Interested Article - Гервасий Кентерберийский

Гервасий Кентерберийский, или Джервас из Кентербери ( англ. Gervase of Canterbury , фр. Gervais de Canterbury , лат. Gervasius Cantuariensis , или Gervasius Dorobornensis ; 1141 или 1145 , Мейдстон 1210 , Кентербери ) — английский хронист, монах- бенедиктинец кафедрального приората Церкви Христовой и ризничий Собора Иисуса Христа в Кентербери , автор «Хроники правления в Англии Стефана, Генриха II и Ричарда I» ( лат. Chronica de tempore regum Angliae Stephani, Henrici II et Ricardi I ) и «Деяний королей» ( лат. Gesta regum ). Один из летописцев правления Ричарда I Львиное Сердце и первой декады правления Иоанна Безземельного .

Кафедральный собора Иисуса Христа в Кентербери . Гравюра (англ.) по рисунку (англ.) (1821)

Биография

Выходец из Мейдстона в Кенте , откуда родом был его предполагаемый старший брат кентерберийский монах Томас Мейдстонский , родился около 1141 года и в юном возрасте был отдан в обучение в бенедиктинский приорат Церкви Христовой в Кентербери. 16 февраля 1163 года был пострижен , а затем рукоположен в духовный сан архиепископом Кентерберийским Томасом Бекетом (1162—1170), после мученической кончины которого 29 декабря 1170 года, несомненно, являлся одним из похоронивших его иноков .

Из ранних его трактатов известно , что он активно участвовал в имущественных спорах и тяжбах между местными бенедиктинцами и архиепископом Ричардом Дуврским (1174—1184), а также конфликте их с преемником последнего Болдуином Фордским (1184—1190), не утверждённым распущенным Генрихом II синодом в Рединге , и принятым кентерберийскими монахами лишь после того как на новом синоде в Лондоне король согласился документально оформить избрание нового понтифика их собственным капитулом .

В феврале 1185 года встречался с латинским патриархом Иерусалима Ираклием (1180—1191), прибывшим в Англию с целью уговорить короля отправиться в крестовый поход и посетившим Кентербери . Являлся одним из монахов, посланных в декабре 1186 года к Болдуину с целью разрешить возникшие противоречия апелляцией к Святому Престолу , а в 1189 году входил в делегацию, отправленную к новому королю Ричарду I с просьбой о посредничестве в спорах с архиепископом .

Около 1190 года назначен был ризничим, в каковой должности упоминается посетившим в 1193 году приорат новым архиепископом Хьюбертом Уолтером (1193—1205). Вероятно, в 1197 году оставил эту должность , назвав по имени в своей хронике под этой датой своего преемника Феликса.

Последние годы жизни Гервасия практически неизвестны. Вероятно, уйдя на покой в своей обители, он всё ещё занимался в 1199 году историописанием, пользуясь богатым книжным собранием при Кентерберийском соборе. Анализ текста его «Деяний королей», доведённых до 1210 года , показывает, что он мог быть тогда ещё жив, хотя по мнению ряда исследователей, сообщения после 1207 года добавлены уже его анонимным продолжателем, стиль которого резко отличен от авторского . Точная дата смерти его не установлена, поскольку в некрологах Кентербери за 1210 год упоминаются целых три Гервасия, скончавшиеся соответственно 1 января, 14 марта и 30 апреля .

Отождествление его с церковным писателем (англ.) (ум. 1197), принадлежавшее архивисту и антикварию XIX века (англ.) , а также с англо-нормандским поэтом (англ.) (ум. 1219) было убедительно опровергнуто издателем его трудов церковным историком Уильямом Стебсом .

Сочинения

Хроника

Работать над созданием своего основного исторического труда, латинской «Хроники правления в Англии Стефана, Генриха II и Ричарда I» ( лат. Chronica de tempore regum Angliae Stephani, Henrici II et Ricardi I ), или просто «Хроники» ( лат. Chronica ), охватывающей исторический период от правления короля Стефана Блуаского (1135—1154) до смерти Ричарда I Львиное Сердце (1199) , Гервасий стал не позже 1188 года , возможно, по инициативе приора Гонория (1186—1189), предназначавшего её для чтения среди братии. Хроника предваряется «Трактатом о сожжении и восстановлении Кентерберийской церкви» ( лат. Tractatus de Combustione et Reparatione Cantuariensis Ecclesi ), содержащим подробное описание пожара Кентерберийского собора и его реконструкции в 1174—1184 годах . Ранние её разделы представляют собой главным образом компиляцию на основе трудов летописцев-предшественников, и лишь в части, описывающей события 1188—1199 годов, она признаётся самостоятельным сочинением .

Как и его современник декан лондонского собора Св. Павла Радульф де Дисето , Гервасий цитирует в своей хронике немало исторических документов и посланий . Наибольшую историческую ценность в ней представляют сообщения о подготовке и проведении Третьего крестового похода и участии в нём Ричарда Львиное Сердце, правлении в его отсутствие в Англии лорда-канцлера Уильяма де Лоншана и борьбе его с королевскими братьями и высокопоставленными клириками, попытках захвата власти в королевстве принцем Джоном и изгнании его возвратившимся из плена королём, конфликтах кентерберийских монахов с архиепископом Болдуином Фордским , церковной политике преемника Болдуина Хьюберта Уолтера , гибели Ричарда в Нормандии и др. В частности, Гервасием отмечается заметное сходство проведённой 17 апреля 1194 года повторной коронации вернувшегося в Англию Ричарда I с аналогичной церемонией, проведённой в 1141 году королём Стефаном Блуаским .

Ни в коей мере не являясь выдающимся историком своего времени, Гервасий достоверно иллюстрирует тогдашнюю социальную политику, судебную систему и церковную борьбу, а также быт и нравы современного ему католического монашества . Многое из описанного им является плодом личных наблюдений, другое получено от информаторов, заслуживающих доверия. Вместе с тем, сведения его о внешней политике, в частности, крестовых походах или войне в Нормандии , нуждаются в подтверждениях независимыми источниками, хотя и местами существенно дополняют труды Роджера Ховеденского , Ричарда из Девайзеса , Радульфа де Дисето , Вильяма Ньюбургского и пр. более осведомлённых современников. Хроника Гервасия пользовалась известностью у позднейших летописцев и получила несколько анонимных продолжений, одно из которых доведено было до 1309-го, а другое — до 1328 года .

Малые сочинения

Следующее историческое сочинение Гервасия, «Деяния королей» ( лат. Gesta regum ), заметно уступающее хронике в подробности изложения событий, освещает историю Англии и сопредельных стран со времён легендарного предка английских королей и мифического праправнука Энея Брута Троянского до 1209 года . Особую ценность в них представляет собой раздел начиная с 1199 года, однако, как сказано было выше, авторство самого Гервасия бесспорно признаётся исследователями лишь в сообщениях до 1207 года, рассказа о поставлении архиепископом Кентерберийским Стефана Лэнгтона .

Третьим историческим трудом Гервасия являются «Деяния понтификов Кентерберийской церкви» ( лат. Actus Pontificum Cantuariensis Ecclesia ; Actus Archiepiscoporum Cantuariensium ), излагающие историю местных архиепископов , начиная с Августина Кентерберийского (ум. 604) до смерти Хьюберта Уолтера (1205), наибольшую историческую ценность в которых представляет жизнеописание Св. Томаса Бекета.

Основными источниками для хроник Гервасию послужили труды европейских историков XI — первой половины XII века, в первую очередь всемирная хроника Мариана Скота (1028—1082), «Chronicon ex chronicis» Иоанна Вустерского (ум. 1140), «История англов» Генриха Хантингдонского (1088—1155), «История английских королей» Уильяма Мальмсберийского (1090—1043), « История королей Британии » Гальфрида Монмутского (1100—1155), «История понтификов» Иоанна Солсберийского (1120—1180), а также «Деяния короля Генриха II» ( лат. Gesta Henrici Regis Secundi ) и «Деяния короля Ричарда» ( лат. Gesta Regis Ricardi ), приписываемые его старшему современнику Бенедикту из Питерборо (ум. 1193) . Кроме того, им привлечён был материал жития Св. Томаса Бекета и некоторых посланий, освещающих конфликт между архиепископом и королём .

Четвёртым известным сочинением Гервасия является « Карта мира » ( лат. Mappa Mundi , 1200) — краткое географо-топографическое описание Англии , Уэльса и Шотландии , с указанием их размеров и распространённых в них языков, к которым прилагается таблица, разделённая на три графы, в которых содержатся следующие сведения о каждом графстве :

1. Высшие клирики, архиепископы , епископы , аббаты и приоры .
2. Названия церквей, монастырей и приоратств.
3. Религиозные ордены , а также кафедральные соборы и их настоятели.

Далее следует подробный список находящихся в каждом графстве монастырей, госпиталей, замков, островов, источников пресной и солёной воды и пр. достопримечательностей . В предисловии к «Mappa Mundi» Гервасий впадает в философские рассуждения о бренности окружающего мира: «Подобно тому, как многие явления, стяжавшие славу в то время, теперь так переменились, что кажутся нам смехотворными и незначительными, точно так же, быть может, что то, чем мы гордимся ныне, в силу переменчивости вещей обратится в ничто» .

По утверждению самого Гервасия, существуют «истории», с одной стороны, и анналы и хроники — с другой, авторы первых отбирают факты, отшлифовывают своё повествование и пишут возвышенным и благородным стилем, в задачи же хронистов входят краткие погодные записи важнейших исторических событий. «Хроника, — уточняет он, — есть другое наименование анналов» . И история, и хроника, пишет он далее, «преследуют одну цель и опираются на одинаковый материал, но способ его рассмотрения и форма различны. Цель у историка и хрониста одна, так как оба стремятся к истине. Форма рассмотрения различна, так как историк распространяется подробно и искусно, а хронист пишет просто и кратко». Себя самого при этом Гервасий не считает историком, скромно называя своё сочинение «компиляцией из хроник» . Основываясь на этом высказывании Гервасия, историк английской церкви Д. Ноульз называет его самого «скорее историком, чем хронистом». Исследователь его трудов Уильям Стеббс в предисловии к их академической публикации справедливо отмечает, что он «старательно изучал древнюю историю своего монастыря и был умным и ревностным борцом за его права» .

Гервасий и Луна

В «Хронике» Гервасия сообщается, что 18 июня (25 июня по григорианскому календарю ) 1178 года , в воскресенье на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи , вскоре после захода солнца, пять монахов из Кентербери наблюдали, как «верхний рог [луны] раскололся надвое» . После того, пишет Гервасий, «из середины этого разделения вспыхнул пылающий факел, извергнув на значительное расстояние огонь, раскалённые угли и искры. Тем временем, находившееся внизу тело Луны скорчилось, как бы от боли, и свернулось вовнутрь. По словам сообщивших мне об этом очевидцев, Луна извивалась, как раненая змея, возвращаясь после этого в своё естественное состояние. Это явление повторялось десятки или более раз, пламя принимало самые причудливые формы изгиба, а затем возвращалось в нормальную форму. После всех этих преобразований, Луна от рога до рога, то есть по всей своей длине, приобрела черноватый вид» . В 1976 году Джек Б. Хартунг, геофизик из Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук , предположил, что таким образом хронист описал формирование на Луне кратера Джордано Бруно .

Современные теории допускают, что предполагаемое столкновение с Луной астероида или кометы могло вызвать всплеск на её поверхности расплавленного вещества, что в целом согласуется с описанием монахов. Кроме того, зарегистрированное хронистом местоположение явления согласуется с действительным местоположением кратера Джордано Бруно. Доказательством молодости последнего является его выраженная лучевая система, исключающая образование вследствие ударов многочисленных микрометеоритов , и сегодня не вызывает сомнений, что он сформировался на протяжении сравнительно недавней истории человечества, и, возможно, именно в июне 1178 года.

Однако теория эта встречает и ряд возражений, выражающихся, в частности, в замечании, что при образовании крупного кратера диаметром 22 км неизбежно возникла бы масса обломков, которые должны были вызвать на Земле недельную геомагнитную бурю . Вместе с тем, ни в европейских, ни в арабских, ни в китайских, ни в японских хрониках и документах ничего подобного в этот период не зафиксировано. В то время как, к примеру, зафиксированное Гервасием полное солнечное затмение 13 сентября 1178 года наблюдали не только в Кенте, но и во Франции . Это вызывает обоснованные сомнения в том, что монахи Кентербери действительно наблюдали в 1178 году образование лунного кратера Джордано Бруно. Согласно альтернативной версии, они видели просто взорвавшийся в земной атмосфере метеор , траектория полёта которого совпала с очертаниями лунного диска. Поскольку метеоры заметны на высоте от 45 до 75 миль, лишь в относительно небольшой области Англии того времени идеальная геометрическая перспектива позволяла, чтобы земное атмосферное явление выглядело так, как будто происходило на Луне.

Рукописи и издания

«Хроника правления в Англии Стефана, Генриха II и Ричарда I» сохранилась в трёх рукописях :

«Деяния королей» дошли в единственном манускрипте второй половины XIII века, хранящемся в библиотеке колледжа Корпус-Кристи Кембриджского университета (MS 438) . Наиболее исправная рукопись «Карты мира» Гервасия находится в собрании Бодлианской библиотеки Оксфордского университета (MS Bodl. Rolls 6) и датируется 1424 годом .

Впервые «Хроника правления в Англии Стефана, Генриха II и Ричарда I» была издана в 1652 году историком (англ.) , включившим её в свой сборник «Десять историописателей Англии» ( лат. Historiae Anglicanae Scriptores Decem ). Комментированное двухтомное научное издание четырёх вышеназванных трудов Гервасия, подготовленное указанным Уильямом Стебсом, было выпущено в 1879—1880 годах в Лондоне в академической « Rolls Series » , и в 2012 году переиздано репринтным способом в Кембридже .

Примечания

  1. от 12 января 2021 на Wayback Machine // VIAF — 2012.
  2. Martin G. H. от 8 февраля 2022 на Wayback Machine // Oxford Dictionary of National Biography. — Oxford University Press, 2004.
  3. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. от 8 февраля 2022 на Wayback Machine // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  4. от 8 февраля 2022 на Wayback Machine — Консорциум европейских научных библиотек.
  5. от 8 февраля 2022 на Wayback Machine // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — Т. VIII. — СПб., 1892. — С. 467.
  6. Burton E. H. от 24 сентября 2020 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia . — Vol. 6. — New York, 1913.
  7. от 16 ноября 2020 на Wayback Machine // Encyclopaedia Britannica online.
  8. Lane-Poole R. от 31 января 2022 на Wayback Machine // Dictionary of National Biography. — Vol. 21. — London, 1890. — p. 239.
  9. Davis H. W. C. от 8 февраля 2022 на Wayback Machine // Encyclopædia Britannica . — Vol. 11. — Cambridge University Press, 1911. — p. 907.
  10. Michaud J. от 8 февраля 2022 на Wayback Machine . — Deuxieme partie. — Paris, 1829. — p. 751.
  11. Матузова В. И. Английские средневековые источники IX—XIII вв. Тексты. Перевод. Комментарий. — М., 1979. — С. 103.
  12. Lane-Poole R. от 31 января 2022 на Wayback Machine // Dictionary of National Biography. — p. 240.
  13. Kidson P. от 8 февраля 2022 на Wayback Machine // Enciclopedia dell' Arte Medievale. — Vol. 6. — Roma, 1995.
  14. Матузова В. И. Английские средневековые источники… — С. 102.
  15. Кесслер Ульрика. Ричард I Львиное Сердце. — Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997. — С. 96.
  16. Эплби Джон Т. Англия времён Ричарда Львиное сердце. 1189—1199. — М.: ЗАО « Центрполиграф », 2018. — С. 152.
  17. Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. — М.: Наука, 1988. — C. 115–116.
  18. Гене Бернар. История и историческая культура Средневекового Запада. — М., 2002. — С. 202.
  19. Гене Бернар. История и историческая культура Средневекового Запада. — С. 237.
  20. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. — М.; Л.: Наука, 1964. — С. 104.
  21. Hartung J. B. от 8 февраля 2022 на Wayback Machine // Abstracts of Papers Presented to the Symposium on Planetary Cratering Mechanics. A Lunar and Planetary Institute Topical Conference held 13–17 September, 1976. — Houston, 1976. — p. 43.
  22. Боярский Валентин. от 17 января 2021 на Wayback Machine // Северный маяк. — 2019, 5 июня.
  23. Stubbs W. (ed.) от 8 февраля 2022 на Wayback Machine . — Vol. I. — London, 1879. — p. xv.
  24. от 10 августа 2020 на Wayback Machine // A catalogue of Western manuscripts at the Bodleian Libraries and selected Oxford colleges.
  25. Compiled by Steven H Silver.

Публикации

  • Гервазий Кентерберийский. «Хроника». «Деяния королей». Фрагменты // Матузова В. И. Английские средневековые источники IX—XIII вв. Тексты. Перевод. Комментарий. — М.: Наука , 1979. — С. 102–104. — ( Древнейшие источники по истории народов СССР ).
  • The Historical works of Gervase of Canterbury, 2 vol. Edited from the manuscripts by William Stubbs. — London: Longman & Co, 1879—1880. — (Rolls Series, Rerum Britannicarum medii aevi scriptores, 73). Репринтное издание: Cambridge University Press, 2012.

Литература

  • Гене Бернар. История и историческая культура Средневекового Запада / Пер. с франц. Е. В. Баевской, Э. М. Береговской. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 496 с. — (Studia historica). — ISBN 5-94457-023-7 .
  • Райт Джон К. Географические представления в эпоху крестовых походов. Исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе / Пер. с англ. М. А. Кабанова. — М.: Наука , Главная редакция восточной литературы, 1988. — 478 с.: ил.
  • Michaud Joseph. . — Deuxieme partie. — Paris: Ches A. J. Dugollet, 1829. — pp. 751–752.
  • Lane-Poole Reginald. // Dictionary of National Biography. — Volume 21. — London: Smith, Elder, & Co, 1890. — pp. 239–240.
  • Davis Henry William Carless. // Encyclopædia Britannica, 11’th ed. — Volume 11. — Cambridge University Press, 1911. — p. 907.
  • Burton Edwin Hubert. // Catholic Encyclopedia . — Volume 6. — New York: Robert Appleton Company, 1913.
  • Kidson Peter. // Enciclopedia dell' Arte Medievale, direttore: Angiola Maria Romanini. — Volume 6. — Roma: Istituto dell’Enciclopedia Italiana, 1995.
  • Staunton Michael. . — Oxford: Oxford University Press, 2017. — xi, 402 p. — ISBN 978-0-19-182274-2 .

Ссылки

  • (1-й том лондонского издания 1879 г.)
  • (2-й том лондонского издания 1880 г.)
  • (лондонское издание 1879—1880 гг. на Gallica)
  • (отрывок, посвящённый Томасу Бекету)
  • (отрывки на сайте «Восточная литература» )
Источник —

Same as Гервасий Кентерберийский