Interested Article - Еремей Запрягальник

Пророк Иеремия . Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле. Ок. 1654 года.
Пахота. «Житие Сергия Радонежского ». Фрагмент миниатюры. Конец XVI века.

Ереме́й Запряга́льник — день в народном календаре у славян , приходящийся на 1 (14) мая . На Еремея у восточных славян — третья и последняя встреча пролетья , последняя неделя пахоты и начала сева . У южных славян в этот день выполняются ритуалы, направленные на изгнание змей .

Другие названия

рус. Макарий , Еремей, Запашник, Посевы , Засеватель, Пролетье , Гулёный день , Встреча пролетья ; белор. Макарэй ; болг. Ирима, Иримия, Ерма, Ирминден, Еремия, Зъмски ден ; серб. Јеремијиндан , Змиjски светац , св. Jepeмиja, Еремиjин дан, Еремиа, Ирмиjа , Женско весеље [ страница не указана 2732 дня ] ; чеш. и словацк. Fiilpa a Jakuba ; польск. Jakub, św. Filip i Jakób apostołowie .

В этот день почитаются в том числе: православными славянами — пророк Иеремия и митрополит Киевский Макарий , а западными славянами-католиками — апостолы Филипп и Яков ; чьи имена присутствуют в названиях дня.

Традиции

1 Мая традиционно считался праздничным днём в сельской среде дореволюционной России как «праздник весны, начала лета» . Говорили, что в этот день ходит Ярило ночною порой в белом объяринном ( объярь — волнистая шелковая материя, муар) с серебряными или с золотыми струями балахоне, на головушке у него венок из алого мака, в руках спелые колосья всякой яри (яровой хлеб: пшеница, ячмень, овёс, греча, просо). Где ступит Яр Хмель — там несеяный яровой хлеб вырастает, глянет Ярило на чистое поле — лазоревы цветочки на нём запестреют, глянет на тёмный лес — птички защебечут и песнями громко зальются, на воду глянет — белые рыбки весело в ней заиграют. Только ступит Ярило на землю — соловьи прилетят ( ), помрёт Ярило в Иванов день — соловьи смолкнут [ страница не указана 2732 дня ] .

В селе Караяшник Воронежской области 1—2 мая праздновали приход весны и появление всходов на полях. На улицах на кострах готовили майскую кашу. Каждый приносил что-либо из продуктов: пшено, картошку, сало, яйца, лук, масло и делали общий стол. Молодёжь устраивала гулянья. Пели песни: «Жавороночек, прынеси весну на своём хвосту, на сохе, бороне, на ржаной копне, на овсяном снопе» .

В Олонецкой губернии в этот день встречали весну с соломенным чучелом, закреплённым на шесте, и ставили его на возвышенном месте. Туда приносили пироги, различные кушанья и водка. Около чучела организовывали застолье, после чего поджигали чучело и плясали вокруг него, пока оно не сгорит .

На Украине в Карпатах пели песню [ страница не указана 2732 дня ] :

Оригинал
Як май затрубив пресвятий Юрій,
Зазеленіли гори, долини,
Гори, долини, ще й полонини.
Пішли голоси по всіх низинах,
По буковинах, по всіх річинах,
Та по річинах, по кирничинах.
Усі низини зазеленіли,
Всі буковини сі зашаріли.
Та зозулечки повилітали,
Повилітали, защебетали.
І всі сі річки порозмерзали,
Всі сі кирнички повиповняли,
Пообцвітали все лотадами.
Та всі овечки та заблеяли,
Всі ся вівчарі ізрадували.
Перевод
Как май затрубил пресвятой Юрий ,
Зазеленели горы, долины,
Горы, долины, да й полянины.
Пошли голоса по всем низинам,
По буковинам, по всем рекам,
Да по рекам, по крыницам.
Все низины зазеленели,
Все буковины то зацвели.
И кукушечки повылетали,
Повылетали, защебетали.
И все то реки поразмерзались,
Все крыницы понаполнялись,
Пообцветали все лотадами (?).
Да все овечки да заблеяли,
Все овчары да израдовались.

Наказ в этот день: «подымай над пахотой сетево-лукошко с семенами». Перед пахотой соблюдали древний ритуал: молились и кланялись на три стороны, кроме северной, и, низко кланяясь, бросали в каждую сторону горсть жита .

У донских казаков был свой обряд: на десятину земли по углам клали четыре испечённых на Сороки или Средопостие «жаворонка» или «креста», прогоняли борозду, печенье съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле освящали « святой водой » .

Болгары считают, что змеи из своих нор выползают на Сорок мучеников и Благовещение , а Иеремия является их царём . В этот день, выполняются ритуалы, направленные на изгнание змей и ящериц, защиту жилища от них. Также, как на Благовещенье, девушка или женщина берёт щипцы и пучок ржи, шумя ими как погремушкой, обходит по всему дому и двору, произнося заклинание :

Бегите, змеи и ящерицы!
Аремей у ворот,
Он вам головы отсечёт!

У сербов сохранился обычай — в этот день группа девушек с овечьими колокольчиками у дверей домов поёт «Иеремийские песни» . Этих девушек называют королевами или царицами. Иногда вместо девушек юноши обходят село с криками: «Иеремия в поле, бегите змеи в море!» .

Поговорки и приметы

  • Третья и последняя встреча пролетья, весны .
  • На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу
  • Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору; а овёс: топчи меня в грязь, а я буду князь, хоть в воду — да в пору .
  • Еремея подыми сетево ( 1 мая ) и Еремея (Ермия) опусти сетево ( 31 мая ; то есть начало и конец посева) .

См. также

Примечания

  1. , с. 256.
  2. , с. 183.
  3. , с. 343, 347.
  4. , с. 166.
  5. , с. 262.
  6. , с. 503.
  7. , с. 114.
  8. , с. 290.
  9. , с. 172.
  10. , с. 267.
  11. .
  12. , с. 888.
  13. .
  14. , с. 80.
  15. , с. 10.
  16. .
  17. Перевод В. Лобачёва .
  18. , с. 236.
  19. , с. 417.
  20. , с. 155.
  21. , с. 251.
  22. , с. 263.
  23. , с. 64.
  24. .

Литература

  • Май / Агапкина Т. А., Валенцова М. М., Плотникова А. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 166–170. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Ганцкая О. А. Поляки // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы . Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М. : Наука , 1977. — С. 202–220. — 360 с.
  • Гура А. В. . — М. : Индрик, 1997. — 912 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-056-6 .
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880. — Т. 1.
  • // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — М. , 1879. — Т. 2.
  • Донские казаки в прошлом и настоящем / Под редакцией. проф. Ю. Г. Волкова. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1998. — 502 с. — ISBN 5-88616-062-0 .
  • Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
  • Кашуба М. С. народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы . Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М. : Наука , 1977. — С. 243–273. — 360 с.
  • Колева Т. А. Болгары // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы . Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М. : Наука , 1977. — С. 274–295. — 360 с.
  • Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 261—270.
  • Мельников-Печерский П. И. . — М. , 1875.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
  • Сахаров И. П. . — СПб. : Издательство МГУ , 1885. — 245 с.
  • Терещенко А. В. 5. Простонародные обряды: Первое марта. Встреча весны. Красная горка. Радуница. Запашка. Кукушка // Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — СПб. : Типография военно-учебных заведений, 1848. — 181 с.
  • Фурсова Е. Ф. Традиционализм и неотрадиционализм в современной культуре восточнославянских народов Сибири // . — Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет», 2010. — Т. 1 . — С. 882—892 . — ISBN 5-7133-0704-2 .
  • Агапкина Т. А., Плотникова А. А. Јеремија // / Редактори Светлана M. Толстој , Љубинко Раденковић. — Београд: Zepter book world, 2001. — С. 250–251 . — ISBN 86-7494-025-0 . (сербохорв.)
  • Грушевський М. С. (укр.) / Упоряд. В. В. Яременко. — К. : Либідь, 1993. — Т. 1. (укр.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.) . — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)
  • Маринов Д. Жива старина. Книга перва: Верванията или суеверията на народа. — Руссе, 1891. — 189 с. (болг.)
  • . (серб.) . — Београд: Вук Караџић, 1990. (серб.)
  • Петровић П. Ж. Јеремијиндан // . — Београд: Нолит, 1970. — С. 172. — 317 с. — (Библиотека Синтезе). (сербохорв.)

Ссылки

  • (болг.)
Источник —

Same as Еремей Запрягальник