Соната для фортепиано № 5 (Бетховен)
- 1 year ago
- 0
- 0
Соната для фортепиано № 4 ми-бемоль мажор, опус 7, была написана Бетховеном в 1796 — 1797 годах и посвящена ученице композитора графине Бабетте Кеглевич. Согласно К. Черни , после выхода соната получила второе название «Влюбленной» (Die Verliebte).
Время работы над сонатой приходится на период подъёма жизненных сил Бетховена. Несмотря на то, что в целом соната звучит не совсем завершёно и монолитно, в ней уже чувствуется творческий поиск композитора, ищущего новые формы звучания для выражения своих замыслов, прослеживается поворот творчества Бетховена к его самобытности. По образному выражению Ленца — четвёртая соната для фортепиано Бетховена:
...уже в тысяче миль от первых трех сонат. Лев сотрясает тут перекладины клетки, где его еще держит взаперти безжалостная школа!
Соната для фортепиано № 4 Бетховена состоит из четырёх частей: 1) Allegro molto e con brio, 2) Largo, con gran espressione, 3) Allegro, 4) Rondo (Poco allegretto e grazioso).
Первая часть сонаты Allegro molto е con brio, Es-dur, не вызвала особенно восторженных отзывов у критиков, тем не менее в ней уже прослеживается стремление композитора придать звучанию монументальность, присущую его более поздним произведениям.
Вторая часть сонаты Largo, con gran espressione, C-dur, напротив вызвала неподдельный интерес со стороны почитателей таланта Бетховена. В частности Ромен Роллан отмечает:
...большую серьезную мелодию крепкого рисунка, без светской приторности, без двусмысленности чувств, откровенную и здоровую: это бетховенское раздумье, которое, ничего не тая в себе, доступно всем.
Эта часть сонаты отличается величественной простотой звучания, более плавное и мелодичное, чем у поздних Adagio композитора.
Третья часть сонаты Allegro, Es-dur получил достаточно противоречивую оценку у критиков. Резкий контраст между первой частью скерцо и трио в миноре, по мнению Ленца звучит неуместно и, напротив, вызывает восхищение у А. Рубинштейна , но именно в этом контрастном трио можно увидеть переход к позднему творчеству композитора, в нём слышны отзвуки будущего звучания « патетической », « лунной » и « аппассионаты ».
Четвёртая часть сонаты Rondo, Росо allegretto е grazioso, Es-dur возвращает ощущения слушателю ощущения радости и спокойствия. Композитор словно специально приглушает нежным, изящным рондо, все прозвучавшие в предыдущих частях сонаты творческие порывы.
В целом, несмотря на ряд удачных и выразительных решений, в звучании сонаты всё ещё слышны противоречия между замыслом композитора и его исполнением.