Interested Article - Индийские аскеты-воины
- 2020-02-25
- 2
Индийские аскеты-воины – монахи-воины, члены военизированных подразделений различных объединений индийских аскетов , игравшие значительную роль в политической и экономической жизни Индии , начиная со времени индийского средневековья и до подавления .
Возникнув как ответ на мусульманское вторжение в XII веке для оказания сопротивления вооруженным отрядам факиров и дервишей , от рук которых незащищенные аскеты страдали в первую очередь , со временем аскеты-воины превратились в организованные отряды наемников, использующих мушкеты и конницу. Дисциплина, иерархия, верность своим предводителям и пренебрежение к смерти позволяли аскетам легко адаптироваться к военизированным организациям.
Достигнув пика своего могущества к середине XVIII века, когда объединения военизированных аскетов представляли собой уже многотысячные армии с конницей и артиллерией и даже сами нанимали на службу наемников, после поражения Восстания санньясинов и факиров в Бенгалии и Бихаре в самом конце XVIII века их роль в политической и экономической жизни Индии неуклонно снижалась. В немалой степени этому способствовало объявление аскетов вне закона и их преследование в рамках антитаговской компании .
До настоящего времени сохранились некоторые , в которых происходит обучение аскетов воинским навыкам. Выполняемые упражнения считаются формой поклонения или молитвы Хануману . Ранее воинские практики и участие в битвах были для аскетов-воинов необходимыми условиями не только самоидентификации и самосовершенствования, но и средством достижения религиозного спасения .
История
Первое упоминание об аскете с оружием приводится в трактате Махабхашья , датируемым II в. до н. э. В этом трактате упоминается отшельник, описанный как странствующий аскет, носящий звериную шкуру и цельнометаллическое копье . В биографии правителя северной Индии VII века упомянуты два аскета, состоявшие в личной гвардии правителя и «занимавшие первые ряды в бою» .
Задокументированная история военизированных монашеских орденов начинается с описания сражения между аскетами- шиваитами и йогами , которое наблюдал Акбар I Великий в Тханесаре в 1567 г. и ограничивается 1914 г., когда аскеты направили предложение правительству Индии, предлагая свои услуги для участия в Первой мировой войне , но впоследствии отказались, когда им предложили зачислиться в регулярную армию .
Возникновение традиции вооруженного аскетизма как одной из ветвей религиозной жизни исследователи относят к раннему средневековью. Первыми из групп аскетов, кто организовано взял в руки оружие, были натх-йоги (обычно просто «йоги»). Впоследствии вооруженные йоги интегрировались в милитаризованную ветвь ордена санньясинов - шиваитов .
Последовательность создания милитаризованных ветвей общин аскетов была следующей: йоги, санньясины-шиваиты; рамаяты, вишнусвами , нимбарки , валлабхачарьи . Затем в процесс вовлеклись более миролюбивые секты сатнами , дадупантхи и последними нанакпантхи . Но в различные периоды в различных частях Индии без особого разбора между направлениями индуизма и даже псевдо-мусульманских направлений аскетизма, вооруженные аскеты именовались нагами , йогами , санньясинами , факирами , госаинами или байрагами . Во время традиционных празднований Кумбха Мела между различными группировками аскетов время от времени происходили массовые кровопролитные столкновения за право первыми совершить обряд.
Средневековый индийский поэт Кабир писал :
О, брат! Никогда я не видел таких йогов, как эти! … Разве Даттатрея атаковал своих врагов? Разве Шукадева устанавливал пушки? Или Васудева дул в свой рог? Те, кто сражаются, имеет небольшую мудрость. Должен я их звать аскетами или лучниками?
Экономическая деятельность
Основными занятиями объединений военизированных аскетов были сбор налогов, торговля, ссуживание денег под проценты и военное наемничество . Еще в начале XX веке аскеты активно нанимались махараджами для сбора налогов . В их руках была сосредоточена торговля драгоценными камнями, кораллами, шелком-сырцом, золотом и серебром. Они охраняли торговые пути, которые были тесно связаны с маршрутами паломников, контролировали торговлю от Тибета до Южной Индии . Деятельность аскетов была сравнима с деятельностью средневековых европейских рыцарских орденов . Джемс Тод , британский политический агент в Раджастхане , в начале XIX века писал :
Госаины являются одними из самых богатых людей в Индии… Те из них, кто профессионально вооружен, похожи на рыцарей-госпитальеров . Они живут в монастырях, разбросанных по всей стране, владеют землями, собирают подаяния или служат за деньги, когда их позовут.
Занимались аскеты и другими видами деятельности. Нередко сбор налогов больше походил на сбор откупов и дани. Использовалась также известная схема, когда держатели собственности были вынуждены нанимать одних аскетов для защиты от других . Тем не менее, несмотря на подобные эксцессы, аскеты в целом обеспечивали стабильность экономики и торговли, поддерживали сельское хозяйство в местах своего проживания .
Военная деятельность
В качестве военных наемников аскеты-воины перебывали на службе у всех больших и малых правителей Индии, включая британцев . Редкий заминдар не имел отряда телохранителей из числа аскетов . В княжествах Кота и Бунди они нанимались еще в начале XX века. А в первой половине XX века аскеты еще охраняли ворота дворца в Удайпуре . В целом их роль в военной жизни Индии была вполне сопоставима с ролью швейцарских наемников в Европе . Их жестко выстроенная командная иерархия, стойкость, преданность до смерти своим руководителям, вкупе с превосходными боевыми навыками, особенно ближнего боя, делали их желанной частью любой военной силы до XIX века. Увеличение доли солдат из числа аскетов-воинов в северной Индии в XVIII веке было вызвано тем обстоятельством, что изменившиеся условия войны требовали большей физической и психической дисциплины в связи с возросшим значением огнестрельного оружия и вытекающей из этого необходимости в солдатах, которые могли бы оставаться в строю под шквальным огнем, прислушиваться к указаниям полевого командира, и совершать при этом последовательность точных залпов .
Но даже в позднее время аскеты в силу их индивидуальных умений и качеств считались превосходными мастерами ближнего боя и использовались в качестве ударной шоковой пехоты . Они превосходно владели мечом, были умелыми борцами и всегда были готовы схватиться с противниками, чему способствовали их постоянные тренировки и физические упражнения . Именно навыкам владения оружием ближнего боя аскеты уделяли значительную часть своего времени. Обучение осуществлялось в традиционных школах-акхара, некоторые из которых сохранились до настоящего времени, где аскетов продолжают обучать этим навыкам .
Примечания
- Orr W. G. (1940). Armed Religious Ascetics in Northern India. Bulletin of the John Rylands Library, 24, 1, pp. 81-100. P. 83
- Bouillier V. (2003). The Violence of the Non-Violent, or Ascetic in Combat. Violence/Non-Violence. Some Hindu Perspectives. pp. 27-63. New Delhi. P. 49)
- Alter J. S. (1992). The Wrestler's Body: Identity and Ideology in North India. University of California Press. P. 224
- Clark M. J. (2006). The Daśanāmī-saṃnyāsīs: The Integration of Ascetic Lineages Into an Order. Brill. P. 78
- Baṇa (1897). The Harṣa-carita of Bāṇa. London. P. 99
- Абу-л Фазл Аллами. Акбар-наме. Книга четвертая. Самара: Издательский дом «Агни», 2009 г., стр. 125-126
- Orr (1940). P. 90
- Pinch W.R. (2006). Warrior ascetic and Indian Empires. Cambridge University Press. P. 40
- Farquhar J.N. (1925). The Fighting Ascetics of India. Bulletin of the John Rylands Library, Vol. 9, no. 2, July 1925, pp. 431-452. P. 445
- Keay F. E. (1995). Kabir and His Followers. Mittal Publications. pp. 42-43
- Nitin Sinha (2008). Mobility, control and criminality in early colonial India, 1760s-1850s. Indian Economic Social History Review, 45: 1. P. 18
- Farquhar (1925). P. 452
- Tod J. (1920). Annals and Antiquities of Rajasthan or the Central and Western Rajput States of India. vol. II. Oxford University Press. London. P. 601
- Bouillier (2003). P. 38
- Bayly C.A. (1988). Rulers, Townsmen and Bazaars: North Indian Society in the Age of British Expansion, 1770-1870. Oxford University Press. P. 36
- Orr (1940). pp. 95-96
- Bouillier (2003). P. 48
- Farquhar (1925). P. 437
- Bayly (1988). P. 223
- Pinch V. (2004). Gosain Tawaif: Slave, Sex, and Ascetics in Rasdhan, ca. 1800–1857. Modern Asian Studies, Vol. 38 (3). pp. 559-597. P. 567
- Pinch W. R. (2006). Warrior Ascetic and Indian Empires. Cambridge University Press. pp. 70-82
- Orr (1940). P. 94
- Levy P. (2010). Sadhus. Going beyond the dreadlocks. Prakash Books. P. 38
Литература
- Абу-л Фазл Аллами, Акбар-наме, Книга четвертая, Самара: Издательский дом «Агни», 2009 г.
- Alter, Joseph S. The Wrestler's Body: Identity and Ideology in North India. University of California Press, 1992.
- Baṇa. The Harṣa-carita of Bāṇa. London. 1897.
- Bayly, C. A. Rulers, Townsmen and Bazaars: North Indian Society in the Age of British Expansion, 1770-1870. Oxford University Press, 1988.
- Bernier, Francois. Travels in the Mogul Empire, A.D. 1656-1668. London, 1891.
- Bhattacharyya, Ananda. Dasanami Sannyasis: Polity and Economy in the Eighteenth-Century India. Studies in History, 30(2), 151–177. Jawaharlal Nehru University. India, 2014.
- Blacker, Valentine. Memoir of the Operations of the British Army in India, During the Mahratta War of 1817, 1818, & 1819. London, 1821.
- Bouillier, Veronique. The Violence of the Non-Violent, or Ascetic in Combat (pp. 27-63). Violence/Non-Violence. Some Hindu Perspectives. New Delhi, 2003.
- Clark, Matthew James. The Daśanāmī-saṃnyāsīs: The Integration of Ascetic Lineages Into an Order. Brill, 2006.
- Crooke, William. The Tribes and Castes of the North-Western Provinces and Oudh. Calcutta, 1896.
- Farquhar, J.N. The Fighting Ascetics of India. Bulletin of the John Rylands Library, Vol. 9, no. 2, July 1925. pp. 431-452.
- Ghosh, Jamini Mohan. Sannyasi and fakir raiders in Bengal. Kolkata, 2010.
- Grant, James. Cassell's illustrated history of India. Vol. II. Cassell Petter & Galpin. London, Paris And New York, 1876.
- Lorenzen, David N. Warrior Ascetics in Indian History. Journal of the American Oriental Society. Vol. 98, No. 1 (Jan. - Mar., 1978). pp. 61-75.
- Martin, R. M.. The History, Antiquities, Topography, and Statistics of Eastern India. London, 1838.
- Oman, J. C. The Mystics, Ascetics, and Saints of India. London, 1905.
- Orr, W. G. Armed Religious Ascetics in Northern India. Bulletin of the John Rylands Library, 24, 1 (1940). pp. 81-100.
- Tod, James. Annals and Antiquities of Rajasthan or the Central and Western Rajput States of India. vol. II. Oxford University Press. London, 1920.
- 2020-02-25
- 2