Interested Article - Надписи на бамбуковых и деревянных пластинках

Начало Военного Искусства в классической бамбуковой книге от царствования Императора Цяньлуна

Надписи на бамбуковых и деревянных пластинках — наиболее крупная категория китайских эпиграфических памятников позднего доимперского и раннеимперского периодов. Название категории подчиняется более широкому, т.н. " " чжу-бо 竹帛, которое включает в себя также тексты на ткани . Однако, как менее долговечный, второй тип материалов значительно беднее представлен в современной археологии. Разделение по материальному носителю не является надёжным критерием категоризации, поскольку все тексты данного периода находились в более или менее однородном отношении к устной традиции, а также выполнялись в сходной манере письма ( лишу ). С другой стороны, размежевание между шёлковым и бамбуковым/деревянным носителями является целесообразным, поскольку они рознятся в проблематике фиксации и реконструкции текстов (см. раздел "Особенности носителя").

Китайское название

Название категории передаётся иероглифом цзянь 簡 (упрощён.简) jiǎn, который в современном языке наиболее широко известен по слову 简单 jiǎndān "простой, краткий". Показателем широкой циркуляции этого понятия в эп. Весны и Осени является его частое использование в аристократических именах (напр. 齊簡公, 秦簡公, , , , и др.). Предполагается, что фамилия Цзянь указывает на то, что её носители ведут род от письмоводов древности.

Материал

Бамбук был основным письменным материалом древности. Как утверждает Цень (Tsien), деревянный носитель утвердился наравне с ним значительно позднее: самые ранние деревянные носители, а также название для них (ду 牍) известны с эп. Хань, в то время как бамбуковые записи упоминаются в эпиграфике Шан и Чжоу; археологические свидетельства об использовании бамбука для письма восходят к периоду Воюющих Царств.

Следует учесть, что климатические изменения поздних эпох оттеснили ареал бамбука в Китае на юг. В классическую эпоху он был повсеместно распространён в бассейне реки Хуанхз. На северо-западе от центральных территорий империи Хань, где культивация бамбука была затруднена из-за сухого климата, для письма использовалась древесина тополя, сосны, ивы и .

Категории носителей и их особенности

Как правило, цзянь представляли собой тонкие пластинки, скреплённые в единое полотно двумя рядами бечёвок. На каждой из таких пластинок умещался только один столбик текста. За редчайшими исключениями, бечёвки, соединяющие пластинки, не сохранились. Помощью в восстановлении изначального порядка пластинок может служить тщательное изучение их взаиморасположения при раскопках.

Другую категорию пластинок составляли визитные карточки е 謁, на которых текст располагался более чем в один ряд.

В отличие от шёлкового носителя, бамбуковые пластинки не приспособлены для размещения иллюстраций. По состоянию на 2007 год, известен только один образец подобного рода: диаграмма жэньцзы 人子 из гадательных таблиц, обнаруженных в .

В то же время, более широкие деревянные пластины были сравнительно удобны для размещения графической информации: так, 沈約 (441-513) описывает разборную карту Китая, выполненную его старшим современником на этом носителе.

История открытий

Корпус бамбуковых пластинок, 汲冢 в 279 г. н.э., стал ранним примером изучения текстов на подобном носителе.

В 479 г. связка бамбуковых дощечек с "головастиковым письмом", перевязанных шёлковой бечевой синего цвета, была найдена в гробнице чусского Сянъян-вана (совр. Хубэй).

Проблемы реконструкции и взаимоотношение с классическими текстами

Примечания

  1. Tsien, Written on Bamboo and Silk , 2004:13.
  2. Tsien,96-115.
  3. Vera Dorofeeva-Lichtmann, "Mapless maps" in the Graphics and Text in Production of Technical Knowledge in China , 2007:237.
  1. Примером тому является авторитетный веб-ресурс по изучению китайской эпиграфики от 25 июня 2022 на Wayback Machine ; см. также .
Источник —

Same as Надписи на бамбуковых и деревянных пластинках