Interested Article - Ламентация
- 2020-01-14
- 2
Ламентация (от лат. lamentatio — плач, стенание) — приём ораторского искусства , возникший в античной риторике , также (в музыковедении) музыкальный жанр.
Ламентация в риторике и литературе
В политической борьбе конца V в. до н. э. в Греции и в Древнем Риме в I веке до н. э судебно -политическое красноречие принимает страстный и патетический характер. Ораторы пытались вызвать у судей и публики сострадание к обвиняемому, а для этого должны были сами проникнуться скорбью вплоть до рыданий в просьбах пощадить обвиняемого. Этот особо эмоциональный момент речи, ламентация, был приурочен к её завершению, эпилогу , и часто при этом оратор (как поступал, например, римский оратор Цицерон ) устраивал целую сцену: со слезами мог взять на руки маленьких детей обвиняемого, чтобы их несчастным видом растрогать судей. [ источник? ]
В западных языках [ каких? ] термины, произошедшие от того же латинского корня, обычно обозначают литературный жанр, подобный древнерусскому « плач ». В современном русском литературном языке слово '«ламентация», не обозначая никакого определённого риторического приема, употребляется нередко в ироническом смысле вместо выражения жалобы или сетования. В таком же смысле ламентация может применяться и в немецком языке . [ источник? ]
Ламентации в музыке
Термином «ламентации» (во множественном числе) называют композиторские обработки Плача Иеремии в музыке XVI—XXI веков. [ источник? ]
См. также
Литература
- Schröder A. E. De meerstemmige muziek op de Lamentaties van Jeremia tot het einde der 18de eeuw. Diss. Universiteit of Leuven. ‒ Leuven, 1948.
- Watkins G. Three books of polyphonic Lamentations of Jeremiah, 1549–1564. Diss. University of Rochester. ‒ Rochester, 1953.
- Massenkeil G. Mehrstimmige Lamentationen aus der ersten Hälfte des 16. Jahrhunderts. ‒ Mainz: B. Schott's Söhne, 1965.
- Bettley J. La composizione lacrimosa. Musical style and text selection in North Italian Lamentations settings in the second half of the sixteenth century. // Proceedings of the Royal Musical Association . — 1993. — Issue 118. — P. 167–202.
- 2020-01-14
- 2