Говорили, что в этот день «мужик осень встречает, баба своё —
бабье лето
начинает»
. С этого дня начинали убирать репу
. «Репный праздник» отмечался без песен и танцев, но обильной едой, угощением нищих и странников
. Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на «Ивана постного» — лечебные коренья
.
Содержание
Другие названия
Иван-пролеток, Полетовщик, Полетный, Репный праздник, Иоанн Предтеча, Иван Предтече, Иоанн Креститель, Иван Сухой, Иванов день
,
Иван — осенний торжок, Иван-постный
;
белор.
Калінавік, Іван Калінавік, Ян, Галавасек, Іван Крываўнік, Іван Постны, Галаварэз, Сценцель, Сценціян
;
полес.
Волосика, Головосек, Головосека, Головосеки, Головосик, Головосика, Головостение, Иван, Иван Головосек, Иван Присеча, Олыси(й)кы, Олысикы, Присеча, Усекновение
;
укр.
Іван Пісний
,
Головосіка
,
Головостеніє
;
серб.
Уcекoваниjе, Усjек, Секoваниjе
;
хорв.
Usikovac
.
Обычаи
Иоанну Крестителю молятся от головной боли и за детей
.
Считается концом лета и началом осени, когда небо, земля и вода «рассекаются», и наступает похолодание
. «
С Иван-поста мужик осень встречает, баба своё бабье лето начинает
»
. Во время праздника соблюдают строгий
пост
и полный отказ от работы ради здоровья людей и скота
.
В этот день остерегались ходить в лес
[
где?
]
, так как считали, что тогда змеи уходят в свои норы, под землю. Болгары верили, что вместе со змеями уходят из водоёмов, полей и лесов
самовилы
,
самодивы
и другие злые духи
.
Усекновение считалось одним из самых опасных праздников
[
где?
]
: ребёнок, родившийся в этот день, будет несчастным, а полученная в этот день рана не заживёт (южно-славянское поверье). В тот день недели, на который оно пришлось, целый год не начинали никаких важных дел (пахоты, сева, не отправлялись в путь, не устраивали свадьбы).
Македонцы
не кроили в такой день одежду,
боснийцы
не начинали снование, боясь что всё сшитое, вытканное или скроенное «посечётся». Сербские женщины на Усекновение не расчёсывали волос, чтобы волосы «не секлись»
.
Обрядность праздника во многом связана с запретами на всё, что напоминает голову, кровь, блюдо, меч, отрубание:
По народному поверью, в день Усекновения главы нельзя ставить на стол ничего круглого, то есть ни блюд, ни тарелок, так как голова Иоанна Предтечи была принесена в блюде
.
Вместо круглого, в этот день хозяйки пекли долгий пирог
.
Считается грехом употреблять в этот день в пищу круглые фрукты и овощи (яблоки, картофель, арбузы, капусту), так как они отдалённо напоминают голову
.
Кроме того, запрещалось брать в руки
нож
, серп, косу, топор. Овощи нельзя было резать, хлеб надо было ломать. Так, например, по белорусскому поверью, в течение года отсечённая голова Иоанна Крестителя почти прирастает к своему месту, но лишь только люди в день Ивана Головореза станут резать хлеб, голова снова отпадает
.
У южных славян строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки (ибо «это кровь святого Иоанна»), не ели чёрного винограда, помидоров, красного перца
.
Белорусы
Витебской губернии
боялись варить
ботвинью
, веря, что если она будет красного цвета («как кровь»), то в течение года в доме прольётся чья-нибудь кровь
.
На Руси был запрет в этот день петь песни и плясать, мотивируемый тем, что «
Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя
»
.
В
Белорусском Полесье
бытовало поверье, что лунные пятна — это голова Иоанна Крестителя
.
До двадцатых годов XIX-го века, в Российской империи соблюдался особый праздничный обряд, приурочивавшийся к 29-го августа. Молодёжь сходилась со всего села к околице, куда приносилась накануне приготовленная кем-нибудь из пожилых людей глиняная, в холщовом саване, высотой в человеческий рост, кукла. Особенностью этой куклы было то, что она делалась без головы. Эту безголовую куклу поднимали две молодые девушки и бережно молча несли на руках впереди толпы к реке, где на самом крутом берегу, останавливались и клали свою ношу на землю. Вся толпа начинала причитать над куклой, как над дорогим и близким ей покойником. Причиталось особыми
причитаниями
. По прошествии некоторого времени, «оплаканного» глиняного покойника поднимали на руки двое молодых парней и при вопле толпы — с размаху бросали в воду. Эта обезглавленная кукла в саване олицетворяла святого Иоанна Крестителя, нераздельно сливавшегося в народном воображении с побеждённым тёмными силами красным летом
.
У хорватов у сербов и черногорцев также в этот день нельзя было начинать работы, а также что-либо резать или рубить
.
Поговорки и приметы
Иван Постный – осени отец крестный!
Иван Постный пришёл, лето красное увёл
.
На Ивана Постного — хоть и пост, да разносол
.
На Постника Ивана не пригубь больше одного стакана
.
Кто Ивану Крестителю не постит — за того и сам наибольший поп грехов не умолит
.
На Предтечу не рубят капусту, не срезают мак, не копают картофель, не рвут яблоки, не берут в руки косаря, топора, заступа
.
Байбурин А. К.
, Беловинский Л. В., Конт Ф., Решетников Н. И.
Полузабытые слова и значения. Словарь русской культуры XVIII—XIX вв. —
СПб.
: Европейский Дом, 2004. — 679 с. — ISBN
ISBN 5-8015-0157-6
.
Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. —
Мн.
: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. —
3000 экз.
—
ISBN 978-985-471-335-9
.
Кашуба, М. С.
Народы Югославии
//
. —
М.
:
Наука
, 1978. — С. 200—222. — 296 с.
Коринфский А. А.
//
. —
М.
: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 373—380.
Некрылова А. Ф.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. —
М.
: Правда, 1991. — 496 с. —
ISBN 5-253-00598-6
.
Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. —
М.
:
ИЭА РАН
, 2000. — Т. Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. —
ISBN 5-201-13720-2
.
Рыженков Г. Д.
Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. —
М.
: Современник, 1991. — 129 с. —
ISBN 5-270-01376-2
.
Соколовский Вл.
Времена года. Православный народный календарь. — Пермь: Урал-Пресс, 1996. — 288 с. —
ISBN 5-86610-063-0
.