укр.
День Сави
,
белор.
Міколін бацька
,
Савва Освящённый, Савки
,
Саўка
,
сербохорв.
Усечни дан
— «Усечённый день».
Обряды и поверья
Это был домашний праздник, в гости не ходили — вся семья собиралась для встречи новорождённого солнца. «Не ходи за порог — не мешай мостить дорог»
. «В День Саввы — дома Главы (семейств)»
. В этот день, как и в предыдущий
и последующий дни, известны запреты на женские работы
.
О погоде этого дня говорили: «Савва салит, ледяные настилы стелет, гвозди острит. Варвара заварварит, Савва засалит, Никола закуёт»
. Или ещё так говаривали: «Варвара мостит, Савва гвозди острит»
. О погоде узнавали, не выходя из избы: «Красный огонь в печи — в окна мороз стучит. Дрова яро горят, трещат — мороз сулят»
.
В Белоруссии Сава, как и Варвара, был «бабским» праздником с теми же правилами. Савва считался отцом святого Николая, который требовал: «празднуй меня и отца моего!» (
белор.
святкуй мяне і бацьку майго
)
. На Савву не пряли, толкли просо, ячмень на сочельник, жито мололи на калядники, постолы (грубая обувь из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком) плели, волоки (оборы, завязки у лаптей и постол) вили. «На Савву не надо прясть, не надо крутить, чтобы хорошо было скоту, а то свернётся ягнёнок в колесо». Поскольку он шёл перед Миколой, то звался «Миколиным батькой»
. А уже завтра на Миколу все главы семейств соберутся вместе — на
братчину
. Восточные славяне на Варварин, Савин и Николин дни в старину варили
кутью
и компот
.
На Украине женщины собирались на рукодельницкие
вечёрницы
— пришла пора «і савити, і варварити, і куделю кучматити»
. На Украине говорили: «Варвари ночі урвали, а Сави дня прибавили»
.
Особое отношение в этот день хозяев к лошади: «на Савву нельзя ругаться тому хозяину, у которого есть лошадь»
.
Рожнова П. К.
Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. —
М.
: Дружба народов, 1992. — 174 с. —
ISBN 5-285-00135-8
.
Беларусы / І. У. Чаквін, А. У. Гурко, Т. І. Кухаронак. — Мінск: Беларуская навука, 2007. — Т. 10. Славянскія этнакультурныя традыцыі. — 514 с.
(белор.)
Васілевіч Ул. А.
// Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. —
Мн.
, 1992. —
С. 554—612
.
11 мая 2012 года.
(белор.)
Лозка А. Ю.
Беларускі народны каляндар
(белор.)
. —
Мн.
: Полымя, 2002. — 238 с. —
ISBN 98507-0298-2
.
(белор.)
Сапіга В. К.
Українські народні свята та звичаї. —
К.
: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. —
ISBN 5-7770-0582-9
.
(укр.)
Скуратівський В. Т.
Місяцелік: український народний календар. —
К.
: Мистецтво, 1993. — 207 с.
(укр.)
Скуратівський В. Т.
Святвечір : нариси-дослідження : у 2-х кн. —
К.
: Перлин, 1994. — 207 с. — (Українська пізнавальна б-ка «Земляни». Серія «Українці»). —
ISBN 5-7707-3429-9
.
(укр.)