Барбу Димитрий Штирбей
- 1 year ago
- 0
- 0
Епископ Дими́трий (в миру Николай Андреевич Сперовский ; 18 (30) апреля 1865 , село Любони, Боровичский уезд Новгородская губерния — 4 марта 1923 , по др. сведениям, в 1925 ) — епископ Русской православной церкви, епископ Рязанский и Зарайский . Искусствовед.
Родился в семье священника Андрея Сперовского (около 1826—1907), в 1877—1907 годы служил в Мошенском погосте в деревянном многоярусном храме с уникальным иконостасом.
Окончил , Новгородскую духовную семинарию в 1886 году . В 1891 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Старинные русские иконостасы» — эта работа стала классической. Она включает в себя подробный обзор истории развития иконостасов с XIV до конца XVII века, описание их многоярусной структуры, сложившейся к концу XVI—XVII векам. Выводы сделаны на основе изучения многочисленных летописных и документальных сведений, а также известных автору древних памятников Новгородской губернии, большинство из которых при советской власти были утрачены.
С 6 июня 1891 года — преподаватель обличительного богословия , истории и обличения русского раскола и местных сект в Новгородской духовной семинарии. Участвовал в диспутах со старообрядцами , его учеником был будущий епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев) , многие годы занимавшийся миссионерской деятельностью.
19 сентября 1893 года был пострижен в монашество. С 1 октября 1893 года — иеродиакон , с 3 октября 1893 года — иеромонах .
С 6 июня 1894 года — инспектор Кутаисской духовной семинарии .
С 3 марта 1895 — ректор Кутаисской духовной семинарии , с 19 марта 1895 — архимандрит .
С января 1897 года — ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Антониева монастыря .
Как ректор был известен своей строгостью, что подтверждается в письме владыки Антония (Храповицкого) , адресованного владыке Арсению (Стадницкому) (назван в числе тех, кто «упав нравственно, сами немедленно начали превращаться из педагогов в грубых унтер-офицеров»).
2 февраля 1903 года в Житомирском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Кременецкого , викария Волынской епархии . Хиротонию совершали епископ Волынский Антоний (Храповицкий) , епископ Туркестанский Паисий (Виноградов) , епископ Уманский Агапит (Вишневский) , епископ Владимиро-Волынский Арсений (Тимофеев) и епископ Люблинский Евлогий (Георгиевский) .
С 1 мая 1904 года — епископ Новомиргородский , викарий Херсонской епархии .
Придерживался правых политических взглядов, осенью 1906 года совершил молебен по случаю открытия Одесского отдела Союза русских людей (СРЛ), после которого произнёс политическую речь, заявив, что
настало время и нам подняться на защиту дорогого Отечества нашего от угрожающих ему многочисленных врагов. Последние для того, чтобы с успехом бороться с нами и покорить себе русскую землю, соединяются друг с другом и составляют многочисленные сильные партии. То же самое должны сделать и мы, патриоты, если хотим победить врагов и спасти своё Отечество. И мы обязаны сплотиться в тесные союзы, чтобы дружно отражать врагов.
Выступал с антисемитских позиций, утверждая, что евреи являются «врагами Веры и Отечества». В то же время осуждал крайне правых публицистов, стремившихся дискредитировать Ветхий Завет , не признавая его в качестве священной книги. Однако при этом относился к таким авторам куда более благожелательно, чем к евреям, считая, что они допускают кощунство не злонамеренно, а по неведению.
С 25 января 1907 года — епископ Сухумский .
С 25 июля 1911 года — епископ Рязанский и Зарайский .
Был председателем Рязанского отдела Союза русского народа (СРН), член Совета монархических съездов.
19 мая 1913 года, в ходе празднования 300-летия дома Романовых , у врат Ипатьевского монатыря (Кострома) встречал в числе иных императорскую семью, держа список Феодоровской иконой Божией Матери из костромского Успенского собора .
Участвовал в работе Петроградского совещания монархистов, состоявшегося в ноябре 1915 года ; выступил на нём по вопросу о борьбе с « Прогрессивным блоком ». Его крайне правые политические взгляды вызывали негативное отношение значительной части верующих. По данным рязанского жандармского управления от 1916 года , «Димитрий своими крайне резкими проповедями гипнотизирует простонародье и восстанавливает против себя как пастыря церкви большую часть положительно настроенного населения г. Рязани ».
14-17 июня 1917 года уволен на покой по требованию рязанского духовенства, которое было недовольно строгим и монархически настроенным архиереем.
Жил на покое в Валдайском Иверском монастыре Новгородской епархии.
7-10 ноября 1917 назначен управляющим, на правах настоятеля, Старорусским Спасо-Преображенским монастырем .
В феврале — марте 1918 года организовал сбор подписей в защиту имущественных и образовательных прав церкви, руководил депутацией, направленной с этой петицией в Москву на Поместный собор .
В 1919 году ему было поручено организовать временный Псковский епархиальный совет для Порховского, Великолукского, Опочского, Новоржевского и части Островского уездов в Порхове или Великих Луках .
В 1919 году был назначен епископом Пермским и Кунгурским , но по просьбе епископа и старорусских приходских советов он был оставлен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря (существует информация, что он был возведён в сан архиепископа и назначен на Старорусскую кафедру , однако, известно, что митрополит Арсений (Стадницкий) до самого ареста летом 1922 года носил титул «Новгородского и Старорусского»).
В 1920 году был арестован по делу епархиального совета в Новгороде и заключён в тюрьму, но вскоре освобождён.
Весной 1922 года решительно выступил против изъятия церковных ценностей , заявив, «что он не может выдать церковных ценностей, а равно не могут этого сделать и верующие, потому, что в случае такой выдачи, они подлежат отлучению от церкви». Взамен этих ценностей жители Старой Руссы собрали 4,5 пуда серебра в помощь голодающим.
В 1922 года губернский революционный трибунал вынес постановление о привлечении его к уголовной ответственности вместе со Святейшим Патриархом Тихоном и митрополитом Арсением . Епископ был доставлен в Москву и помещён в тюрьму ГПУ, однако дело было отложено. По одним сведениям, епископ Димитрий скончался в Москве 5 мая 1923 года . По другим данным, он был административно выслан в Архангельскую губернию , но вскоре ему разрешили поселиться у сестры, в селе Мошенском Новгородской губернии, где он и умер в 1925 году. Согласно митрополиту Мануилу (Лемешевскому) , владыка Димитрий «о себе оставил память пастыря доброго, милостивого, добродушного».