Interested Article - Приём Конде в Версале

«Приём Конде в Версале» ( фр. Réception de Condé à Versailles ), или «Приём Великого Конде Людовиком XIV (Версаль, 1674)» ( фр. Réception du Grand Condé par Louis XIV (Versailles, 1674) ) — картина французского художника Жана-Леона Жерома , написанная им в 1878 году . Находится в коллекции музея Орсе в Париже ( Франция ).

История и контекст

Жан-Леон Жером, автопортрет, 1886 год

Французский живописец Жан-Леон Жером (1824—1904) учился у известных художников Поля Делароша и Шарля Глейра , прививших ему на всю оставшуюся жизнь страсть к путешествиям, изучению обычаев разных народов, а также особую любовь к Востоку. Первые картины Жерома были высоко оценены одним из самых уважаемых и влиятельных художественных критиков — Теофилем Готье , ставшим впоследствии его другом. На заре рождения массовой культуры провинциал Жером пошёл навстречу новой публике формирующейся буржуазной Франции , став знаменитым у салонной аристократии, познакомив её как со своими академическими портретами и мелодраматическими полотнами, так и с картинами о наполеоновских походах и жизни на арабских базарах, а также работами на мифологические и эротические темы. Находясь на пике своей карьеры в искусстве, Жером был постоянным гостем императорской семьи и занимал должность профессора в Школе изящных искусств . Его студия была местом встречи художников, актёров и писателей, а сам он стал легендарным и уважаемым мастером, известным своим язвительным остроумием, пренебрежительным отношением к дисциплине, однако жёстко регламентированными методами преподавания и крайней враждебностью к импрессионизму .

Композиция

Лестница Послов, реконструкция.

Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 96,5 × 139,7 см . Снизу полотна стоит подпись: « J. L. Gérôme » . Время действия картины — 1674 год. На парадной лестнице Послов в Версальском дворце король Франции Людовик XIV готовится принять принца Конде , недавно одержавшего победу над Вильгельмом Оранским в сражении при Синиффе . Этим милостивым жестом король решил прекратить длившееся с 1659 года менее чем 15-летнее изгнание своего кузена, вызванное желанием наказать его за « фронду » против монархической власти . Принц из-за подагры поднимался медленно и извинился перед королём за промедление, на что тот ответил: « Мой кузен, не спешите. Любой, кто имел бы столько лавров, как вы, не смог бы идти быстро » . В этом полотне довольно скромных размеров Жером, по мнению критиков, выразил всю свою страсть к театральности. Композиция довольно холодна и одновременно совершенна в техническом плане, будучи прописанной до мельчайших деталей. Правдоподобность изображения обусловлена тем, что Жером во время написания картины пользовался различными гравюрами с изображёнными на них интерьерами Версаля и историческими портретами государственных деятелей, задействованных в сюжете картины. Чередуя толпу и пустоту, Жером сделал доминантой композиции X-образную по своему строению лестницу, холодность мрамора которой коррелирует с яркими костюмами и поднятыми вверх знамёнами, просто вереницей мелькающими перед глазами зрителя .

Создание и судьба

Картина в музее Орсе.

Жером написал картину в 1878 году специально для герцога Омальского , владельца усадьбы Шантийи — бывшего дома принца Конде, однако сделка по продаже ему данной работы сорвалась . В том же году она экспонировалась на частной выставке « Круг Союза художников » на Вандомской площади в Париже . После этого картина была куплена у художника через компанию « Boussod, Valadon & Cie » за 100 тысяч французских франков американским миллионером и коллекционером искусства Уильямом Вандербильтом с помощью Сэмюела Б. Эвери. Затем она находилась в коллекции бригадного генерала Корнелиуса Вандербильта и на правах аренды в период с 1886 по 1903 год выставлялась в Метрополитен-музее , но затем надолго пропала из виду вплоть до окончания Второй мировой войны . В 1945 году за 5 тысяч долларов США картина была продана компании « » и выкуплена Хьюлиттом К. Мерритом для в Пасадине ( Калифорния ). С 1956 года полотно находилось в коллекции Джорджа Л. Кастеры из Бель-Эйра . В 1969 году работа перешла в коллекцию галереи Арманда дю Ванна в Лос-Анджелесе . В 1993 году картина была выставлена на аукцион « Sotheby's » в Нью-Йорке за 800 тысяч долларов и в том же году куплена банкиром из « ». Затем картина некоторое время находилась в корпоративной коллекции произведений искусства банка « HSBC », а в 2004 году снова была выставлена на «Sotheby's», откуда была куплена музеем Орсе в Париже ( Франция ), где и находится в настоящее время . Картина известна под названиями « Приём Конде в Версале » и « Приём Великого Конде Людовиком XIV (Версаль, 1674) » .

Примечания

  1. . Центр Гетти . Дата обращения: 12 октября 2016. 26 сентября 2019 года.
  2. . . Дата обращения: 12 октября 2016. Архивировано из 24 сентября 2018 года.
  3. . The Los Angeles Times (21 июня 2010). Дата обращения: 12 октября 2016. 13 августа 2020 года.
  4. . Государственный Эрмитаж . Дата обращения: 12 октября 2016. 5 марта 2016 года.
  5. . Музей Орсе . Дата обращения: 9 октября 2016. 7 апреля 2016 года.
  6. . Музей Орсе . Дата обращения: 17 октября 2016. 19 октября 2016 года.
  7. Michel de Piles. . (28 октября 2014). Дата обращения: 17 октября 2016. 19 октября 2016 года.
  8. , с. 185—186.

Литература

  • Louis-Pierre Anquetil, M. de Norvins. . — Au Bureau de Publications Illustrées, 1842. — 661 с. (фр.)

Ссылки

Источник —

Same as Приём Конде в Версале