Interested Article - Алексий (Буй)
- 2020-10-04
- 1
Епископ Алекси́й (в миру Семён Васи́льевич Буй ; 1892 , посёлок Ксениевский , Томский уезд , Томская губерния — 3 ноября 1937 , урочище Сандормох , Карелия ) — епископ Русской православной церкви , епископ Уразовский, викарий Воронежской епархии. Один из лидеров оппозиционного « иосифлянского » движения.
Биография
Родился в 1892 году в посёлке Ксениевский Ново-Кусковской волости Томского уезда Томской губернии (ныне — город Асино в Томской области ), в семье крестьян, переселившихся в Сибирь из Витебской губернии .
Окончил приходское и в Томске , после чего служил в церковно-приходской школе. Состоял делопроизводителем .
Одновременно заочно учился в Красноярской духовной семинарии ; в 1915 году сдал экзамены за четвёртый класс , но дальше не смог учиться из-за нехватки средств.
В начале сентября того же года поступил келейником в Архиерейский дом в Томске к архиепископу Томскому и Иркутскому Анатолию (Каменскому) . Кроме того, становится слушателем Томской духовной семинарии .
29 сентября 1915 года был пострижён в мантию с именем Алексий , а 11 октября того же года рукоположён во иеродиакона , заведовал канцелярией архиепископа Томского и Иркутского .
4 апреля 1917 года рукоположён в сан иеромонаха , продолжал работу в канцелярии . В том же году окончил Томскую духовную семинарию .
В 1918 году стал преподавателем Бийского катехизаторского училища, исполняя обязанности инспектора .
Осенью 1919 года вернулся в Томск, был личным секретарём архиепископа Томского и Иркутского Анатолия (Каменского) .
В середине 1920 года вслед за переведённым на Иркутскую кафедру епископом Анатолием (Каменским) переехал в Иркутск , поступил в Князь-Владимирский мужской монастырь , а 27 июня 1922 года назначен его настоятелем .
Осенью того же года, видимо, за непризнание обновленческого Епархиального управления, был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», через три месяца освобождён и вызван в Москву. Затем он был оправдан судом, но вынужден был уехать из Иркутска .
21 апреля 1923 года принят в Самарскую епархию , где архиепископом Анатолием (Грисюком) назначен настоятелем Александро-Невского мужского монастыря Бугульминского уезда Самарской губернии с возведением в сан архимандрита .
Архиепископ Анатолий задумал сделать архимандрита Алексия своим викарием с кафедрой в Бугульме , но не успел до своего ареста. Вопрос пришлось решать срочно в конце 1923 года .
Епископ
19 декабря 1923 / 1 января 1924 года собравшиеся в Уфе епископы: Довлекановский Иоанн (Поярков) , Стерлитамакский Марк (Боголюбов) и Байкинский Вениамин (Фролов) подписали решение: «…святые Божии церкви соседней к Уфе православной епископии Самарской лишены в настоящие дни главенствующего руководителя жизни церковной, а также и то, что в сей епископии не имеется ни одного православно-мудрствующего епископа, состоящего в нелицемерном общении с прочими православными епископами Заволжья и облечённого хотя бы частью архиерейских полномочий, нижеподписавшиеся епископы за благо рассудили учредить в г. Бугульме Самарской епархии кафедру викарного епископа, об открытии которой донести Святейшему Патриарху». Обосновывая своё решение, епископы ссылались не только на желание архиепископа Анатолия и известность архимандрита Алексия жителям Бугульмы, но и на то, что «содержание одного кандидата во епископы не потребует особых расходов, так как он занимает место настоятеля общины и получает от неё довольствие» .
В тот же день в Никольской крестовой церкви Уфы состоялись наречение и епископская хиротония архимандрита Алексия во епископа Бугульминского , викария Самарской епархии, которую совершили: епископ Уфимский Борис (Шипулин) , епископ Довлекановский Иоанн (Поярков) , епископ Стерлитамакский Марк (Боголюбов) и епископ Байкинский Вениамин (Фролов) .
Хиротония была совершена без предварительного одобрения патриарха Тихона, несмотря на ответную телеграмму патриарха Тихона уфимским архиереям с предложением временно воздержаться от неё до выяснения ситуации и представить все данные об архимандрите Алексии . Сообщая об этой хиротонии в рапорте патриарху Тихону от 5 января 1924 года, епископ Иоанн (Поярков) писал, что епископ Алексий был рукоположён «без поручения дел управления, ожидая утверждения от Патриарха» и просил «извинить за самостоятельное совершение хиротонии, но причиною была крайняя нужда и счастливый случай — собрание 4 епископов» . Впоследствии, в 1928 году, в справке, составленной канцелярией Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя говорилось, что епископ Алексий обманным путём «в годы церковной разрухи» добился «продвижения себя по иерархической лестнице» из келейников во епископы .
Видимо, из-за этого епископ Алексий отбыл в Москву, где встретился с патриархом Тихоном, который признал его хиротонию и 13 марта того же года назначил епископом Петропавловским , викарием Омской епархии .
12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Петру (Полянскому) .
Вскоре назначен епископом Семипалатинский , викарием Омской епархии, два месяца управлял Екатеринбургской епархией .
В октябре 1925 года назначен епископом Велижским, временно управляющим Витебской епархией . В Велиже ни разу не побывал .
12 января 1926 года участвовал вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) в состоявшейся в Нижнем Новгороде архиерейской хиротонии Димитрия (Любимова) , с которым тогда впервые встретился .
В феврале 1926 года назначен епископом Козловским , викарием Тамбовской епархии с правом управления приходами Тамбовского и Кирсановского уездов .
Весной того же года арестован, отправлен в Москву, в течение шести месяцев находился в Бутырской тюрьме Москвы .
28 февраля 1927 года Заместителем Патриаршего Местоблюстителя архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем) назначен управляющим Воронежской епархией с оставлением епископом Козловским .
Положение в Воронежской епархии на рубеже 1926—1927 годов оказалось весьма сложным. Обновленчество, пошедшее на убыль при архиепископе Петре (Звереве) , с его арестом воспрянуло. Власти по-прежнему стремились использовать обновленцев для дискредитации православного духовенства. Им было передано большинство храмов в Воронеже, в их же руках находился Митрофановский монастырь .
13 июля 1927 года Алексий был назначен епископом Уразовским , викарием и временным управляющим Воронежской епархией и с ведома гражданских властей переехал в Воронеж для управления епархией .
На приезд епископа Алексея (Буя) воронежские обновленцы отреагировали спокойно, не видя в нём серьёзного соперника: «В августе месяце в Воронеж прибыл новый епископ Алексей Буй из Козлова. Новый тихоновский архиерей не произвёл никакого впечатления на верующих и, по всей видимости, представит собой противника не очень опасного и не сильного» .
Сразу же по прибытии в Воронеж епископ Алексей взял под своё особое покровительство ссыльных священников, назначая их на лучшие приходы города. При этом по отношению к «местным кадрам» епископ Алексей вёл себя вызывающе. По донесению осведомителей, «имея вспыльчивый характер, в обращении с посетителями и окружающими позволяет себе быть необыкновенно резким и грубым: нашуметь, накричать, выпроводить за дверь, толкнуть, обозвать дураком (даже при богослужении) — это у него обычное явление. Православным духовенством он не управляет, а ведёт с ним, можно сказать, расправу; по мнимым поводам и за самые маловажные проступки лишает священников мест и запрещает в священнослужении» .
На епископа Алексия стали поступать жалобы к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) . Митрополит Сергий и члены Временного Патриаршего Синода при нём «отнеслись к этим жалобам с полной серьёзностью, и епископу Алексею предстояла перспектива в ближайшем времени быть снятым с Воронежской кафедры, а может быть даже и запрещённым в священнослужении» .
С октября 1927 года в Воронеже стали распространяться «документальные летучки скабрёзного характера, что он не епископ, отрекался от Бога, прохвост, жулик, педераст и прочее». В некоторых приходах верующие стали требовать от духовенства, чтобы оно «выявило личность епископа Алексея». Священники поначалу отказывались от подобной щекотливой миссии, «находя это неудобным, невоспитанным», а затем решили проинформировать епископа Алексея о распространяемых слухах. 10 января 1928 года содержание слухов изложил епископу Алексию протоиерей Тихон Гарницкий и потребовал предоставить верительную грамоту о хиротонии, чтобы положить конец всем разговорам. О подробностях этого разговора протоиерей Тихон сообщил в письме митрополиту Сергию (Страгородскому): «После упорного отказа, после угроз лишить меня места, сана и должности благочинного, он дал мне справку патриаршего местоблюстителя от 29 декабря 1927 г. за № 7895-м о том, что он православный епископ и определён управлять Воронежской епархией 13 июля 1927 г.». Далее он пишет, что «от имени сельского духовенства я потребовал от него следующее: своими деяниями и действиями не компрометировать епископский сан, в личной жизни скрасить семейный оттенок, городские церкви очистить от ссыльных священников, так как это набрасывает тень на всех. Все эти требования Алексей Буй обещал исполнить» .
Деятель «буевского» движения
Первоначально принял « Декларацию » Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и членов Временного Патриаршего Синода при нём. Примечательно и то, что епископ Алексий не опротестовал указ митрополита Сергия от 21 октября 1927 года о богослужебном поминовении государственной власти по формуле: «О богохранимой стране нашей, о властях и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие проживём во всяком благочестии и чистоте» и об отмене поминовения епархиальных архиереев, находящихся в ссылке, в то время как на состоявшемся 24 октября собрании воронежского духовенства и мирян, «для заслушания Декларации», несколько священников городских приходов выразили недоверие митрополиту Сергию . О его единстве с митрополитом Сергием вплоть до января 1928 года говорит и вышеупомянутая справка Заместителя патриаршего местоблюстителя от 29 декабря 1927 г. за № 7895.
Однако к январю 1928 года его позиция меняется. По предположению историка Николая Сапелкина, епископ Алексей решил порвать отношения с митрополитом Сергием, чтобы упредить его кадровое решение в отношении себя .
22 января 1928 года, поддержанный ссыльными священниками С. Д. Гортинским, П. Новосельцевым, И. Пироженко, Н. А. Пискановским, В. П. Чиликиным и другими, епископ Алексей обратился с посланием к православному духовенству и мирянам епархии:
Мы, к великому нашему прискорбию, обнаружили в последних деяниях возвратившегося к своим обязанностям заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия стремительный уклон в сторону обновленчества, превышение прав и полномочий, предоставленных ему, и нарушение св. канонов… Своими, противными духу Православия, деяниями митрополит Сергий отторгнул себя от единства со Святой, Соборной и Апостольской Церковью и утратил право предстоятельства Русской Церкви… Все распоряжения и прещения… митрополита Сергия и его Синода, как сродные обновленчеству и григорианству , признаются недействительными и никакого значения для нас не имеют
Признал своим «высшим духовным руководителем» митрополита Иосифа (Петровых) . Послание было доставлено келейником епископа Алексея, священником Стефаном Степановым, митрополиту Иосифу (Петровых), который одобрил послание, но отказался административно возглавить воронежское духовенство и поставил резолюцию: «Управляйтесь сами, самостоятельно — иначе погубите и меня и себя» .
27 января 1928 года Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием и Временным Патриаршим Синодом при нём «за раскол и произведённую им церковную смуту на основании 34 Апостольского правила, 13, 14 и 15 правил двукратного Собора освобождён от управления епархией и уволен на покой с запрещением в священнослужении и преданием каноническому суду православных епископов». Одновременно Временное управление Воронежской епархией поручалось епископу Богучарскому Владимиру (Горьковскому) , который объявил пастве об отпадении Алексия от Церкви .
Епископ Алексий, в свою очередь, «не благословил» общение с епископом Владимиром, решений Временного Патриаршего Синода не признал, получил поддержку значительной части приходов епархии. Всего в юрисдикции епископа Алексия осталось более 80 приходов, а центром «иосифлянского» движения в епархии стал Алексеевский Акатов мужской монастырь в Воронеже . По оценкам историка Михаила Шкаровского , общая численность «буевского» (то есть ориентированного на епископа Алексия) духовенства доходила до 400 человек, движение охватило около 40 районов Центрально-Чернозёмной области . Вообще « буевцы » были наиболее радикальной и непримиримой частью иосифлян .
Будучи выслан из Воронежа, с 20 мая 1928 года проживал в Ельце Орловской губернии, возглавил все иосифлянские приходы на юге России и Украины, исполнял обязанности иосифлянского Экзарха Украины .
Заключение в тюрьмах и лагерях
Нередко бывал в Москве, 7 марта 1929 года был арестован , во время обыска «вёл себя дерзко и вызывающе, всячески иронизировал над сотрудниками» ОГПУ. 17 мая 1929 года был приговорён Особым совещанием при коллегии ОГПУ к трём годам лишения свободы. Срок заключения отбывал в Соловецком лагере особого назначения , где участвовал в тайных богослужениях «иосифлян».
Находясь в лагере, сохранял высокий авторитет среди верующих епархии. Кроме того, власти опасались влияния сторонников епископа Алексия во время протестов крестьянства против коллективизации . В феврале 1930 года были арестованы 134 человека, обвинённые в участии в контрреволюционной церковно-монархической организации, которую якобы возглавлял владыка Алексий. Сам епископ был арестован на Соловках и этапирован в Воронеж. Отказался признавать себя виновным, однако некоторые проходившие по делу священнослужители дали признательные показания и подтвердили их в ходе очных ставок. После этого епископ Алексий частично признал свою вину.
28 июля 1930 года коллегией ОГПУ 12 человек по этому делу были приговорены к расстрелу, но согласно тому же постановлению исполнение приговора в отношении епископа Алексия отложено . В ночь на 2 августа 11 из них были расстреляны. 10 расстрелянных причислены на к лику святых: настоятель Алексеевского Акатова монастыря архимандрит , иеромонах , иеромонах , священник Александр Николаевич Архангельский, священник Сергей Дмитриевич Гортинский, священник Георгий Никитович Никитин, священник Иоанн Стеблин-Каменский , священник , крестьянин-единоличник , крестьянин-единоличник .
Двенадцатым приговорённым стал епископ Алексий. Однако в исполнение приговор в его отношении приведён не был, так как он оказался привлечён обвиняемым по новому делу «Всесоюзного центра „Истинное Православие“» и переведён в московскую тюрьму. 3 сентября 1931 года и по этому делу был приговорён к высшей мере наказания, заменённой при этом десятью годами лагерей. Дальнейшее заключение епископ Алексий отбывал в Свирском лагере и на Соловках .
4 января 1932 он написал письмо И. В. Сталину о сочувствии рабоче-крестьянской власти и с просьбой о помиловании, однако оно не имело никаких последствий.
19 декабря 1932 года епископ Алексий был арестован на Соловках и вновь отправлен в Воронеж, где было «обезврежено новое объединение буевцев». Теперь численность церковно-монархической организации усилиями чекистов выросла до тысячи человек, она якобы имела девять опорных пунктов и сорок ячеек. Организация носила теперь «повстанческий характер» и «готовила вооружённое выступление для свержения Советской власти» .
25 декабря 1932 года епископ Алексий написал письмо с «покаянием»:
Благодаря своему воспитанию и окружавшей меня среде, я за время существования революции был враждебно к ней настроен и, естественно, проявил в своей деятельности таковую же враждебность и непримиримость к Советской власти, в чём я перед ней раскаиваюсь. Жизнь в исправительно-трудовых лагерях и постоянные размышления о взятой мною неправильной позиции привели меня к тому, что у меня изменились отношения к Советской власти и что я теперь, с нынешнего часа, решительно отметаю от себя всякую контрреволюционность и отмежевываюсь от всякой контрреволюции. Обещаюсь в будущем не проявлять никакой контрреволюционной деятельности .
В то же время, по данным одного из осведомителей, владыка в это время говорил, что «это раскаяние не от души, что всё написанное есть ложь, но да будет, мол, ложь во спасение».
12 марта 1933 года епископ Алексий был перевезён в Москву . Подписав угодные следствию протоколы о работе церковно-монархической организации и её составе, епископ Алексий избежал нового лагерного срока. Дело в отношении него 2 апреля того же года было прекращено . Возвращён на Соловки, где работал в деревополировочном цехе .
Осенью 1937 года епископ Алексий переведён на тюремный режим . 9 октября 1937 «тройкой» УНКВД по Ленинградской области приговорён к смертной казни. Расстрелян 3 ноября 1937 в урочище Сандормох близ города Медвежьегорска в Карелии .
Память
Имя епископа Алексия было внесено в черновой список поимённый новомучеников исповедников российских при подготовке канонизации, совершённой РПЦЗ в 1981 году. Однако список новомучеников с включением в него имени епископа Алексия был издан только в конце 1990-х годов .
Примечания
- ↑ Шкаровский М. В. // сайт кафедры церковной истории МДА, 27.02.2013
- ↑ от 5 августа 2021 на Wayback Machine // ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
- ↑ от 26 сентября 2007 на Wayback Machine // Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. Историко-биографические очерки. — Воронеж, 2003.
- ↑ М. В. Шкаровский. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А — Алексий Студит ». — С. 661. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 .
- . Дата обращения: 6 июля 2017. Архивировано из 25 августа 2017 года.
- священник Александр Мазырин . от 28 августа 2016 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви 2006. — Вып. 3 (20). — С. 105
- // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия — Веротерпимость ». — С. 379-380. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2 .
- Тарасов Ю. С. от 15 февраля 2020 на Wayback Machine // Genesis: исторические исследования. — 2017. — № 4. — С. 207—229.
- По сведениям митрополита Мануила (Лемешевского) , Алексий управлял Воронежской епархией с декабря 1926 года, замещая арестованного Петра (Зверева), с резиденцией попеременно в Воронеже и Ельце
- ↑ Николай Сапелкин. от 18 мая 2015 на Wayback Machine , 12/03/2015
- от 26 декабря 2016 на Wayback Machine // За веру Христову: духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951): биографический справочник / Сост.: С. В. Суворова. — Архангельск, 2006. — С. 12. — 688 с.
- М. В. Шкаровский. // Православная энциклопедия . — М. , 2003. — Т. VI : « Бондаренко — ». — С. 324-325. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2 .
- Кострюков А. А. от 21 апреля 2021 на Wayback Machine // Церковь и время. 2020. — № 2 (91). — С. 55.
Библиография
- Акиньшин А. «Виновным себя ни в чем не признаю» // Встреча: Культурно-просветительная работа. 1992. — № 10-12. — С. 34-37.
- Акиньшин А. Церковь и власть в Воронеже в 1920—1930-е годы: (Процессы Петра Зверева и Алексия Буя) // Церковь и её деятели в истории России. — Воронеж, 1993. — С. 127—145.
- Акиньшин А. Священномученик Алексий Воронежский // Православная жизнь: (Orthodox life): (Прил. к «Православной Руси»). — Джорданвилль). 1995. — № 8 (548). — С. 4—16.
- Истинно-православные в Воронежской епархии / Публ. М. В. Шкаровского // Минувшее. — СПб., 1996. — Вып. 19. — С. 320—356
- Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. — СПб., 1999. — С. 38-49, 235—241, 274—275, 328—332
- Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…»: Гонения на Истинно-Православную Церковь. По материалам следственных и лагерных дел заключенных/ — М. : Серебряные нити, 1998. — 432 с. — 1000 экз. — ISBN 5-89163-005-2 . — С. 254—255.
- Шкаровский М. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А — Алексий Студит ». — С. 661. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 .
- Акиньшин А. Н. Епископ Алексий (Буй). 1926—1928 // Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. Историко-биографические очерки. Под общей редакцией Его Высокопреосвященства митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия. — Воронеж, 2003. — С. 329—336.
- Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей: иосифлянское движение Русской Православной Церкви в судьбах его участников. Архив. док. — СПб. : Сатисъ, 2006. — 590 с. : ил. ; — (Русская церковь в ХХ столетии. Документы. Воспоминания. Свидетельства) — 2000 экз. — ISBN 5-7868-0076-8 .
Ссылки
- на сайте «Русское православие»
- Николай Сапелкин. , 12.03.2015.
- 2020-10-04
- 1