Interested Article - Яффа
- 2020-04-19
- 1
Я́ффа , Я́ффо , Я́фо , Ио́ппия ( ивр. יפו , араб. يافا , греч. Ιόππη ) — один из главных портов Древнего Израиля и один из древнейших населённых городов мира . Именно сюда приходили корабли с паломниками, которые направлялись в Иерусалим . В настоящее время объединена с Тель-Авивом в единый город Тель-Авив-Яффа .
В мифологии и религии
- Некоторые древнегреческие писатели, как сообщает Страбон , помещали здесь освобождение Персеем Андромеды .
- Отсюда, согласно ветхозаветной книге пророка Ионы , пророк Иона отправился в путь ( Иона. ).
- Согласно новозаветной книге Деяния святых апостолов , здесь было видение апостолу Петру и воскрешена праведная Тавифа . ( Деян. , Деян. )
История
Древний период
Согласно археологическим находкам, первое постоянное поселение на территории города образовалось в раннем бронзовом веке . В XVII и XVIII веках до н. э. Яффа и соседние поселения представляли собой процветающие, хорошо укрепленные города .
Древнейшие археологические находки на территории города представляют собой остатки укрепления XVI века до н. э. Первое письменное упоминание о городе встречается в египетских хрониках XV века до н. э. , где Яффа фигурирует в списке городов, захваченных фараоном Тутмосом III в 1469 году, под названием «Ю-па» . В написанном спустя 200 лет папирусе Гарриса содержится легенда , по которой город был взят военной хитростью — под видом даров правителю Яффо в корзинах внесли в город египетских солдат, напавших на защитников изнутри .
В документах времени Аменхотепа III-го из Амарнского архива город назван центром египетского округа, где находился египетский гарнизон . В , написанном во времена Рамсеса II , Яффо описан как процветающий портовый город, окружённый садами, торговый и ремесленный центр . При раскопках были найдены камни крепостных ворот XIII века, на которых высечены титулы Рамсеса II .
Яффский порт процветал благодаря наличию бухты, защищённой от юго-западных ветров. Кроме того, мысы и проходимые для небольших судов рифы ослабляли волны, идущие к берегу . Вероятно, в древности порт не имел молов и портовых сооружений. Возможно, более крупные корабли оставались на рейде и разгружали товар лодками .
В XII веке город был захвачен народами моря , раскопки показывают следы разрушений . Возможно, с того времени с городом стали связывать легенду о Персее и Андромеде
К концу VIII века до н. э. город находился под властью царей Ашдода , а позже — Ашкелона . В 701 году до н. э. Яффу захватил ассирийский царь Синаххериб . Позже городом владели вавилоняне и персы .
В V веке до н. э. персы передали Яффу под власть финикийского Сидона , после чего в городе был построен сидонский храм .
В IV веке до н. э. город был завоёван Александром Македонским , а после смерти Александра, в 301 году,— его военачальником Птолемеем . Город быстро эллинизировался и получил греческое название Иоппия или Иоппе (Ἰόππη), данное, по традиции, в честь Кассиопеи (Иоппы) . В начале II века до н. э. Яффа, как и вся Иудея, попала под власть Селевкидов в результате Сирийских войн .
В середине II века религиозные гонения на еврейскую религию, которые устроил Антиох IV , привели к восстанию евреев в Иудее. В его ходе язычники Яффы устроили погром, убив 200 евреев, в ответ на это предводитель восставших Иуда Маккавей сжёг порт и стоявшие в нём корабли. Позже его брату Ионафану удалось захватить город, а сменивший его Симон окончательно присоединил Яффу к еврейскому царству и изгнал из него язычников .
Селевкиды неоднократно пытались вернуть себе порт, приносивший большую прибыль. В конце II века Антиох VII Сидет осадил Иерусалим и добился от Хасмонеев выплаты дани за Яффу в обмен на снятие осады . Позже он вернул Яффу еврейскому царству, так как нуждался в их поддержке в войне с парфянами . В начале I века до н. э. очередная попытка Селевкидов подчинить себе город провалилась после того, как за Хасмонеев вступился Рим , заинтересованный в ослаблении Сирийского царства .
В 66 году до н. э. римский полководец Помпей завершил завоевание Сирии, после чего объявил все приморские города свободными, отделив их от Иудеи и подчинив правителю Сирии. После того, как Цезарь победил Помпея в борьбе за власть, он вернул Яффу в состав Иудеи в 47 (44 ) году до н. э. . В 38 году до н. э. Ирод захватил Яффу, а вскоре подчинил и всю Иудею. В лежащей севернее Кесарии он возвёл новый порт, чьё процветание привело к постепенной потере значения яффского . Марк Антоний ненадолго передал город египетской царице Клеопатре. После их поражения новый император Октавиан Август вернул город Ироду в 30 году до н. э.
В 66 году н. э. в Иудее началось восстание против римлян . В первый же год войны консул Цестий Галл разрушил город, но после его поражения Яффа была отстроена и стала центром еврейского флота, от которого страдали римские военнные поставки. Чтобы устранить эту угрозу, в 67 (68 ) году Веспасиан неожиданной ночной атакой захватил город, а корабли, на которые бежали его жители, потопила буря. На месте города римляне оставили лишь военный лагерь, но через несколько лет (после прихода Веспасиана к власти) Яффа была отстроена вновь и получила название Флавия Иоппа ( лат. Flavia Ioppe ) .
С распространением христианства в Римской империи, в Яффе постепенно тоже росло число христиан. Город стал центром епархии , и в 431 году яффский епископ Фидус принимал участие Эфесском соборе . Также там имелась небольшая еврейская община, выросшая после восстания Бар-Кохбы и запрета евреям селиться в Иерусалиме. В византийскую эпоху Яффа вновь стала важным торговым центром и главным портом Иудеи .
Яффа в Средние века
В 636 году Яффа была захвачена арабами . После основания неподалёку Рамлы , ставшей новой столицей региона, значение Яффы выросло за счёт Кесарии . Туда же продолжали прибывать христианские и еврейские паломники . В 878 году правитель Египта Ахмад ибн Тулун возвёл в городе укрепления . Позже город пришёл в упадок, и посетивший её в 1050 году арабский географ Ибн Батлан описывал её как маленький городок, чьи жители голодают .
В 1099 году город был разрушен Фатимидами , которые боялись, что его захватят крестоносцы . В мае лежащий в руинах город занял Готфрид Бульонский , а после взятия Иерусалима он вернулся в Яффу и вновь отстроил её. Через год Яффа уже была оживлённым городом, главным портом Иерусалимского королевства и опорным пунктом крестоносцев . Город стал столицей Графства Яффы и Аскалона и чеканил свою монету, туда прибывали подкрепления крестоносцев и паломники-христиане. Торговля процветала, главными экспортировавшимися товарами были хлопок, лён, благовония, мыло и керамика .
В 1181 году город захватил Саладин , но через 10 лет Ричард Львиное Сердце отбил его и построил в нём новую крепость . После этого Ричард и Салах-ад-Дин заключают Яффский договор , заканчивая этим битвы III крестового похода. [ источник? ] В 1196 году город вновь разрушили мусульмане под командованием Аль-Малика аль-Адиля , брата Саладина. В 1228 году стены Яффы вновь укрепил император Фридрих II , а в 1250 году их усилил французский король Людовик IX . К тому моменту главными портами крестоносцев стали Акра и Тир , а Яффа пребывала в упадке. В 1260 году город взяли монголы, а в 1268 году его захватил и разрушил мамлюкский султан Бейбарс I , вырезавший его население. После этого город постепенно начал возрождаться, но в 1345 (1330 ) году мамлюки, опасавшиеся нового крестового похода, разрушили до основания все прибрежные города. На месте Яффы власти оставили лишь небольшой отряд, расположившийся в полуразрушенных зданиях. На несколько столетий Яффа перестала существовать как порт .
В 1799 году город после шестидневной осады взял Наполеон I Бонапарт .
Новое время
1921 год: беспорядки в Яффе , из-за них Британия ограничила еврейскую иммиграцию.
Апрель 1936 года: начало антиеврейских беспорядков в Яффе, арабские повстанцы временно захватили контроль над городом (см. Арабское восстание (1936—1939) ).
После ВМВ , в 1950 году, города Тель-Авив и Яффа были объединены и управляются одним муниципалитетом. Тем не менее, Яффа сохранила своё своеобразие.
Историческая часть Яффы превращена в один большой туристический и художественный центр с многочисленными ресторанами, художественными галереями, мастерскими художников, «блошиными» рынками, салонами, музеями и археологическими раскопками. Население здесь своеобразное — художники, музыканты, скульпторы и другие люди «творческих специальностей».
Экономика
Яффский порт до сих пор работает по назначению, хотя недавно в одной из его частей открыли торговый центр с ресторанами ; старые ангары переделали под магазины, рестораны и бары с видом на море.
Туризм : историческая часть Яффы превращена в один большой туристический и художественный центр с многочисленными ресторанами, художественными галереями , мастерскими художников, «блошиными» рынками , салонами, музеями и археологическими раскопками.
Достопримечательности
Музеи
- Музей древностей Яффы
- Подземный археологический музей на площади Кдумим
- Музей истории Яффы
Галереи
- Салон скульптур
- Галерея Фаркаша — коллекция исторических израильских плакатов
Здания, постройки и памятники
- Часовая башня
- Остатки крепостной стены периода Османского владычества
- «Колонна веры» на Французской площадке
- Дом Симона Кожевника, являющийся, согласно христианской традиции, домом, на крыше которого апостолу Петру было видение сходящих с неба чистых и нечистых животных ( Деян. ) . В настоящее время дом принадлежит армянской семье Закарян.
- , находящийся во дворе дома Закарян.
Туристические объекты, парки и места отдыха
- Яффский порт
- Морская набережная
- Площадь Кдумим
- Парк Ворот Рамсеса
- Мост желаний
- Холм ха-Писга (используется также написание А-Писга )
- Старый Яффский Хостель, чья обстановка полностью собрана из местного антиквариата
Культовые сооружения
Церкви
- Церковь Святого Георгия ( Иерусалимский патриархат ; арабская православная община)
- Церковь Святого Петра и Тавифы на подворье праведной Тавифы (в ведении Русской духовной миссии ( Московский патриархат ) в Иерусалиме )
- Церковь русского прихода во имя святой праведной Тавифы в греческом православном монастыре Архангела Михаила
- Церковь Святого Петра (францисканская)
- Церковь Святого Антония (римско-католическая)
- Англиканская церковь
- Церковь Иммануила (лютеранская)
Монастыри
- Монастырь Архангела Михаила близ Яффского порта, ул. Netiv HaMazalot (Иерусалимский патриархат). В монастыре находится резиденция архиепископа Иоппийского; а также русская и румынская общины, имеющие право с санкции архиерея-настоятеля монастыря совершать таинства крещения , венчания и отпевания в отношении лиц, имеющих израильское гражданство .
- ( армянский ; здания — собственность армянского патриархата в Иерусалиме )
- Монастырь Святого Антония ( маронитский )
- Монастырь Святого Антония ( коптский )
Театры
- Театр «Ха-Симта» («Переулок»)
- Театр «Гешер» («Мост»)
- Еврейско-арабский театр
Галерея
Примечания
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Яффа // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Яффа // Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во . Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова . Институт географии РАН . — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
- // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков . — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра , 1986. — С. 459.
- ↑ — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Поспелов Е. М. Яффа // Географические названия мира. Топонимический словарь : Ок. 5000 единиц / отв. ред. Р. А. Агеева . — М. : Русские словари, 1998. — С. 493. — 503 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89216-029-7 .
- Яффа — статья из Библейской энциклопедии Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
- Страбон. География I 2, 35. С. 43; XVI 2, 28. С. 759
- ↑ , p. 196.
- ↑ . Электронная еврейская энциклопедия . Дата обращения: 14 февраля 2024.
- ↑ (англ.) . www.jewishvirtuallibrary.org . Дата обращения: 14 февраля 2024.
- ↑ , p. 3—4.
- ↑ (англ.) . www.britannica.com . Дата обращения: 14 февраля 2024.
- . www.antiquities.org.il . Дата обращения: 14 февраля 2024.
- ↑ , p. 197.
- , p. 5.
- ↑ , p. 197—198.
- ↑ , p. 5—8.
- . Электронная еврейская энциклопедия . Дата обращения: 17 февраля 2024.
- . Электронная еврейская энциклопедия . Дата обращения: 17 февраля 2024.
- , p. 9—10.
- , p. 10—11.
- ↑ , p. 198—199.
- ↑ , p. 11—12.
- , p. 11-12.
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- . www.s7.ru . Дата обращения: 14 февраля 2024.
- . Дата обращения: 15 февраля 2017. 9 апреля 2017 года.
- . Дата обращения: 5 августа 2012. Архивировано из 29 июля 2012 года.
Литература
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1913. — Т. 16. — Стб. 414—417.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1904. — Т. XLIa. — С. 854.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- מדריך ישראל החדש: אנציקלופדיה, מסלולי טיול (иврит) / יואב רגב. — 2001. — Т. 9: מישור החוף הדרומי, פלשת. — С. 195—224. — ISBN 965-07-0874.
- ספר תל אביב (иврит) / אלתר דרויאנוב. — תל אביב: ועדת ספר תל אביב, 1936.
- Сергий (Акимов) , архим. // Труды Минской духовной академии. — 2019. — № 16 . — С. 11—32 .
- 2020-04-19
- 1