Масонство
- 1 year ago
- 0
- 0
Масонство развилось из средневековых гильдий каменщиков и строителей соборов . После своего оформления в спекулятивную форму, в 1717 году, масонство встретило сопротивление со стороны организованных религий, особенно со стороны Римско-католической Церкви . Несмотря на распространённое заблуждение, масонство не является христианским институтом .
В настоящее время, согласно документам и материалам великих лож , в масоны принимают людей принадлежащих к различным религиозным конфессиям, но обязательно верующих в Единого Творца и бессмертие души . Отступлением от этих правил являются ложи либерального масонства , некоторые из которых (например, Великий восток Франции ) исключили из своих требований ко вступлению обязательное условие о наличии у кандидата веры в Бога , что было рассмотрено регулярными великими ложами , как попытка ухода от традиционных принципов.
Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами. Большинство символики заимствовано из иудаизма и христианства , в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами . Согласно наставлениям, ритуалам, катехизисам и документам лож, внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий.
Согласно декларируемым масонскими ложами правилам, каждый масон должен чтить Бога, чтобы пребывать в масонском братстве . Первый из основных законов « Конституции вольных каменщиков » («The Constitutions of the Freemasons etc.», Л., 1723), — одного из основных и наиболее ранних исторических документов спекулятивного масонства, написанного Джеймсом Андерсоном гласит:
«Если масон хорошо уразумел искусство, он не станет ни тупоумным богоотступником, ни нечестивым вольнодумцем. Если в старые времена каменщики обязаны были придерживаться в каждой стране религии этой земли или этого народа, то ныне признано более соответственным обязывать их иметь единственно ту религию, в которой все люди согласны, — предоставляя им, однако, иметь свои особые (религиозные) мнения, — то есть быть хорошими, совестливыми людьми, исполненными чистосердечия и честных правил».
Масоны обращаются к Богу, как к Великому Архитектору Вселенной , и для масонов допускается исповедание любой традиционной религии. Однако дискуссии по религиозным и политическим вопросам, согласно правилам масонских лож, исключаются из масонских собраний. В масонстве нет своей теологии, каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришёл в ложу, а его большое внимание к его религии приветствуется. Признание веры в Бога, как базиса масонства и его принципов, возводится исследователями и членами масонских лож к основателям современного спекулятивного масонства , и конституции Андерсона начала XVIII века и этого придерживается большинство мирового масонства (так называемое регулярное или консервативное масонство), согласно которому делается акцент на обязательном монотеизме .
Масонство не является самостоятельной религией или заменой религии, масонская философия не касается религиозных воззрений своих членов и не корректирует их. Масонская нравственно-этическая система и философия опирается на веру своих членов в Бога, но имеет дело лишь с вопросами отношений людей между собой, затрагивает только вопросы этики и нравственности, не касаясь религиозных вопросов (то есть вопросов отношений человека с Богом), оставляя их на совести каждого из масонов.
Сенатор и масон И. В. Лопухин в «Нравоучительном катехизисе истинных франкмасонов» писал о наблюдаемом им сходстве масонства и христианства :
- Чем наипаче отличается истинный франкмасон? — Духом собратства, который один есть дух с христианским.
- Какая цель ордена истинных франкмасонов? — Главная цель его та же, что и цель истиннаго Христианства.
- Какое должно быть главное упражнение (работа) истинных франкмасонов? — Последование Иисусу Христу.
- Какие суть действительнейшия к тому средства? — Молитва, упражнение воли своей в исполнении заповедей Евангельских и умерщвление чувств лишением того, что их наслаждает: ибо истинный франкмасон не в ином должен находить своё удовольствие, как токмо в исполнении воли Небесного Отца.
- Где истинный франкмасон должен совершать свою работу? — Посредине сего мира, не прикасаясь сердцем к суетам его, и в том состоянии, в которое каждый был призван. (I. Кор. VII. 20.)
- Какие суть самыя верныя знаки последования Иисусу Христу? — Чистая любовь, преданность и крест.
.
Тем не менее в Русской православной церкви в начале XX века преобладало негативное отношение к масонству. В книге С. В. Булгакова , изданной в 1913 и переизданной Московским Патриархатом в 1993 году указано:
Главная задача масонов — уничтожение религии и, особенно, христианства во всём человечестве и ниспровержение всех христианских законодательств. Соответственно этой задаче они и стараются развращать христиан, поддерживать философов, мыслителей и писателей, которые подрывают христианство, возбуждать недовольство народа против правительства, устраивать и поддерживать все политические беспорядки и революции .
В 1932 году Русская православная церковь заграницей предала масонство анафеме:
Указав на вредную деятельность масонства… Священный Собор определил:
1) Осудить масонство как учение и организацию враждебную христианству и революционную, направленную к разрушению основ национальной государственности.
…
4) Вменить в обязанность пастырям Церкви спрашивать приступающих к исповеди — не разделяют ли они этих учений и, если окажется, что разделяют, то разъяснять таковым, что участие в указанных организациях несовместимо с званием христианина, что таковые должны или решительно отказаться от масонства и сродных с ним учений, или, если этого не исполнят, не будут удостаиваться Св. Причащения, а при дальнейшей нераскаянности будут отлучаться от Св. Церкви— Окружное послание собора архиереев РПЦЗ ко всем верным чадам церкви от 15/28 августа 1932 года
.
Архиерейский Собор Греческой Церкви в 1933 году сформулировал следующее отношение к масонству:
Единогласно и единодушно мы, все епископы Греческой Церкви заявляем, что масонство является совершенно несовместимым с христианством, и поэтому верные чада Церкви должны избегать масонства. Ибо мы непоколебимо веруем в Господа нашего Иисуса Христа, «в Котором имеем искупление Кровью Его, прощение грехов по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении» (Ефесянам, 1:7 — 8), обладаем Им открытой и апостолами проповеданной истиной «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и Силы» (1 Коринфянам, 2:4), и причащаемся Божественным таинствам, которыми освящаемся и спасаемся для вечной жизни, и поэтому следует нам не отпадать от благодати Христовой, становясь общниками чуждых таинств. Нисколько не подобает никому из тех, кто принадлежит Христу, искать вне Его избавления и нравственного совершенствования. Поэтому несовместимо истинное и подлинное христианство с масонством.
— Деяние Архиерейского Собора Греческой Церкви, 1933
.
Религиозный философ Н. А. Бердяев считал, что все антимасонские книги в России начала XX века являются « подмётными листками, крайне недоброкачественными и рассчитанными на разжигание страстей, написанными в стиле погромной антисемитической литературы », и называл последователей Нилуса « русскими маньяками масонского заговора, мнящими себя православными » . В то же время Бердяев писал, что « в странах латинских и католических, во Франции и Италии, масонство прежде всего имеет характер антицерковный и антихристианский », « сейчас в масонской идеологии преобладает антихристианский гуманизм », а также цитировал слова промасонского автора- мартиниста графа Жозефа де Местра , в которых последний признаёт, что « есть масонство зловредное, революционно-разрушительное и направленное против Церкви и христианства » .
В настоящее время Русская православная церковь не выражает своей официальной позиции по отношению к масонству. Однако согласно учебному пособию, изданному Московской духовной академией , « масонство в действительности является тайной религиозно-общественной организацией… Все христианские церкви осуждают масонство и рекомендуют его избегать… В мире существует несколько противоречащих друг другу масонских систем; в одной стране могут действовать ложи, не общающиеся между собой. Существуют и масоны-атеисты, выдвигающие одной из своих целей уничтожение всех религий. С другой стороны, есть масонские организации, видящие в масонстве сверхрелигию, которая призвана объединить все человечество и заменить собой традиционные религии » .
Действующий Патриарх Московский Кирилл в бытность митрополитом и председателем Отдела внешних церковных отношений следующим образом ответил на вопрос о позиции Церкви в отношении масонства:
Вопрос : Ваше Высокопреосвященство, какова официальная позиция Русской Православной Церкви в отношении масонства и, в частности, в отношении действующих в России Великой Ложи и Общества розенкрейцеров<…>?
Ответ : Русская Православная Церковь не запрещает своим чадам вступать в различного рода общественные организации, однако они не должны носить характера тайных обществ. Зачастую такие организации предполагают исключительное подчинение своим лидерам, сознательный отказ от раскрытия сути деятельности организации перед церковным Священноначалием и даже на исповеди. Церковь не может одобрить участие в обществах такого рода православных мирян, а тем более священнослужителей, поскольку они по самому своему характеру отторгают человека от всецелой преданности Церкви Божией и её каноническому строю .
Можно указать также на отдельные высказывания известных богословов и миссионеров. В частности, протодиакон А. В. Кураев в своём интервью о художественной книге Дэна Брауна «Код да Винчи», высказал мнение, что « одной из целей масонов является маргинализация традиционной христианской Церкви » .
Профессор Московской духовной академии А. И. Осипов назвал масонство в списке « болезненных явлений в человеческом уме и сердце » . Кроме того, высказывая отрицательное отношение к экуменизму , А. И. Осипов указывал на его связь с масонством .
Противостояние Ватикана с тамплиерами началось ранее официальной даты создания масонства (начало XVIII века ). Особое рвение в борьбе с масонством всегда проявлял Орден Иезуитов . В 1738 году папа римский Климент XII объявил интердикт масонству, что означало автоматическое отлучение римокатоликов от церкви в случае вступления их в масонскую ложу:
Масонство есть вредная секта, полная лицемерия, притворства, ереси и суеверий, направленная на разрушение церкви и государственной власти.
— Булла папы Климента XII Eminenti Apostolatus Specula от 28 апреля 1738 года
Французские масонские ложи отличались своей антирелигиозной направленностью . Масоны имели определённое влияние на идеи Французской революции . Присутствие членов лож в органах управления, созданных после революции, было значительным . В ходе Французской революции проводилась радикальная антицерковная политика («дехристианизация»), в том числе репрессии по отношению к католическому духовенству , в чём также обвиняют масонов, но современные историки отмечают, что масоны не играли значительной роли в период Террора .
Лев XIII в энциклике Humanum Genus от 20 апреля 1884 осудил масонство. В кодексе канонического права 1917 года было включено положение, что вступление в масонскую ложу означает автоматическое отлучение от церкви. В 1983 был принят новый кодекс, в котором масонские организации не упоминаются, что создало впечатление, будто это положение было частично ослаблено католической церковью. Однако Конгрегация доктрины веры в том же 1983 году выпустила заявление о том, что членство в масонской ложе по-прежнему недопустимо для католиков:
Итак, негативное суждение Церкви о масонских ассоциациях остается неизменным, поскольку их принципы всегда были непримиримы с учением Церкви, и посему принадлежность к ним остается под запретом со стороны Церкви. Христиане, являющиеся их членами, пребывают в тяжком грехе и не могут приступать ко Святому Причастию .
В протестантских странах северной Европы отношение представителей христианских конфессий к масонству различное. В Великобритании главой Англиканской церкви является непосредственно Британский монарх , а великим мастером Объединённой великой ложи Англии является один из членов королевской семьи (в настоящее время — герцог Кентский , племянник королевы Елизаветы II) . Многие епископы англиканской церкви были масонами. В то же время после своего избрания духовным лидером Церкви Англии архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс заявил, что будет бороться с масонством в Церкви .
Схожая система существует и в Швеции , где король возглавляет церковь, а также является главой Шведского ордена вольных каменщиков . Великий мастер Великой ложи Шотландии Джо Морроу являлся каноником Епископальной церкви Шотландии .
Система трёх так называемых символических, или «Иоанновых» степеней масонства именована так по имени покровителя старого, оперативного масонства — Иоанна Крестителя . Так же, Иоанна Крестителя считают своим покровителем и спекулятивные масонские ложи, требующие от своих членов веры в Бога .
Большое количество заимствований из христианства сделано в Шведском уставе , который традиционно считается самым христианизированным из всех масонских уставов . Даже сейчас, в наши дни, в него могут вступить только христиане. Посвящение в некоторые степени Шведского устава проходят в церкви.
По мнению Альберта Пайка , одного из выдающихся и авторитетных масонов 19-го столетия, до сих пор в высших градусах Древнего и принятого шотландского устава , используется христианская и иудейская символика и обрядность . В Исправленном шотландском уставе , начиная с 5-го градуса, обрядность и некоторые символы христианские , и в этом уставе приносится обязательство посвятить свою жизнь служению Христу.
В своей речи, произнесенной в сентябре 2008 года на проходившей в Сибиу Третьей европейской экуменической ассамблее, глава Еврокомиссии Баррозу обратил внимание на значительную роль, которую религии играют в процессе европейской интеграции и в строительстве будущей Европы. Европейских представителей либерального масонства , отстаивающих светский характер государства , подобные слова встревожили, и они потребовали от главы Еврокомиссии объяснений:
Но беседа с Баррозу все расставила по местам. «Встреча прошла в очень сердечной обстановке», — констатировал Антониу Рейш ( Великий мастер Великой восточной Лузитанской ложи) .
В 2010 году бывший великий мастер Великого востока Франции Жан-Мишель Кийярдэ призвал к борьбе против «усиливающегося влияния церковных организаций в структурах Евросоюза». В интервью бельгийской газете «Суар» он заявил:
Масонские ложи должны начать проводить политику в положительном смысле этого слова. Несмотря на внутренние разногласия, все они выступают за секуляризацию и выражают несогласие с решениями на этот счет, которые принимаются на национальном или общеевропейском уровнях .