Interested Article - Егорий Осенний
- 2020-04-16
- 2
Его́рий Осе́нний ( Юрьев день ) — день народного календаря у славян , приходящийся на 26 ноября ( 9 декабря ). Название дня происходит от имени святого Георгия Победоносца . Считалось, что в этот день «Егорий отпускает на волю волков» и они могут нападать на всякий скот .
Другие названия дня
рус. Юрьев день, Егорий осенний, Юрий осенний, Егорий холодный, Юрий холодный, Георгий-Победоносец , Егорий зимний , Осенний Юрьев день , Егорьев день , Юрий Зимний, Зимний Егорий ; белор. Восеньскі Юр'я, Зімовы Юр'я ; серб. Ђурђиц .
Историческая справка
Празднование в этот день Георгию Победоносцу, небесному покровителю князя Ярослава Мудрого , было установлено в Русской церкви в память об освящении Георгиевского храма в Киеве (1051—1054). В других локальных традициях также есть осенние праздники в честь Георгия Победоносца, например день обновления (освящения) его храма в Лидде 3 (16) ноября или грузинский Гиоргоба 10 ноября ( 23 ноября ) в память колесования великомученика.
26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу ( выход крестьянский ), так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам .
Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет (историки датируют введение различно — 1580, 1581 или 1584—1585), а затем запрещено при Фёдоре Ивановиче законодательством 1590-х годов (распространение запрета на бобылей и тяглых горожан ) . С тех пор появилась поговорка: «Вот тебе, бабушка, Юрьев день» .
Традиции
Георгию Победоносцу молятся об охранении себя и домашних животных от волков .
Белорусы считали, что «на Юрья» зима убирается в полную силу. Об этом свидетельствовали поговорки и приметы: «Юрий мостит, а Никола гвоздит», «Сколько на осеннего Юрия снега, столько на весеннего — травы» .
В Белоруссии существовал заговор от волков, произносимый в этот день, в котором просили « Святы Юры-Ягоры, садзіся на варанога каня , аб'едзь кругом сяла, загані гэту скаціну, шарсціну , калі блізка — ка мне ў двор, а далёка — пастаў каменнай гарой, калі ў лузе — шаўковай травой, а калі ў лесе — гнілой калодай » .
Считается, что на осеннего Юрия у волков свадьба, что они до Рождества или Крещения (Сретенья) ходят стаями . У восточных славян существовало поверье, что волки распущены и нападают на всякий скот с осеннего Юрия, который им «отмыкает» пасть . По русским представлениям, и сам святой Егорий ездит верхом на волке .
В этнографической литературе встречаются единичные описания аграрных обрядов осеннего Егорьева дня. Одно из них было сделано рязанским этнографом Н. И. Лебедевой в 1920-е годы в с. Стафурлово Екимовской волости . Здесь на осенний Егорьев день молодёжь с каждого двора собирала по два «коня» (обрядовая выпечка). Собранные «кони» относились в поле, где все обращались к святому: «Егорий милостивый! Не бей нашу скотину и не ешь. Вот мы тебе принесли коней!» Принесённые «кони» закапывались здесь же в поле, в снегу .
В Белоруссии на Осеннего Юрия «слушали» воду в колодце. Если вода была спокойна — жди тёплую зиму, если же из колодца доносились звуки, надо ждать сильных морозов и лютых вьюг .
Местами сохранилось древнее поверье о том, что будто бы некоторые, особенно расчётливые люди — «из-за своей скупости» — ложились 26 ноября в гроб-домовину и засыпали по-медвежьему вплоть до самого вешнего Юрия тёплого .
Так как Святого Георгия в народе также называли Егорием, в народе существовал ещё один фразеологизм — «объегорить», означающий «обмануть, надуть, не выполнить своего обещания» , как реакция на отмену права перехода у крестьян.
Поговорки и приметы
- Два Егорья: один холодный, другой голодный .
- Егорий зимний — охранитель скота, повелитель волков .
- С Юрьева дня волки начинают ходить за добычей .
- Что у волка в зубах — то Егорий дал .
- С Егория медведь в берлоге засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам .
- Судила Маланья на Юрьев день, на ком справлять протори .
См. также
- Джеоргуба — осенний праздник Георгия Победоносца у осетин
- Гиоргоба — осенний праздник Георгия Победоносца у грузин
Примечания
- , с. 601–607.
- ↑ , с. 70.
- , с. 362.
- , с. 103.
- , с. 225.
- , с. 36.
- , с. 310.
- .
- ↑ .
- ↑ , с. 311.
- . 20 ноября 2016 года. // . 26 апреля 2021 года.
- , с. 607.
- , с. 260.
- , с. 141.
- , с. 502.
- . Дата обращения: 6 августа 2012. 30 мая 2012 года.
- , с. 249.
- ↑ , с. 65.
- , с. 728.
- , с. 501.
Литература
- Грушко Е. А. Энциклопедия русских примет. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. — 432 с. — ISBN 5-04-004217-5 .
- Гура А. В. . — М. : Индрик, 1997. — 912 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-056-6 .
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9 .
- Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 495—502.
- / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М. : Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3 .
- Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М. : ИЭА РАН , 2000. — Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2 .
- Мадлевская Е., Эриашвили Н., Павловский В. Русская мифология. Энциклопедия. — М. : Эксмо, Мидгард, 2007. — 527 с. — (Тайны древних цивилизаций). — ISBN 5-699-13535-9 .
- Некрылова А. Ф. Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
- Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — М. : Наука, 1987. — 782 с.
- Чичеров В. И. . — М. : Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.
- Юрьев день / Трефилова О. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 601–607. — ISBN 978-5-7133-1380-7 .
- Шангина И. И. . — М. : Азбука-классика, 2004. — 270 с. — ISBN 535200984X . от 18 сентября 2011 на Wayback Machine
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- : [ 14 августа 2022 ] // Шервуд — Яя. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 605. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6 .
- Головин В. В. .
- Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
Ссылки
- // Российский Этнографический Музей
- 2020-04-16
- 2