Interested Article - Головосек

Икона «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни в житии». XVIII век

Головосе́к — день народного календаря у славян , приходящийся на 29 августа (11 сентября) . Название дня происходит от церковного воспоминания «усекновения» головы Иоанна Крестителя .

Говорили, что в этот день «мужик осень встречает, баба своё — бабье лето начинает» . С этого дня начинали убирать репу . «Репный праздник» отмечался без песен и танцев, но обильной едой, угощением нищих и странников . Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на «Ивана постного» — лечебные коренья .

Другие названия

Иван-пролеток, Полетовщик, Полетный, Репный праздник, Иоанн Предтеча, Иван Предтече, Иоанн Креститель, Иван Сухой, Иванов день , Иван — осенний торжок, Иван-постный ; белор. Калінавік, Іван Калінавік, Ян, Галавасек, Іван Крываўнік, Іван Постны, Галаварэз, Сценцель, Сценціян ; полес. Волосика, Головосек, Головосека, Головосеки, Головосик, Головосика, Головостение, Иван, Иван Головосек, Иван Присеча, Олыси(й)кы, Олысикы, Присеча, Усекновение ; укр. Іван Пісний , Головосіка , Головостеніє ; серб. Уcекoваниjе, Усjек, Секoваниjе ; хорв. Usikovac .

Обычаи

Иоанну Крестителю молятся от головной боли и за детей .

Считается концом лета и началом осени, когда небо, земля и вода «рассекаются», и наступает похолодание . « С Иван-поста мужик осень встречает, баба своё бабье лето начинает » . Во время праздника соблюдают строгий пост и полный отказ от работы ради здоровья людей и скота .

В этот день остерегались ходить в лес [ где? ] , так как считали, что тогда змеи уходят в свои норы, под землю. Болгары верили, что вместе со змеями уходят из водоёмов, полей и лесов самовилы , самодивы и другие злые духи .

Усекновение считалось одним из самых опасных праздников [ где? ] : ребёнок, родившийся в этот день, будет несчастным, а полученная в этот день рана не заживёт (южно-славянское поверье). В тот день недели, на который оно пришлось, целый год не начинали никаких важных дел (пахоты, сева, не отправлялись в путь, не устраивали свадьбы). Македонцы не кроили в такой день одежду, боснийцы не начинали снование, боясь что всё сшитое, вытканное или скроенное «посечётся». Сербские женщины на Усекновение не расчёсывали волос, чтобы волосы «не секлись» .

Обрядность праздника во многом связана с запретами на всё, что напоминает голову, кровь, блюдо, меч, отрубание:

  • По народному поверью, в день Усекновения главы нельзя ставить на стол ничего круглого, то есть ни блюд, ни тарелок, так как голова Иоанна Предтечи была принесена в блюде .
  • Вместо круглого, в этот день хозяйки пекли долгий пирог .
  • Считается грехом употреблять в этот день в пищу круглые фрукты и овощи (яблоки, картофель, арбузы, капусту), так как они отдалённо напоминают голову .
  • Кроме того, запрещалось брать в руки нож , серп, косу, топор. Овощи нельзя было резать, хлеб надо было ломать. Так, например, по белорусскому поверью, в течение года отсечённая голова Иоанна Крестителя почти прирастает к своему месту, но лишь только люди в день Ивана Головореза станут резать хлеб, голова снова отпадает .
  • У южных славян строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки (ибо «это кровь святого Иоанна»), не ели чёрного винограда, помидоров, красного перца .
  • Белорусы Витебской губернии боялись варить ботвинью , веря, что если она будет красного цвета («как кровь»), то в течение года в доме прольётся чья-нибудь кровь .
  • На Руси был запрет в этот день петь песни и плясать, мотивируемый тем, что « Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя » .
  • В Белорусском Полесье бытовало поверье, что лунные пятна — это голова Иоанна Крестителя .

До двадцатых годов XIX-го века, в Российской империи соблюдался особый праздничный обряд, приурочивавшийся к 29-го августа. Молодёжь сходилась со всего села к околице, куда приносилась накануне приготовленная кем-нибудь из пожилых людей глиняная, в холщовом саване, высотой в человеческий рост, кукла. Особенностью этой куклы было то, что она делалась без головы. Эту безголовую куклу поднимали две молодые девушки и бережно молча несли на руках впереди толпы к реке, где на самом крутом берегу, останавливались и клали свою ношу на землю. Вся толпа начинала причитать над куклой, как над дорогим и близким ей покойником. Причиталось особыми причитаниями . По прошествии некоторого времени, «оплаканного» глиняного покойника поднимали на руки двое молодых парней и при вопле толпы — с размаху бросали в воду. Эта обезглавленная кукла в саване олицетворяла святого Иоанна Крестителя, нераздельно сливавшегося в народном воображении с побеждённым тёмными силами красным летом .

У хорватов у сербов и черногорцев также в этот день нельзя было начинать работы, а также что-либо резать или рубить .

Поговорки и приметы

  • Иван Постный – осени отец крестный!
  • Иван Постный пришёл, лето красное увёл .
  • На Ивана Постного — хоть и пост, да разносол .
  • На Постника Ивана не пригубь больше одного стакана .
  • Кто Ивану Крестителю не постит — за того и сам наибольший поп грехов не умолит .
  • На Предтечу не рубят капусту, не срезают мак, не копают картофель, не рвут яблоки, не берут в руки косаря, топора, заступа .

См. также

Примечания

  1. , с. 375.
  2. , с. 265.
  3. , с. 208.
  4. , с. 198.
  5. , с. 371.
  6. , с. 173.
  7. .
  8. , с. 295.
  9. .
  10. , с. 159.
  11. , с. 216.
  12. , с. 244.
  13. , с. 368–369.
  14. , с. 135.
  15. от 16 сентября 2009 на Wayback Machine .
  16. , с. 136.
  17. , с. 377.
  18. , с. 369.
  19. , с. 421.
  20. , с. 378.
  21. , с. 332.
  22. , с. 376.
  23. , с. 374.
  24. , с. 10.

Литература

  • Байбурин А. К. , Беловинский Л. В., Конт Ф., Решетников Н. И. Полузабытые слова и значения. Словарь русской культуры XVIII—XIX вв. — СПб. : Европейский Дом, 2004. — 679 с. — ISBN ISBN 5-8015-0157-6 .
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. ISBN 978-985-471-335-9 .
  • Кашуба, М. С. Народы Югославии // . — М. : Наука , 1978. — С. 200—222. — 296 с.
  • Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 373—380.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
  • Пропп В. Я. . — СПб. : Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7 . от 17 марта 2013 на Wayback Machine
  • Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М. : ИЭА РАН , 2000. — Т. Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2 .
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М. : Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2 .
  • Соколовский Вл. Времена года. Православный народный календарь. — Пермь: Урал-Пресс, 1996. — 288 с. — ISBN 5-86610-063-0 .
  • Иван Головосек / Толстая С. M. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 368–370. — ISBN 5-7133-0982-7 .
  • Толстая С. М. Головосек // Славянская мифология. — М. : Эллис Лак, 1995. — С. 135—136. — 416 с.
  • Иоанн Креститель / Толстая С. M. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 420–421. — ISBN 5-7133-0982-7 .
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик, 2005. — 600 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X .
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М. : Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3 .
  • Васілевіч Ул. А. (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
  • . (укр.) . — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 2. — 289 с. (укр.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.) . — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К. : Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9 . (укр.)

Ссылки

Источник —

Same as Головосек