Маскарад (фильм, 1941)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Маскарад» — балет в 4 актах, 7 картинах. Либретто Отара Дадишкилиани по мотивам одноимённой драмы М. Ю. Лермонтова .
Балет «Маскарад» на музыку выпускника Московской консерватории , ученика Арама Хачатуряна Льва Лапутина, стал дипломной работой О. М. Дадишкилиани, в 1956 году окончившего балетмейстерское отделение ГИТИСа , и первым сценическим воплощение драмы Михаила Лермонтова в балете. Либретто хореограф написал сам:
«Авторам спектакля удалось сохранить ведущие сюжетные линии, характеристику эпохи и героев драмы. В либретто были введены сцены, которых нет в драме: народное гулянье, первая встреча Нины с Арбениным. Однако основой спектакля явилась интимная драма героев, а конфликт Арбенина с обществом свелся к случайности».
Следующей, и наиболее известной, постановкой балета стала версия Б. А. Фенстера , осуществлённая в 1960 году на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова . Осенью 1960 года, уже очень больной, Фенстер приступил к репетициям. Он решал спектакль привычными ему средствами «драмбалета», что было удобно и для главного балетмейстера театра К. М. Сергеева — ему предназначалась партия Арбенина, а активно танцевать в 50 лет было трудно. Но отзывы критики, уже «испорченной» первыми хореографическими опытами Юрия Григоровича и Игоря Бельского , были отрицательными:
«Среди новых балетов, естественно, есть и спектакли, созданные по старым канонам. К ним прежде всего относится последний балет Б. А. Фенстера "Маскарад" (музыка Л. Лапутина).
Поставленный по мотивам драмы М. Ю. Лермонтова, хореографический спектакль в постановке Б. А. Фенстера утратил социальное, философское и психологическое звучание, то есть все то, что сделало драму Лермонтова бессмертной. В центре внимания балетмейстера оказались не характеры, не внутренние побуждения поступков героев, не сложные человеческие отношения и философско-психологическое осмысление драмы, а внешняя сторона событий. Получился балет о подозрительном и ревнивом муже, жестоко расправившемся с невинной женой».
Балет «Маскарад» стал последней работой Бориса Александровича Фенстера. По воспоминаниям дирижёра театра Юрия Гамалея:
«министр культуры Фурцева приезжала на приемку спектакля и очень неодобрительно высказалась о балете. Фенстер решил на премьеру не ехать, но кто-то позвонил ему по телефону и сообщил, что Фурцевой в театре нет. Нехотя он собрался и поехал. Почти сразу, войдя в театр, он столкнулся с Фурцевой. Начался II акт. После него были общие поклоны, вытащили и Фенстера. Но едва он после поклонов ушел за кулисы, как тут же упал замертво. Мрачный спектакль ознаменовался мрачным событием».
Мрачно закончилась и сценическая жизнь этого балета. 3 февраля 1962 года за восемь тактов до окончания первого акта, — дирижёр, ведущий спектакль, упал с дирижёрского пульта и скончался, не приходя в сознание; второй акт продолжил Юрий Гамалей . Больше этот балет не появлялся в афише Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова.
Премьера прошла 23 марта 1956 года
Балетмейстер-постановщик Отар Дадишкилиани, художник-постановщик А. И. Морозов, дирижёр-постановщик Александр Копылов
Премьера прошла 29 декабря 1960 года
Балетмейстер-постановщик Борис Фенстер , художник-постановщик Татьяна Бруни , дирижёр-постановщик
Последнее представление 3 февраля 1963 года
Премьера прошла 25 марта 1961 года
Балетмейстер-постановщик Игорь Смирнов, художник-постановщик , дирижёр-постановщик Георгий Жемчужин
16 октября 2008 года в Тверском областном театре драмы прошла премьера драмы Лермонтова «Маскарад» в постановке художественного руководителя театра Веры Ефремовой . Спектакль оформлен музыкой Льва Лапутина к балету «Маскарад».