Interested Article - Танцующая в темноте
- 2020-08-03
- 1
«Танцующая в темноте» ( англ. Dancer in the Dark ) — музыкальный фильм - драма режиссёра Ларса фон Триера 2000 года . Заключительный фильм трилогии фон Триера «Золотое сердце» (« Рассекая волны » — « Идиоты » — «Танцующая в темноте»). Автор музыки и исполнительница главной роли — певица Бьорк .
Фильм удостоен « Золотой пальмовой ветви » Каннского кинофестиваля . Песня Бьорк «I’ve Seen It All» номинировалась на премию « Оскар » как «Лучшая песня».
Сюжет
Действие происходит в США ( штат Вашингтон ) в 1964 году. Главная героиня фильма — иммигрантка из Чехословакии Сельма ( Бьорк ), которая очень любит мюзиклы . Она работает на заводе и живёт с сыном в трейлере, который снимает у городского полицейского. От тягот жизни она находит спасение в своих музыкальных фантазиях.
У Сельмы тяжёлая болезнь, следствием которой является прогрессирующая потеря зрения. «А на что смотреть-то?» — говорит она в одной из сцен. Но эта же болезнь начинает развиваться и у её сына-подростка. И мать тщательно скрывает от других нарастающую потерю зрения, пытаясь ходить и работать вслепую, чтобы скопить деньги, необходимые для излечения мальчика. Этой тайной она делится с полицейским, после того как тот признаётся ей в своей постоянной тревоге: жена тратит больше, чем он может зарабатывать, и он опасается, как бы супруга его не бросила.
Потеря зрения Сельмы прогрессирует. Благодаря своей подруге она успешно скрывает болезнь, но в конце концов из-за её ошибки одна из машин на заводе выходит из строя, и Сельму увольняют. Полицейский, у которого она снимает жильё, подсмотрев, где женщина прячет скопленные на операцию для сына деньги, крадёт их. Попытка Сельмы вернуть свои сбережения заканчивается крайне эмоциональным конфликтом. Полицейский угрожает Сельме пистолетом, и та нечаянно стреляет ему в живот. Полицейский умоляет убить его, и Сельма совершает это. Она успевает отдать деньги за операцию, прежде чем её арестовывают.
На суде её приговаривают к смертной казни через повешение . К ней в камеру приходит её ближайшая подруга, и Сельма рассказывает ей об операции для сына. Сельма готовится к смертной казни, но тут выясняется, что друзьям удалось найти для неё адвоката, который способен добиться смягчения наказания. В ходе его разговора с Сельмой оказывается, что деньги, которые были выплачены адвокату за его работу, являются теми деньгами, которые Сельма отдала на лечение сына. Сельма ссорится с подругой, которая пытается доказать, что её ребенку живая мать нужнее, чем зрение. Но Сельма непреклонна. Она делает выбор: лучше пусть её сын живёт один и видит этот мир, чем они оба будут жить слепыми.
Смертный приговор приводят в исполнение.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Бьорк | иммигрантка Сельма Же́скова |
Катрин Денёв | Кэти (Квальда) коллега и подруга Сельмы |
Дэвид Морс | полицейский Билл Хьюстон |
Петер Стормаре | Джефф влюблённый в Сельму знакомый |
Линда Хьюстон жена Билла | |
Шивон Фэллон | Бренда охранница в изоляторе |
Джоэл Грей | |
Владица Костич | Джин двенадцатилетний сын Сельмы |
Жан-Марк Барр | Норман |
Сэмюэль | |
Стеллан Скарсгард | Окулист |
Удо Кир | Доктор Покорный |
Желько Иванек | Прокурор |
Йенс Альбинус | Морти |
Майкл Флессас | Сердитый мужчина в кинотеатре |
Создание
Выход фильма в прокат сопровождался многочисленными скандалами, а после того как стало известно, что документальный фильм о съёмках «Танцующей в темноте» под названием «Сотни глаз» поступит в свободную продажу, Бьорк даже собиралась подать на Ларса фон Триера в суд. Она слишком вжилась в образ Сельмы и восприняла эту документальную ленту как вторжение в свою личную жизнь. Известно высказывание Катрин Денёв , что Бьорк ещё десять лет не сможет спокойно обсуждать эту роль и этот фильм.
Изначально Джеффа должен был играть Стеллан Скарсгард , но из-за занятости в фильме «Абердин» (2000, режиссёры Ханс Петтер Муланд, Тони Спатаро) он появился всего в двух сценах в качестве доктора-окулиста Сельмы.
Роль Кэти по первоначальному замыслу предназначалась для афроамериканской актрисы, но ради Катрин Денёв , которая очень хотела поучаствовать в новом проекте мэтра, фон Триер переписал сценарий.
В начале фильма, в сцене, когда рабочие покидают фабрику, около стоянки можно заметить мужчину и женщину с двумя детьми. Женщина — это Бенте фон Триер, жена режиссёра, дети — двое сыновей Ларса фон Триера. Триер хотел появиться в фильме в камео — он должен был играть сердитого мужчину, который отчитывает Сельму и Кэти в кинотеатре, но потом отдал эту роль другому актёру.
Имя судьи — Э. Д. Мэнтл. Это дань уважения Энтони Доду Мэнтлу , который был оператором в трёх фильмах, относящихся к направлению Догма 95 (« Торжество », « » и « »).
Саундтрек
Оригинальная музыка для фильма написана Бьорк, тексты для песен написаны ею самой, Ларсом фон Триером и исландским поэтом Сьоном Сигурдсоном . Кроме того, в фильме использована музыка Ричарда Роджерса из мюзикла « Звуки музыки ». Саундтрек фильма отличается совмещением классических аранжировок со звуками бытовых объектов, таких как шум, производимый заводскими машинами и поездом.
Альбом с саундтреком вышел в сентябре 2000 года. На альбоме отсутствует вокал актёров Дэвида Морса, Кары Сеймур и Владицы Костича. В песне «I’ve Seen It All» партию, исполненную в фильме Петером Стормаре, поёт Том Йорк . Кроме того, тексты некоторых песен с альбома существенно отличаются от текстов песен, прозвучавших в фильме, что особенно заметно в треке «Scatterheart». Возможно, тексты были изменены, чтобы не раскрывать важные детали сюжета (саундтрек поступил в продажу раньше, чем фильм начал демонстрироваться в кинотеатрах), или чтобы запись выглядела более самостоятельным альбомом. Трек « » на альбоме отсутствует.
Композиции, прозвучавшие в фильме (в порядке появления):
- Overture
- Cvalda (с Катрин Денёв)
- (с Петером Стормаре)
- Smith & Wesson (с Дэвидом Морсом, Карой Сеймур и Владицей Костичем) (присутствует на альбоме под названием «Scatterheart»)
- In the Musicals (Pt. 1)
- In the Musicals (Pt. 2)
- 107 Steps (с Шивон Фэллон)
- The Last Song
- New World
Композиция «107 Steps», звучащая, когда Сельма идёт на эшафот, изначально называлась «141 Steps» и была немного длиннее. Однако впоследствии фон Триер посчитал этот фрагмент фильма слишком затянутым и сократил путь Сельмы на 34 шага. Соответственно композиция стала короче и изменила название [ источник не указан 3707 дней ] . Композиция «Overture», по замыслу фон Триера, должна была звучать перед началом фильма, когда в зале уже погас свет, а занавес ещё не поднят. Но против этого выступили американские дистрибьюторы, заявившие, что в США нет занавесов в кинотеатрах, а киномеханики могут не включить звук, если на экране нет изображения. В итоге композиция стала звучать на фоне коллажа акварелей Пера Киркебю , мужа Вибеке Винделов, одного из продюсеров картины [ источник не указан 3707 дней ] .
Стиль
Большая часть фильма снята на ручную цифровую камеру, чтобы создать впечатление документальности, как и в предыдущих работах фон Триера, находившихся под влиянием « Догмы 95 ». Однако фильм нельзя назвать принадлежащим к «Догме», поскольку её правила, в частности, запрещали «мнимое действие» (убийства, стрельбу и тому подобное), сюжеты, действие которых происходит в другое время или в другой стране, и использование музыки, не звучащей реально в снимаемой сцене. Триер отделяет музыкальные эпизоды от остальной части фильма, снимая их на статическую камеру и с применением более ярких цветов.
Критика
Реакция критиков на фильм была смешанной. Были высоко оценены его стилистические новшества. Роджер Эберт заявил, что «Танцующая в темноте» «разрушает стены привычек, нагромождённые вокруг огромного количества фильмов, и возвращает к истокам. Это смелый и дерзкий жест» . Однако сюжетная линия подверглась значительной критике. Джонатан Форман из New York Post назвал фильм «дешёвой подделкой» и заявил, что фильм «настолько безжалостен в своей манипулятивной сентиментальности, что будь он снят в более традиционной манере режиссёром-американцем, его посчитали бы дурной шуткой» .
Рейтинг фильма на сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes в настоящее время составляет 69 % .
Награды
Премьера «Танцующей в темноте» состоялась на Каннском фестивале 2000 года , где фильм завоевал Золотую пальмовую ветвь , а Бьорк получила приз за лучшую женскую роль . Песня « » была номинирована на « Оскар » за лучшую песню .
Награды
- Премия Японской киноакадемии — Лучший иностранный фильм
- Бодиль (Дания) — Лучшая главная женская роль (Бьорк)
- Каннский кинофестиваль — Лучшая женская роль (Бьорк)
- Каннский кинофестиваль — Золотая пальмовая ветвь (Ларс фон Триер)
- (Исландия) — Лучшая актриса (Бьорк)
- Премия Европейской киноакадемии — Лучшая актриса (Бьорк)
- Премия Европейской киноакадемии — Лучший фильм
- « Спутник » — Лучшая песня (« »)
- Премия «Гойя» — Лучший европейский фильм (Ларс фон Триер)
- Независимый дух — Лучший иностранный фильм (Ларс фон Триер)
Номинации
- « Оскар » — Лучшая песня («I’ve Seen It All»)
- Бодиль — Лучший фильм
- BRIT Awards — Лучший саундтрек
- Camerimage (Польша) — Золотая лягушка
- Ассоциация кинокритиков Чикаго — Лучшая актриса (Бьорк)
- Ассоциация кинокритиков Чикаго — Лучшая музыка к кинофильму
- (Испания) — Лучший иностранный фильм
- « Сезар » (Франция) — Лучший фильм на иностранном языке
- « Золотой глобус » — Лучшая женская роль в драматическом фильме (Бьорк)
- « Золотой глобус » — Лучшая песня («I’ve Seen It All»)
- « Спутник » — Лучший фильм — драма
- « Спутник » — Лучшая женская роль (Бьорк)
- « Спутник » — Лучшая актриса второго плана (Катрин Денёв)
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- от 6 июня 2017 на Wayback Machine
- (англ.) на сайте Internet Movie Database — документальный фильм, посвящённый съёмкам «Танцующей в темноте»
Примечания
- ↑ . The Numbers. Дата обращения: 17 августа 2011. 4 января 2014 года.
- . Box Office Mojo. Дата обращения: 17 августа 2011. 14 марта 2017 года.
-
Ebert, Roger (2000-10-20).
.
Chicago Sun Times
. rogerebert.com.
из оригинала
14 октября 2007
. Дата обращения:
22 декабря 2006
.
Some reasonable people will admire Lars von Trier's "Dancer in the Dark," and others will despise it. An excellent case can be made for both positions.
-
Foreman, Jonathan (2000-09-22).
.
New York Post
. NYP Holdings, Inc. p. 47.
из оригинала
30 сентября 2007
. Дата обращения:
22 декабря 2006
.
Despite 2 Good Performances, 'Dancer' Is Just Fakery With An Anti-american Drum To Beat
- от 1 августа 2013 на Wayback Machine . Rotten Tomatoes . Retrieved 2010-12-02.
- . festival-cannes.com . Дата обращения: 3 мая 2017. 20 сентября 2012 года.
- 2020-08-03
- 1