Interested Article - Мартынов, Владимир Иванович

Влади́мир Ива́нович Марты́нов (род. 20 февраля 1946 , Москва ) — советский и российский композитор , музыковед и философ .

Биография

Родился в семье музыковеда Ивана Ивановича Мартынова и преподавательницы музыки, кандидата педагогических наук (1954) Елены Яковлевны Гембицкой (1911—?), хормейстера, автора многочисленных методических и нотных публикаций.

В 1970 году закончил Московскую консерваторию (класс композиции Н. Сидельникова ), в 1973 году начал работать в Московской экспериментальной студии электронной музыки . Мартынов увлёкся арт-роком: в 1977 году создал рок-группу Форпост .

Увлечение электроникой и рок-музыкой соединилось у Мартынова с углублённым изучением восточных религий и культур, христианской философии Запада и Востока. Он предпринял ряд фольклорных экспедиций в различные районы России, на Северный Кавказ, в Центральный Памир, горный Таджикистан. Мартынов изучал музыку и музыкальное теоретизирование европейского Средневековья и Возрождения. В 1975—1976 годах он участвовал в концертах Ансамбля старинной музыки ( блокфлейта ), исполнявшего европейскую музыку XIII—XIV веков. В 1976—1977 годах Мартынов выступает в составе Московского ансамбля солистов (фортепиано, электронные клавишные), исполнявшего авангардную, электронную и минималистскую музыку ( Кейдж , Штокхаузен , Лигети , Райли , Фельдман , Сильвестров , Пярт ), а также музыку западноевропейского Средневековья. В 1976—1978 годах в творчестве композитора произошёл перелом, от авангарда он стал двигаться к новой простоте .

В 1978 году Мартынов прекратил композиторскую деятельность. В период с 1979 по 1997 год он преподавал в духовной академии Троице-Сергиевой Лавры . Занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в ряде монастырей.

В 1984 году Мартынов вернулся к музыкальному сочинительству, для которого характерна теперь осознанная тяга к канону. Как эстетик и философ, он развивал идею «конца времени композиторов», а вместе с ним — исчерпания эстетики авторства, стилистики концертного исполнительства, культа «звёзд». Владимир Мартынов — автор музыки более чем к 50 телевизионным и кинофильмам, среди которых « Михайло Ломоносов », « Особо опасные… », « Холодное лето 53-го », « Николай Вавилов », «Смиренное кладбище», « Поворот », «Русский бунт», « Остров », и к ряду мультфильмов Шкатулка с секретом », 1976, «Серебряное Копытце» 1977). Музыка Владимира Мартынова также звучит в фильмах « Лоро » (2018) и « Великая красота » (2013) итальянского режиссёра Паоло Соррентино . Владимир Иванович принял участие в записи коллективной пластинки «Метаморфозы» (1980), состоящей из классических и современных произведений в аранжировках для синтезатора «Синти-100».

Мартынов пишет также музыку к театральным постановкам Ю. Любимова , Анатолия Васильева и др. В 2013 году он выступил одним из соавторов новой музыкальной редакции оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (постановка Ю. Любимова).

В. Мартынов — один из основателей Центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna . Он участвовал во Всемирной Театральной Олимпиаде (Москва), Фестивале Триалог ( Таллин ). С 2003 года Мартынов активно занялся мультимедийными проектами и инсталляциями, осуществил ряд проектов с Д. Приговым , Л. Рубинштейном , а также рок-группой АукцЫон , Л. Фёдоровым .

С 2005 года В. Мартынов ведёт авторский (факультативный) курс музыкальной антропологии на философском факультете МГУ .

Семья

  • Жена — скрипачка Татьяна Тихоновна Гринденко .
  • Дед — Яков Самуилович (Семёнович) Гембицкий (1876—?) , врач, выпускник Императорского Московского университета (1900) ; бабушка — Татьяна Иосифовна Гембицкая (урождённая Волкова, 1880—?).

Исполнители

Произведения Мартынова исполняли Г. Кремер , А. Любимов , Т. Гринденко , С. Савенко , М. Пекарский , А. Батагов , Ансамбль Дмитрия Покровского , Kronos Quartet , Роман Мирошниченко и другие.

Признание

Избранные музыкальные сочинения

  • Четыре стихотворения В. Хлебникова , кантата ( 1964 )
  • Струнный квартет ( 1966 )
  • Концерт для гобоя и флейты ( 1968 )
  • Любовные послания для 9 инструментов ( 1970 )
  • Соната для двух скрипок ( 1970 )
  • Гексаграмма для фортепиано ( 1971 )
  • Асана для контрабаса соло ( 1972 )
  • Соната для скрипки ( 1973 )
  • Комде и Медан , балет ( 1974 )
  • Листок из альбома для камерного ансамбля ( 1976 )
  • Страстные песни для сопрано и камерного оркестра ( 1977 )
  • Гимны для солиста и рок-группы ( 1978 )
  • Серафические видения Франциска Ассизского , рок-опера ( 1978 )
  • Come in! (Войдите!) ( 1985 )
  • Двенадцать побед короля Артура для семи фортепиано ( 1990 )
  • Апокалипсис ( 1991 )
  • Плач пророка Иеремии ( 1992 )
  • Magnificat ( 1993 )
  • Opus Posthumum ( 1993 )
  • Stabat Mater ( 1994 )
  • Танцы Кали-Юги эзотерические для инструментального ансамбля ( 1995 )
  • Ночь в Галиции , на стихи Хлебникова ( 1996 )
  • Народный танец для фортепиано ( 1997 )
  • Упражнения и танцы Гвидо ( 1997 , о Гвидо д'Ареццо )
  • Requiem ( 1998 )
  • The Beatitudes (Блаженства) ( 1998 )
  • Илиада на тексты поэмы Гомера для смешанного хора a capella ( 1998 )
  • Литания Девы Марии для трёх голосов и струнного ансамбля ( 1999 )
  • Монофония для сопрано, фортепиано и колокольчиков на текст из «Улисса» Джеймса Джойса ( 2000 )
  • Игра человеков и ангелов . Мистерия ( 2000 )
  • Послеполуденный отдых Баха . ( 2000 )
  • Песнь песней для 3 хоров a cappella ( 2001 )
  • Новая жизнь , опера ( 2003 , по Данте )
  • Танцы на берегу для фортепиано и видео. Перформанс ( 2004 )
  • Интерьер после оргии для фортепиано ( 2005 )
  • Смерть дикого воина для струнного секстета и фортепиано на текст Д. Хармса ( 2005 )
  • Сингапур. О чужих краях и людях. Геополитическая утопия , симфония для оркестра и смешанного хора ( 2005 )
  • Regio Opus posth для фортепиано (Владимир Мартынов) и ансамбля (ансамбль OPUS POSTH) 2005 )
  • 58-я книга для фортепиано и ударных на слова А. И. Введенского «Последний разговор» ( 2005 )
  • Стена-сообщение для фортепьяно ( 2007 )
  • Дети Выдры на сверхповести Велимира Хлебникова ( 2009 )
  • Opus Prenatum ( 2014 )

Музыка к мультфильмам

Музыка к фильмам

Музыка к театральным постановкам

Книги о музыке

  • История богослужебного пения. Учебное пособие. М.: Ред.-изд. отд. федерал. архивов, 1994.
  • Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. М.: Филология, 1997.
  • Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс-Традиция; Русский путь, 2000.
  • Конец времени композиторов. М.: Русский путь, 2002.
  • Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности. М.: Классика-XXI, 2005.
  • Казус Vita nova. М.: Классика-XXI, 2010.

Другие книги

  • Пестрые прутья Иакова. — М.: Издательство МГИУ, 2008.
  • Пестрые прутья Иакова. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009. (2-е издание)
  • Казус Vita nova. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009.
  • Время Алисы. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2010.
  • Автоархеология. 1952—1972. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2011.
  • Автоархеология. 1978—1998. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012.
  • Автоархеология на рубеже тысячелетий. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2013.
  • Книга книг. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2013.
  • Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. — М.: «Музей Органической Культуры», 2014.
  • Культура, иконосфера и богослужебное пение московской Руси. — М.: «Музей Органической Культуры», 2014.
  • История богослужебного пения. — М.: «Музей Органической Культуры», 2014.
  • 2013 год. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2015.
  • Книга перемен. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2016.

Примечания

  1. . Дата обращения: 12 мая 2019. 3 июня 2021 года.
  2. . Дата обращения: 12 мая 2019. 12 мая 2019 года.
  3. от 22 сентября 2012 на Wayback Machine .
  4. от 13 июня 2021 на Wayback Machine . Независимая газета
  5. . volkovteatr.ru . Дата обращения: 14 февраля 2024.

Литература о композиторе

  • Катунян М. И. Параллельное время Владимира Мартынова // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. — М.: Композитор, 1996. — С. 41—74.
  • Любимов А. Портрет художника в запредельности // Музыкальная академия, 2006, № 2.
  • Катунян М. И., Попов Ю. Н. Мартынов // Большая российская энциклопедия . Т. 19. М., 2012, с. 236—238.
  • Гутова С. Ю. Сакральное пространство Владимира Мартынова. Философия жизни: взгляд извне. // Издательские решения, 2017. — С. 50.

Ссылки

  • (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • на сайте Современные русские композиторы
  • на сайте Devotio Moderna
  • Большой город », 9 июня 2009, № 10 (231)
  • , , 2011, Выпуск № 4(октябрь)
  • Радио «Благо», 5 ноября 2016, программа «Время культуры»
Источник —

Same as Мартынов, Владимир Иванович