Батлер, Натаниэль
- 1 year ago
- 0
- 0
Натаниэль Ли ( англ. Nathaniel Lee ; около 1653 , Уолтемстоу , Эссекс — 6 мая 1692 , Лондон ) — английский драматург . Один из выдающихся авторов трагедии эпохи Реставрации .
Сын пресвитерианского священника, капеллана Джорджа Монка, 1-го герцога Альбемарля .
Учился в школе Ча́ртерхаус-Скул в Лондоне (одной из девяти старейших престижных мужских привилегированных средних школ). Продолжил образование в 1665 году в Тринити-колледже Кембриджского университета, в 1669 году — получил степень бакалавра искусств.
Безуспешно пробовал свои силы на сценических подмостках Лондона, стал драматургом .
Его ранние пьесы — трагедии, написанные на историческом материале, тяготеющие к героической драме . Пьеса «Нерон» (Nero, 1674), поставленная на сцене Друри-Лейн в 1675 г. не имела особенного успеха, две последующие пьесы, «Софонизба» (Sophonisba, 1675) и «Глориана» (Gloriana, 1676), стали очень популярны. Четвёртая пьеса, «Царицы-соперницы, или Смерть Александра Великого» (The Rival Queens, or the Death of Alexander the Great, 1677) — первая трагедия эпохи Реставрации , написанная белым стихом , а не героическими двустишиями .
В 1678 году Н. Ли создал две пьесы — «Митридат, Понтийский царь» (Mithridates, King of Pontus) и «Эдип» (Oedipus, в соавторстве с Д. Драйденом ).
После этого в творчестве драматурга наступила полоса неудач. Его следующая пьеса «Резня в Париже» (The Massacre of Paris) по политическим мотивам была запрещена, так как в ней содержались отголоски взбудоражившего тогда всю Англию, так называемого Папистского заговора .
Пьеса «Цезарь Борджиа» (Caesar Borgia, 1679) была встречена зрителями прохладно. Но Н. Ли вернул популярность, создав свою единственную комедию «Принцесса Клевская» (The Princess of Cleve, 1680) — по одноимённому роману Мари де Лафайет . За ней последовала сентиментальная трагедия «Феодосий, или Сила любви» (Theodosius, or the Force of Love, 1680). В конце того же года был поставлен «Луций Юний Брут» (Lucius Junius Brutus), но после шести представлений спектакль был запрещён за проповедь республиканских идей.
В 1682 г., рассорившись с вигами , драматург примкнул к тори и в соавторстве с Джоном Драйденом написал пьесу «Герцог Гиз» (The Duke of Guise), которой постарался угодить двору короля Карла II .
Пьеса «Константин Великий» (Constantine The Great, 1683) прозвучала как апология тори.
Последние годы жизни Н. Ли были трагическими. Н. Ли провёл их в беспутной компании Джона Уилмота, 2-й графа Рочестера и его друзей, которые называли себя «Веселая банда» и были известны чрезмерным употреблением алкоголя. Поскольку его репутация ухудшилась, он потерял поддержку при дворе. В ноябре 1684 врачи объявили его психически больным и поместили в Бедлам (психиатрическую Вифлеемскую Королевскую больницу), где он пробыл до 1688 года. Оказавшись в лечебнице, Н. Ли писал в письме «Они сказали, что я сумасшедший, а я сказал, что это они сумасшедшие — и, черт возьми, они меня перехитрили!»
После выхода из больницы драматург не написал ни строчки.
Умер в пьяном состоянии в Лондоне в 1692 году .