Interested Article - Коллаж

К. Швиттерс . Doremefasolasido. Коллаж. 1930. Частное собрание
Неизвестный автор. Коллаж из рисунков художников XVIII—XIX веков

Колла́ж (от фр. collage — оклеивание, приклеивание) — техника и основанная на ней разновидность декоративного искусства , заключающаяся в вырезании фигур по контуру из какого-либо материала: разноцветной бумаги, картона, ткани, кожи и в прикреплении этих фигур к основе. В отличие от сходной техники аппликации в коллаже используют разнородные материалы, различающиеся по своей природе, цвету, фактуре, и различные технические приёмы их соединения, например: ткани и картона, холста и металлической фольги. Всё в целом и образует желаемую композицию . В этом отношении коллаж близок мозаике , в частности инкрустации , интарсии или маркетри . В последних случаях элементы фигур и фона в равной степени подвижны и монтируются на общую основу .

В энциклопедии «Британника» утверждается, что термин «коллаж» впервые был применён по отношению к работам дадаистов и сюрреалистов . Впоследствии его стали употреблять также по отношению к другим видам искусства: литературе, музыке, кинематографу.

В отношении искусства авангарда и постмодернизма применяют модернистский аналог традиционного термина: ассамбляж . Это искусство, в котором используются разнообразные объёмные предметы и их фрагменты, собранные и скомпонованные на одной плоскости. Иногда используют обозначение « ready-made ». Близки к ассамбляжу арт-объект и инсталляция , хотя и они имеют существенные отличия

Коллаж в истории изобразительного и декоративного искусства

Приёмы коллажа использовались в коптских тканях в IV—VII веков и в войлочных завесах кочевых народов Центральной Азии. Однако в подобных изделиях доминировали приёмы аппликации .

Хуан Грис . Завтрак. 1914. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили художники синтетического кубизма : Жорж Брак и Пабло Пикассо , Хуан Грис в 1912—1913 годах . Они вклеивали в холсты куски газет, картон, фольгу. Цветные пятна различной фактуры соединяли с обрывками надписей, цифрами, нотными знаками, орнаментом обоев. Живопись превращалась в декоративную графику или в своеобразную «плоскостную пластику». Это создавало дополнительный, порой парадоксальный эффект отображения объектов действительности в концептуальном пространстве изобразительного искусства .

Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс , продолжавший традиции сюрреалистов и дадаистов . Он расширил сферу используемых для коллажей материалов и предметов. Его небольшие, но изысканные по композиции произведения, называвшиеся выдуманным словом «merzbild», состояли из кусочков бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов… . В 30-х годах XX века интерес к коллажу пошёл на убыль, а в 1950-х вспыхнул с новой силой — в русле появившегося тогда на Западе художественного течения поп-арта . Коллажи того времени отражают существовавшие тогда настроения, вкусы, пропитанные не то конформизмом, не то протестом против засилия коммерческой рекламы. В 1960-х годах к технике коллажа часто прибегал Роберт Раушенберг .

Коллаж в современном искусстве

Андрей Сяйлев . 21 из серии «Объективное». Мех, клей, зеркало. 2009

В постмодернистском и современном искусстве абстрактные коллажи создают из мусора, обрывков журналов, газет, коробок, записок, документов. В наше время допустимо дорабатывать фрагменты коллажа другими изобразительными материалами и инструментами: тушью , акрилом , гуашью , акварелью , гелевыми ручками , фломастерами , маркерами . Одна из задач техники коллажа — придание произведению эмоциональной насыщенности и остроты.

Термин «коллаж» используется также для обозначения приёма создания целстного изображения из ряда других изображений или их отдельных фрагментов, как правило, при помощи компьютерных программ. В основе создания цифрового коллажа — «работа со слоями ». В процессе создания коллажа могут применяться различные типы наложения, смешивания и прозрачности . Несмотря на то, что в большей части случаев термин «фотомонтаж» был бы более уместен, границы этих двух понятий при манипуляции изображениями с помощью компьютерных программ, практически стираются.

Коллаж в истории русского искусства

А. В. Лентулов . Собор Василия Блаженного. 1913. Холст, масло, коллаж. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В русском искусстве первым стал применять технику коллажа авангардист, в 1910—1916 годах — один из учредителей объединения « Бубновый валет », участник многих других художественных групп Аристарх Лентулов . Неуёмный экспериментатор сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в 1914—1915 годы, являются панно «Москва», «Собор Василия Блаженного», «Корабль» .

К технике коллажа прибегали также А. М. Родченко , С. М. Телингатер , А. Р. Брусиловский , который впервые ввёл это слово в употребление в русском языке (в 1962 году в газете « Неделя », Москва, иллюстрации к рассказам Славомира Мрожека ). Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении — смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.

В 2006 году в Русском музее в Санкт-Петербурге состоялась большая выставка «Коллаж в России. XX век».

В 2007 году в Галерее Актёр на открытии вечера «Испанская Фиеста» московским художником И. Каменевым был представлен новый стиль в современном искусстве — «Фотоарт», в основу которого положено наложение элементов, выполненных в живописной технике, на исходное фотографическое изображение.

Фотоколлаж

Оскар Рейландер . Два образа жизни. 1857

Фотоколлаж , или фотомонтаж — способ создания изображений или нескольких фотографий или их фрагментов, иногда с добавлением рисованных элементов, надписей и пр.

Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещения нескольких фотоизображений в одном, иногда даже с элементами графики ( мозаика ) или использования хаотичного набора разнообразных изображений ( пазл ). В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Данное направление искусства становится доступным всё большему кругу людей, не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью Photoshop ). Очень многое зависит от фантазии самого автора и его желания сделать что-то необычное или сюрреалистическое. Фотоколлаж возможен в нескольких жанрах: сатирическое, философское, политическое, метаморфическое, пропагандистское и прочее изображение.

К наиболее ярким представителям мира искусства в области фотоколлажа можно отнести: Д. Хартфилда , Р. Хаусманна , Х. Хёх , М. Эрнста , Л. Мохой-Надь , А. Родченко , В. Степанову , Э. Лисицкого , Ю. Рожкова , Г. Клуциса и других .

В других видах искусства

В музыке

В музыке термин «коллаж» означает особую форму использования композитором в своем произведении фрагментов другого сочинения — чужого или ранее написанного своего. Цитируемые фрагменты из других произведений могут быть разностильными. Игра со стилями в более широком плане реализуется в полистилистике . Один из первых коллажей был сочинён в начале XX века Ч. Айвзом . Позднее эту технику использовали Д. Д. Шостакович , Р. К. Щедрин , А. Пярт , Л. Берио и другие композиторы .

Коллаж является одной из наиболее характерных особенностей сюрреалистической музыки . Название «Коллаж» носит итальянская группа, самой популярной песней которой стал известный хит «Donna Musica» с одноименного альбома 1980 года. В современной поэзии и рок-музыке техника коллажа наиболее полно проявилась в творчестве Егора Летова .

В литературе

В литературе XX века коллаж характерен для направлений, использовавших технику фрагментации текста, «склеенного» из не связанных внешней повествовательной логикой эпизодов — цитат, документов и т. п. К таким направлениям относятся футуризм , модернизм и сюрреализм . Он нашёл воплощение в творчестве Л. Арагона , Дж. Джойса , Дж. Дос Пассоса (роман «Манхэттен», 1925), Э. Паунда , Т. С. Элиота , М. Бютора , А. Дёблина (роман « Берлин — Александерплац », 1929) и др. У футуристов вербальные элементы могли соединяться с элементами живописи (например, «стихокартины» В. В. Каменского ) . Коллажем можно считать стихотворный сборник-мистификацию Блеза Сандрара «Кодак» (1924), составленный методом нарезки из фрагментов романа Гюстава Леружа «Таинственный доктор Корнелиус» .

В кинематографе

Коллаж как принцип творчества в кинематографе широко использовал режиссёр Сергей Параджанов . Коллажный принцип построения кадра присутствует и у других советских режиссёров этого периода .

Видеоколлаж

Видеоколлаж — это видеоряд, собранный из небольших отрывков от одного или нескольких фильмов, иногда с добавлением фотоизображений и текстовой информации. Видеоколлаж используется для создания яркого сюжета, точно и контрастно отображающего творческую идею автора.

См. также

Примечания

  1. Власов В. Г. Коллаж // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 533
  2. .
  3. (англ.) . Britannica . Дата обращения: 17 октября 2020. 20 октября 2020 года.
  4. Ассамбляж. Ges Design. Архивировано 22 сентября 2020 года от 14 марта 2022 на Wayback Machine
  5. Власов В. Г. Кубизм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 713
  6. . megaobuchalka.ru. Дата обращения: 10 декабря 2019. 10 декабря 2019 года.
  7. (англ.) . Britannica . Дата обращения: 17 октября 2020. 3 апреля 2017 года.
  8. Greenberg C. Collage // Art News, September, 1958
  9. . poisk-ru.ru. Дата обращения: 10 декабря 2019. 10 декабря 2019 года.
  10. . Большая российская энциклопедия . Дата обращения: 17 октября 2020. 12 августа 2020 года.
  11. Michel Butor. // Continent Cendrars. — 1990. — № 5 . — P. 41—51. 18 октября 2020 года.
  12. Михеева Ю. .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Коллаж