Interested Article - Россетти, Данте Габриэль
- 2020-03-27
- 1
Да́нте Га́бриэль Россе́тти ( англ. Dante Gabriel Rossetti ; 12 мая 1828 — 9 апреля 1882 ) — английский поэт , переводчик , живописец , рисовальщик и художник- иллюстратор . Один из главных представителей общества прерафаэлитов . Брат поэтессы Кристины Россетти .
Биография и творчество
Данте Габриель Россетти родился в мелкобуржуазной семье итальянского политического эмигранта. Его отец Габриэль Россетти , карбонарий , бежавший в 1821 году из Италии, стал профессором итальянского языка в Кингс-колледже ; его матерью была Фрэнсис Полидори . Отец дал сыну второе имя «Данте» в честь особо почитаемого в семье великого итальянского поэта и мыслителя.
Россетти увлекался классической и современной литературой. В 1850 году он опубликовал своё первое стихотворение « Блаженная дева » ( англ. The blessed damozel ), навеянное « Вороном » Эдгара По . Большинство других стихотворений Россетти относится к 1860—1870-м годам; они были изданы под общим заглавием «Ballads and sonnets» (Баллады и сонеты) в 1881 году . Сестра Габриела, Кристина Россетти , также была известной поэтессой.
В 1848 году , на выставке Королевской Академии художеств , Россетти знакомится с Уильямом Холманом Хантом . Хант помогает Россетти закончить картину «Детство Девы Марии», которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Дж. Э. Милле . Вместе они основывают Братство прерафаэлитов . Хант, Милле и Россетти сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали свой манифест и опубликовали его в собственном издании « Росток ». Впоследствии Россетти отходит от прерафаэлитизма .
С 1854 по 1862 год он также преподавал рисунок и живопись в первом в Англии образовательном заведении для низших классов общества. При этом оказался превосходным преподавателем, и студенты его боготворили.
Элизабет
Огромное влияние на жизнь и творчество Россетти оказали знакомство, женитьба и последующая смерть (по одной из версий — самоубийство) жены , поэтессы Элизабет Сиддал ( англ. Elizabeth (Lizzie) Siddal ).
Когда они познакомились, Лиззи уже была больна туберкулёзом . Она была его ученицей, моделью и возлюбленной. Россетти сделал множество зарисовок с Элизабет, некоторые из них потом послужили эскизами для его картин . Они прожили вместе почти десять лет, но поженились только 23 мая 1860 года. После рождения в мае 1861 года мёртвого ребёнка её здоровье окончательно пришло в упадок. Она начала принимать в больших количествах лауданум .
Меланхоличная и больная туберкулёзом, Лиззи умерла через два года после женитьбы (11.02.1862) от передозировки лауданума, спиртовой настойки опиума . Ей посвящено одно из лучших полотен Россетти — « Блаженная Беатриче » (Beata Beatrix, 1864—1870). Беатриче изображена сидящей, она пребывает в полусне, похожем на смерть, в то время как птица, вестник Смерти, кладёт ей на ладони цветок мака.
Первые заказы от мецената и коллекционера предметов искусства Фредерика Ричардса Лейлэнда Россетти и Уистлер получали в период с 1864 по 1867 года. Лейлэнд собирал предметы искусства эпохи Возрождения , а также прерафаэлитов ( Уистлера и ).
Россетти в приступе горя, терзаемый чувством вины, что отдавал слишком много времени работе, похоронил вместе с Элизабет рукописи своих поэм. В 1870 году он добился разрешения на эксгумацию трупа и достал стихи, чтобы опубликовать их в своём первом собрании сочинений. Сборник появился в 1870 году.
Последние годы жизни
В 1871 году Россетти снова влюбился. Объектом страсти была жена его друга Уильяма Морриса . Они стали любовниками, и Джейн много позировала Россетти.
Со временем образ жизни поэта становится замкнутым, его видели лишь самые близкие друзья. Поздние годы Россетти отмечены все более болезненным настроением, он стал злоупотреблять алкоголем и хлоралгидратом , жил затворником.
В июне 1872 года Россетти предпринял попытку самоубийства, выпив целую бутылку настойки опиума. Он выжил, но начал страдать манией преследования и какое-то время считался безумным. Несмотря на это, Россетти продолжал работать и писать, у него было много последователей как в изобразительном искусстве, так и в поэзии.
В 1879 году Россетти написал портрет одного из своих покровителей, мецената и коллекционера предметов искусств Фредерика Ричардса Лейлэнда .
С 1881 года он начал страдать галлюцинациями и приступами паралича . Его перевезли на морской курорт и оставили на попечение сиделки. Там он и умер 9 апреля 1882 года; похоронен на кладбище Церкви Всех Святых.
Изобразительное искусство
Наиболее известны картины Россетти позднего периода. Их основными чертами являются эстетизм , стилизация форм, эротизм , культ красоты и художественного гения. Практически во всех этих работах присутствует одна и та же модель — возлюбленная Россетти Джейн Бёрден , супруга Уильяма Морриса . С ухудшением душевного здоровья Россетти увеличивается его зависимость от Джейн, он был одержим ею и посвятил ей огромное количество полотен, обессмертив её имя так же, как и имя Элизабет Сиддал . Среди самых известных его работ — « Сон наяву », « Прозерпина » ( 1877 ). Кроме того, он много работал как иллюстратор и оформитель книг, выполнял (сотрудничая с У. Моррисом) эскизы для витражей и панно , обращался к фотографии, монументально-декоративной живописи .
В 1857 году Россетти вместе с другими мастерами (в числе которых был и Моррис) расписал стены одного из новых зданий Оксфорда сценами из книги « Смерть Артура » Томаса Мэлори . Под влиянием этой работы Моррис написал полотно «Королева Гиневра», изобразив в роли жены короля Артура свою будущую супругу Джейн Бёрден. Моррис и Россетти много раз рисовали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой оба так восхищались . Известны также другие модели Россетти — Фанни Корнфорт , отношения с которой длились на протяжении многих лет, и Алекса Уайлдинг .
В 1852 году Россетти посетил выставку фотографий. В последующие годы он использовал фотографии в качестве ландшафтного фона или как посмертные портреты. Он часто сам фотографировал свои картины, а однажды даже расписал красками фотографию. Его увлечение нашло выход в серии фотографий Джейн Моррис, сделанных в доме Россетти в Челси в июле 1865 года . Сам фотограф неизвестен, но каждая фотография несёт на себе отпечаток художественного вдохновения Данте Габриэля, который сам усаживал модель .
Поэзия
Россетти отрицает общественную функцию литературы, признавая за искусством одну эстетическую ценность. Его поэзия пропитана мистико-эротическим содержанием, отталкивается от позитивизма, идеализирует прошлое, эстетизирует католицизм. Россетти отказывается от всякой социально-политической проблематики. Игнорируя революционно-чартистскую и социал-реформистскую поэзию 1830—50-х годов, он ищет для себя образцы у романтиков типа Китса и Кольриджа . Характерными чертами поэзии Россетти являются: описательность (тщательная вырисовка деталей) при общей мистической настроенности, вычурность синтаксических конструкций (сказуемое у него всегда предшествует подлежащему, противореча правилам английского строя речи); установка на напевность, пристрастие к аллитерациям и рефрену. У него мы встречаем (то, что потом использует Оскар Уайльд ) описание драгоценных камней и металлов, красок, запахов, условную экзотику. Единственным произведением Россетти на современную тему является стихотворение «Jenny», где эстетизируется продажная любовь и находит своё выражение «культ греха» .
Современник Россетти Уолтер Патер так оценивал его поэтическое творчество:
«В те дни, когда в Англии поэтическая оригинальность, как казалось, получила самое широкое распространение, явился некий новый поэт с построением и мелодикой стиха, словарём и интонацией неповторимо своеобразными, однако очевидно отказавшийся от любых формальных ухищрений, призванных привлечь внимание к автору: его интонация воспринималась скорее как свидетельство достоверности живой естественной речи, а сама эта речь представлялась совершенно непринуждённым выражением всего того поистине чудесного, что поэт реально увидел и почувствовал».
Лучшими из баллад Россетти считаются «Воды Страттона», «Трагедия короля» ( англ. King’s tragedy ), «Сестра Елена» ( Sister Helen ), «Посох и ладанка» ( The staff and scrip ) и «Последняя исповедь» ( A last confession ). Неоспоримы тонкая мелодика, техническое совершенство его стиха. Наибольший успех Россетти имел в эпоху символизма , в частности, в России.
Известные картины
- Автопортрет (1847), Национальная портретная галерея (Лондон) .
- « Юность Девы Марии » ( англ. The Girlhood of Mary Virgin ), 1848, галерея Тейт , Лондон.
- « Благовещение » ( лат. Ecce Ancilla Domini ), 1850, галерея Тейт , Лондон.
- « Две матери », 1852, Художественная галерея Уокера , Ливерпуль .
- Carlisle Wall или The Lovers (1853), галерея Тейт , Лондон.
- «Годовщина смерти Беатриче» ( англ. The First Anniversary of the Death of Beatrice ) или «Данте рисует ангела» ( Dante drawing an angel ) (1853)
- « Портрет Элизабет Сиддал » (1854), Художественный музей Делавэра , Делавэр .
- « Найденная » (1854), Художественный музей Делавэра, Делавэр .
- « Могила Артура » (1855), галерея Тейт , Лондон.
- Dante’s Vision of Rachel and Leah (1855), галерея Тейт , Лондон.
- The Passover in the Holy Family: Gathering Bitter Herbs (1855—56), галерея Тейт , Лондон.
- « Видение Данте », 1856, галерея Тейт , Лондон.
- «Надписи на песке» ( англ. Writing on the Sand ), 1857—58, Британский музей , Лондон.
- Sir Galahad at the Ruined Chapel (1859), .
- « Любовь Данте » (1860), галерея Тейт , Лондон.
- Bocca Baciata (1860), Музей изящных искусств Бостона .
- « Лукреция Борджиа » ( Lucrezia Borgia ), 1860—61, 1868, галерея Тейт , Лондон.
- « Блаженная Беатриче » ( Beata Beatrix ) (1864), галерея Тейт , Лондон.
- « Возлюбленная » ( The Beloved ) или «Невеста» ( The Bride ) или «Королевская дочь» ( The King’s Daughter ), 1865—66, 1873, галерея Тейт , Лондон.
- « Монна Ванна » ( Monna Vanna или Belcolore ) (1866), галерея Тейт , Лондон.
- « Пия де Толомеи » (1868), , Лоуренс .
- « Вероника Веронезе » (1872), Художественный музей Делавэра, Делавэр .
- « Прозерпина » (1874), галерея Тейт , Лондон.
- « Дева Святого Грааля » (1874), коллекция Эндрю Ллойда Уэббера .
- « Астарта Сирийская », 1876—77, художественная галерея Манчестера .
- « Видение Фьямметты » (1878), коллекция Эндрю Ллойда Уэббера .
- « Пандора » (1878), Художественная галерея леди Левер .
- «Прозерпина» (1882), .
Память
- Стихотворение Николая Гумилёва « » посвящено картине Данте Габриэля Россетти «Beata Beatrix» и предположительно содержит отсылку на сонет Данте Габриэля Россетти, посвящённый его отцу («в сонете брильянте… спойте мне песню о Данте и Габриэле Россетти»), и его же сонет «Портрет», посвящённый той же картине .
- Отчаянные романтики — британский сериал 2009 года, посвящённый жизни и творчеству художников-прерафаэлитов. В роли Россетти — Эйдан Тёрнер .
См. также
Примечания
- (англ.) / — Oxford: OUP , 2004.
- / Пиняева Е. В. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 659. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1 .
- ↑ Ланди Э. «Тайная жизнь великих художников», М. 2011, ISBN 978-5-98697-228-2 . стр. 110
- Де Кар, Лоранс . Прерафаэлиты. Модернизм по-английски = Les Préraphaélites : Un modernisme à l'anglaise / перевод с французского Юлии Эйделькинд. — Москва: Астрель : АСТ, 2003. — 127 с. — ( Живопись. Открытие ). — ISBN 5-17-008099-9 .
- Wood Christopher. The Pre-Raphaelites. — L.: Weidenfeld and Nicolson, 1981
- . Дата обращения: 15 мая 2007. Архивировано из 7 октября 2007 года.
- . Дата обращения: 18 мая 2007. Архивировано из 4 июня 2008 года.
- Литературная энциклопедия 1929—1939
- Россетти Д. Г. Дом Жизни: Сонеты, стихотворения. / Пер. с англ. В. Васильева, Вланеса, Т. Казаковой и др. — СРб.: Азбука-классика, 2005.
- . Дата обращения: 29 апреля 2009. 18 февраля 2017 года.
Библиография
- Власов В. Г. Россетти Данте Габриэле // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 273. — 655 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-010-6 . — OCLC .
- Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е. Германия. Англия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — С. 248, 250, 251, 265, 266, 267, 282, 284, 333, 346, 347, 353, 354, 356, 392–396, 430. — 480 с. : ил., цв. ил. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-91181-907-1 . — OCLC .
- Collected works, 2 vv., 1886; Letters, 2 vv., 1895; Preraphaelite diaries a. letters, 1900; Letters to his publisher, F. S. Ellis, L., 1928.
- Swinburne A. C., Essays a. studies, 1875; Sharp W., D. G. Rossetti, 1882; Hamilton W., The aesthetic movement in England, 1882; Pater W., D. G. Rossetti (the English poets, ed. Ward, v. IV), 1883; Knight J., Life of D. G. Rossetti, 1887 (с библиограф.); Benson A. C., D. G. Rossetti (English men of letters), 1904; Brooke S. A., A study of Clough Arnold, Rossetti a. Morris, 1908; Boas F. S., Rossetti a. his poetry, 1914; Dupré H., Un italien d’Angleterre, P., 1921; Caine H., Recollections of Rossetti, 1928, Bachschmidt F. W., Das italienische Element in D. G. Rossetti, Münster Diss., Breslau, 1930; Klenk H., Nachwirkung D. G. Rossettis, Erlanger Diss., 1932; Waller R. D., The Rossetti Family, 1824—1854, 1932; Klinnert A., D. G. Rossetti u. St. George, Diss., Würzburg, 1933. Венгерова З., Собр. сочин., т. I., СПБ., 1913, Д. Г. Россетти.
- Rossetti W. M., Bibliography of the works of D. G. Rossetti, 1905.
- Данте Габриэль Россетти. The House of Life / Дом жизни. Издательство: Аграф (Москва), 2009 г. Твёрдый переплёт, 336 стр. ISBN 978-5-7784-0387-1 . Предисловие, перевод и подробные комментарии Вланеса (Владислава Некляева). В книге содержится также полный текст оригинала.
- Россетти Данте Габриэль. Дом Жизни: Научное издание в 2-х томах. Пер. В. Некляева. Изд-во Ладомир, Наука. Москва, 2018. ISBN 978-5-86218-558-4 .
Ссылки
- Сомов А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1899. — Т. XXVII. — С. 113.
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- , «Воскресный день» (рус.)
- в «Сетевой словесности»
- 2020-03-27
- 1