не политического, а эстетического : «Про ту партию через 30 лет никто не вспомнит, а люди как себя вели, так и ведут. Это система человеческих отношений» .
Критика и признание
Оценки и влияние на культуру
По утверждению журналиста Михаила Марголиса , уже в 1975 году песни «Марионетки» и «Чёрно-белый цвет» являлись «всесоюзными хитами» . Артемий Троицкий назвал «Марионеток», « Ты или я » и «День гнева» первыми «классическими» песнями группы, которые «постепенно доходя до слушателей, становились великими подпольными боевиками, гимнами альтернативной культуры» . Журнал « Time Out » охарактеризовал «Марионетки» как песню «с ярко выраженным политическим подтекстом», которая «была особенно популярна у студенчества второй половины 70-х» . Отдельные критики оценивали песню как «идеологическую бомбу антисоветского содержания» .
В иностранной прессе факт использования Макаревичем метафорических приёмов в текстах песен оценивался как реакция на цензурные запреты на социально-политическую проблематику в творчестве. Так, в частности, в статье «Универсальный звук советского рока» приведена следующая оценка «Марионеток»: «... Он [Макаревич] описывает советское общество десять лет назад [Статья была написана в 1987 году] как своеобразный театр марионеток, где он поет: „Вы не можете увидеть хозяина. Он далеко наверху и невидим. Но если он решит потянуть за нитку, вы поднимете руку» .
«Марионетки» оказали влияние на последующие поколения рок-музыкантов. Так, например, Александр Ф. Скляр в период учёбы в МГИМО выбрал именно эту песню для исполнения на новогоднем вечере 1982 года (песен собственного сочинения, по признанию Скляра, на тот момент было немного, и исполнять их публично музыкант не решался). Однако он не знал заранее, что во время выступления в зал войдут музыканты «Машины времени», приглашённые в качестве почётных гостей мероприятия, и доигрывать песню придётся непосредственно перед её автором, занявшим место в первом ряду . Почти 27 лет спустя, в 2009 году, Скляр выбрал эту же песню для альбома-трибьюта «Машинопись» , придав ей отличное от оригинала, трип-хоповое звучание .
Фрагмент концертного выступления группы, исполнявшей «Марионетки», из фильма «Шесть писем о бите» был включён во вторую серию документального фильма Дмитрия Киселёва «СССР. Крушение» (2011) . Фонограмма песни, записанная для альбома «Десять лет спустя», использована в качестве звуковой дорожки к кинофильму « Стеклянный лабиринт » (1989, А. Макаревич в роли камео исполнял «Марионетки» в начале этого фильма), а также к 19-му выпуску мультфильма «Ну, погоди!» (2005) .
В книге мемуаров российского писателя Алексея Моторова «Преступление доктора Паровозова» упоминается об исполнении «Марионеток» на конкурсе песни в пионерском лагере в период юности лирического героя . Автор характеризует саму песню как уже знаменитую к моменту описываемых событий, а «Машину времени» — как «подпольную» группу . В этой части текста мемуаров, по мнению филолога Е. Иоанесян, содержится имплицитная оценка места осуществления конкурса как «совершенно неподходящего для подобного действия» .
Отдельные фразы из песни (« Лица стёрты, краски тусклы », « Все они марионетки », « Но вот хозяин гасит свечи, кончен бал, и кончен вечер ») превратились в устойчивые словосочетания, вошедшие в последние десятилетия в повседневный речевой оборот. Эти фразы также часто употребляются в радио- и телепрограммах, в прессе , что отдельно отмечалось в научной литературе, см. например: . Строфы « Все они марионетки // В ловких и натруженных руках », а также « И в процессе представления // Создаётся впечатление, // Что куклы пляшут сами по себе » из текста песни были включены в перечень наиболее известных цитат и выражений XX и XXI веков .
Рейтинги
Год | Рейтинг | Позиция | Составитель |
---|---|---|---|
2000 | «100 лучших песен русского рока в XX веке» | 13 | « Наше радио » |
2011 | «100 песен, изменивших нашу жизнь» | 22 | « Time Out » |
2013 | «500 лучших песен „Нашего радио» | 495 | «Наше радио» |
2015 | «Russian YouTube TopHit 200» | 11 | « YouTube » |
«Top YouTube Hits 200» | 38 | ||
2016 | «Russian YouTube TopHit 200» | 49 | |
«Top YouTube Hits 200» | 94 | ||
2017 | «Top YouTube Hits 200» | 158 |
Реминисценции, кавер-версии и варианты исполнения
В 2006 году группой «Король и Шут» для альбома «Продавец кошмаров» была записана песня с аналогичным названием — «Марионетки». Рефрен этой композиции содержал строку « На лицах отметки, что все они марионетки », отсылающую к строке « Волк и заяц, тигры в клетке // Все они марионетки » из текста песни «Марионетки» «Машины времени».
Наиболее известными кавер-версиями на песню являются версии группы «Ария» ( Live , 2007) и Александра Ф. Скляра ( Трибьют-альбом «Машинопись» , 2009).
В 2004 году на съёмках программы «Неголубой огонёк» «Машина времени» исполнила «Марионетки» вместе с группой «Премьер-министр» , а в 2009 году на юбилейном концерте Гарика Сукачёва А. Макаревич исполнил песню вместе с музыкантами групп «Неприкасаемые» , « Чайф », Сергеем Галаниным , Сергеем Мазаевым , А. Ф. Скляром .
Отдельные участники коллектива в разное время занимались подготовкой собственных вариантов кавер-версий на песню. Так, в 2000 году Андрей Макаревич и группа «Квартал» записали свою версию «Марионеток» для альбома «Время напрокат». По оценке лидера группы Артура Пилявина , в этой версии «даже тот смысл, который был изначально вложен в песню, стал ещё выразительнее» . Критика охарактеризовала кавер-версию «Марионеток» от «Квартала» как «о джазованное , охардованное U2 » . В 2011 году Евгений Маргулис представил блюзовую версию песни в программе «Достояние республики» . Также Пётр Подгородецкий исполнял песню на собственных концертах .
Примечания
Комментарии
- Год выхода первого официального альбома группы с записью песни.
- Год первой студийной записи песни.
- В конечную версию фильма « Афоня » не попали кадры выступления «Машины времени» на танцах в клубе.
- Эта запись была официально издана в 1993 году под названием «Это было так давно... 1978» .
- Писатель Михаил Веллер связывал желание воспринимать текст песни иносказательно с особенностями самого мышления людей, живших в эпоху СССР : «Машина времени“ была антисоветской — стилистически. Любое „мыслие“ было инакомыслием , и человек смотрел абсолютно на всё, желая найти в этом подтекст» .
- Например, по отношению к продюсерским проектам в отечественном шоу-бизнесе , к отдельным тележурналистам и так далее.
Источники
- ↑ . Echo.msk.ru . Эхо Москвы (2013. 16 сент.). Дата обращения: 16 марта 2018. 17 марта 2018 года.
- на YouTube , начиная с 1:05:31
- . Дата обращения: 16 марта 2018. 21 февраля 2018 года.
- на YouTube
- ↑ . Mashina.ru . Официальный сайт группы «Машина времени». Раздел «Блог». 2016. 22 нояб. Дата обращения: 8 июня 2019. 8 июня 2019 года.
- Диденко Т. . Пионерская правда (1989. 28 февр.). Дата обращения: 16 марта 2018. 17 марта 2018 года.
- , с. 63.
- Троицкий А. . Русская служба BBC (2014. 28 авг.). Дата обращения: 16 марта 2018. 2 мая 2018 года.
- ↑ Тувим М., Милехин А., Дмитрий Д. . Time Out (2011. 7 дек.). Дата обращения: 16 марта 2018. 17 марта 2018 года.
- . Akkordy.su . Дата обращения: 16 марта 2018. 17 марта 2018 года.
- , с. 189.
- на YouTube , начиная с 37:58
- Гаспарян А. . Московский комсомолец (2013. 10 дек.). Дата обращения: 16 марта 2018. 13 апреля 2019 года.
- Брагинский С. . Комсомолец Узбекистана (1990. 30 окт.). Дата обращения: 27 мая 2020. 16 января 2020 года.
- . НТВ (2009. 25 июня). Дата обращения: 16 марта 2018. 26 января 2018 года.
- ↑ Курий С. . Время Z. № 2 (2014). Дата обращения: 4 марта 2018. 21 февраля 2018 года.
- Мельман А. . Московский комсомолец (2015. 19 нояб.). Дата обращения: 16 марта 2018. 25 января 2018 года.
- Троицкий А. К. Субкультура. История сопротивления российской молодежи 1815—2018. — М. : Белое яблоко, 2019. — С. 153. — 224 с.
- , с. 166.
- Спектор Э. . Опубликовано на: Mashina.crestron-consulting.com. Дата обращения: 20 мая 2019. 15 ноября 2019 года.
- Голодец Б. . FUZZ. № 3 (126) (2004. Март). Дата обращения: 24 мая 2020.
- на YouTube
- на YouTube
- ↑ . NewIzv.ru . Новые известия (2018. 23 дек.). Дата обращения: 4 января 2019. 5 января 2019 года.
- на YouTube , начиная с 1:05:47
- на YouTube , начиная с 21:26
- , с. 44.
- , с. 209.
- Комсомольская правда (1997). Дата обращения: 16 марта 2018. 4 февраля 2019 года.
- Хэйт К. . The Charlotte Observer (1987. 10 дек.). Дата обращения: 16 марта 2018. 26 апреля 2019 года.
- на YouTube
- . Octopus.ru . Дата обращения: 16 марта 2018. 17 марта 2018 года.
- на YouTube , начиная с 1:13:48
- Архангельский А. . Огонёк. № 36 (2005. 11 сент. С. 20). Дата обращения: 24 мая 2020. 20 января 2022 года.
- Иоанесян Е. Р. Имплицитная оценка и аргументация // Научный диалог. — Екатеринбург, 2020. — С. 62—77. — 66 с.
- ↑ , с. 66.
- на YouTube
- . Aif.ru . Аргументы и факты. № 50 (2006. 24 нояб.). Дата обращения: 20 мая 2019. 6 августа 2018 года.
- , с. 253.
- Душенко К. В. Словарь современных цитат: 5200 цитат и выражений XX и XXI вв., их источники, авторы, датировка. — М. : Эксмо , 2006. — 832 с.
- . Song-Story.ru . Дата обращения: 16 марта 2018. 19 сентября 2017 года.
- . Дата обращения: 16 марта 2018. Архивировано из 16 июля 2016 года.
- . Дата обращения: 16 марта 2018.
- . Дата обращения: 17 апреля 2018. 17 апреля 2018 года.
- . Дата обращения: 16 марта 2018.
- . Дата обращения: 17 апреля 2018. 17 апреля 2018 года.
- . Дата обращения: 17 апреля 2018. 17 апреля 2018 года.
- Жидкова А. . Московский комсомолец. № 25215 (2009. 23 нояб.). Дата обращения: 24 мая 2020. 8 февраля 2011 года.
- Гаспарян А. Московский комсомолец. № 21472 (2000. 4 авг.). Дата обращения: 24 мая 2020. 9 июня 2020 года.
- . Музыкальная газета. Минск. № 11 (2001). Дата обращения: 24 мая 2020. 15 сентября 2019 года.
- Имполитова Н. . Комсомольская правда (2012. 5 авг.). Дата обращения: 24 мая 2020.
Литература
- Клюева Н. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — Тверь, 2007. — № 9. — С. 186—194.
- Макаревич А. В. Всё очень просто. Рассказики. — М. : Огонек, Радио и связь, 1991. — 223 с.
- Марголис М. Затяжной поворот: История группы «Машина времени». — СПб. : Амфора, 2009. — 352 с.
- Никитина О. Э. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — Екатеринбург, Тверь, 2011. — № 12. — С. 243—255.
- Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии / Сост. А. К. Троицкий. — М. : Книга, 1990. — 384 с.
- Толоконникова С. Ю. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — Тверь, 2001. — С. 163—168.
- 2021-06-21
- 2