Лозе-Вехтлер, Эльфрида
- 1 year ago
- 0
- 0
Эльфри́да Е́линек ( нем. Elfriede Jelinek , род. 20 октября 1946 , Мюрццушлаг , Штирия , Австрия ) — австрийская писательница , драматург , поэтесса и литературный критик , лауреат Нобелевской премии 2004 года по литературе, лауреат премии Генриха Бёлля ( Кёльн , 1986 ), премии Георга Бюхнера ( 1998 ), премии Генриха Гейне ( 2002 ), чешской премии Франца Кафки ( 2004 ).
Эльфрида Елинек родилась 20 октября 1946 года в провинциальном австрийском городе Мюрццушлаг , земля Штирия , Австрия.
Детство и юность прошли в Вене . Мать, Ольга Илона Бухнер (в замужестве Елинек, 1904—?), происходила из зажиточной католической семьи и долгое время работала бухгалтером; отец, Фридрих Елинек (1900—1969), происходил из бедной богемской семьи, был химиком, автором научных трудов, в том числе монографии «Zur Kenntnis der Brenztraubensäure» (1954). Несмотря на еврейское происхождение , отцу удалось избежать преследования со стороны национал-социалистического режима , прежде всего благодаря своей необходимой для военной экономики профессии. В 1950 годы Фридрих Елинек заболел душевным расстройством и довольно продолжительное время оставался дома под опекой семьи; он скончался в 1969 году в состоянии полной потери рассудка.
С момента заболевания отца воспитание Эльфриды полностью перешло в руки матери: Елинек посещает католический детский сад, а затем школу при монастыре (своё отношение к которой писательница позже выразила в эссе « Ходить в школу всё равно что умирать »). Кроме того, мать планирует для дочери музыкальную карьеру: в школе Эльфрида берёт уроки игры на фортепиано , флейте , гитаре , скрипке и альте . В возрасте 13 лет Елинек принимают в Венскую консерваторию, где она изучает игру на органе , фортепиано , блокфлейте и музыкальную композицию. Одновременно она заканчивает публично-правовую гимназию.
После сдачи выпускных экзаменов у Елинек случается нервный срыв: она пытается несколько семестров изучать историю искусства и театра в Венском университете , однако прерывает учёбу в 1967 году из-за усиливающихся приступов страха. Целый год она проводит дома в полной изоляции. Именно в это время Елинек начинает писать. Её первые стихотворения (написанные в манере только строчными буквами, что для немецкого языка имеет довольно весомое значение) публикуются сперва в различных журналах, а затем выходит её сборник « Тени Лизы » ( Lisas Schatten ) (1967). В следующем году она заканчивает роман « буколит » ( bukolit ), который остаётся неопубликованным до 1979 года. После смерти отца Эльфрида в определённой мере освобождается от своих страхов и на некоторое время примыкает к левому движению немецкого студенчества 1960-х годов .
В 1971 году Эльфрида Елинек сдаёт экзамен по классу органа в консерватории. Её литературное развитие в эти годы происходит под влиянием Ролана Барта , которому она посвятила своё эссе « бесконечная невиновность » ( die endlose unschuldigkeit ). В 1972 Елинек переезжает жить к своему другу в Берлин , однако год спустя возвращается в Вену, где принимает активное участие в левом движении (в 1971—1991 годах Елинек является членом Коммунистической партии Австрии ), проводит ряд культурных мероприятий, и в 1974 году выходит замуж за , известного своей музыкой для фильмов Райнера Вернера Фассбиндера , хотя и работающего с середины 1970-х годов информатиком в Мюнхене . Ради мужа Елинек регулярно приезжает жить в Мюнхен.
В 1975 году для Елинек-писательницы наступает переломный момент: публикация её романа ( die liebhaberinnen ), марксистско - феминистской пародии на патриотический роман, заставляет всех говорить о новой величине в немецкоязычной литературе. В начале 1980 годов выходит её роман ( Ausgesperrten ) о неблагополучных подростках из благополучных семей, заканчивающийся шокирующей сценой массового убийства целой семьи; по роману выходит аудиопьеса, а затем его экранизирует .
1983 год ознаменован для Эльфриды Елинек первым крупным скандалом. На театральной сцене появляется спектакль «Бургтеатр», в котором поднимается тема попыток Австрии подавить в себе своё национал-социалистическое прошлое и во главу повествования ставится фигура известной тогда актрисы Паулы Вессели , бывшей соратницы Елинек по левому движению. Слава Елинек как «разоблачительницы» своей собственной страны растёт. В тот же год выходит едва ли не главный труд Эльфриды Елинек — роман , в котором и критики, и читатели тут же углядели автобиографическое значение с сильным элементом сублимации посредством текста в основе.
Следующим «возмутителем спокойствия» стал для Европы её роман ( Lust ), моментально попавший в списки бестселлеров и написанный под влиянием возросших споров феминисток на тему порнографии . Последовавшая за выходом романа театральная постановка пьесы Елинек «Места отдыха» ( Raststätte ), спровоцировавшая персональные нападки на Елинек со стороны Австрийской партии свободы (националистически-консервативного, крайне правого популистского толка) в ходе предвыборной кампании 1995 года в Австрии, вынудила писательницу отозвать все свои пьесы с театральных сцен и наложить запрет на дальнейшие постановки. После прихода Партии свободы к власти в 1999 году Елинек была одним из ведущих критиков нового правительства.
В своих поздних произведениях Елинек отходит от феминистских подтекстов своей литературы и фокусируется на социальной критике и критике Австрии в частности за неспособность преодолеть своё нацистское прошлое ( , ( Die Kinder der Toten ). Именно в этот период творчества к писательнице приходят всемирное признание и слава. В 2001 году её «Пианистка» была в весьма радикальной манере экранизирована австрийским режиссёром Михаэлем Ханеке с Изабель Юппер в роли Эрики Кохут. Фильм был единогласно признан одним из самых революционных в современном кинематографе и получил три главных приза на Каннском кинофестивале 2001 года (лучшая режиссура, лучшая женская роль, лучшая мужская роль).
Апофеозом творчества Эльфриды Елинек стало объявление её в 2004 году лауреатом престижнейшей Нобелевской премии по литературе за «музыкальное многоголосие в романах и драмах, которое со свойственной только ей языковой страстью разоблачает абсурдность и принуждающую власть социальных клише» .
В России Эльфрида Елинек долгое время была представлена переводом только и своего самого знаменитого труда — . Однако сразу после вручения ей Нобелевской премии на русский были переведены все её крупные работы, в том числе несколько театральных пьес.
|
Этот раздел нуждается в переработке.
|
В 2016 году подписала письмо с призывом к Greenpeace , Организации Объединённых Наций и правительствам всего мира прекратить борьбу с генетически модифицированными организмами ( ГМО ) .