Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
- 1 year ago
- 0
- 0
Ло́гии ( греч. λόγια κυριακά «речения Господни», ед. ч. греч. λόγιον) — термин, обозначающий сборники изречений Иисуса Христа , устно и письменно бытовавшие ещё до написания Евангелий . Впервые термин «логии» употребил во II веке Папий Иерапольский . По мнению большинства исследователей, логии были одним из важнейших источников для евангелистов.
Литературный жанр логий восходит к Ветхому Завету ; прообразом их служили притчи (евр. משל, маша́ль), краткие высказывания, пример которых можно найти в книге Притчей Соломоновых .
В и евангельскую эпоху поучения учителя заучивали наизусть. Часть таких поучений авторитетных иудейских учителей была записана в первые века н. э. и составила сборник «Речения Отцов» (др.- евр. פרקי אבות,). Древнееврейский эквивалент греческого слова "λόγια" " логиа" — דברי, дивре может означать и "слова", и "деяния".
Папий Иерапольский (ок. 60 — 130 гг. н. э.) был епископом Иераполиса в западной Анатолии . В его книге « Изложение изречений Господних» , сохранившейся в цитатах у Иренея и Евсевия, говорится, что «Матфей записал беседы (λόγια) Иисуса по-еврейски, переводил их кто как мог» Многие учёные отождествляют упоминаемые Папием логии с источником Q .
В Деян. говорится, что апостол Павел призывал «памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: „блаженнее давать, нежели принимать“». Это высказывание Иисуса Христа не записано в Евангелиях и является логией.
Логии обнаружены в двух Оксиринхских папирусах , найденных в 1897 и 1904 годах . Они содержат 14 изречений Иисуса, каждое из которых начинается словами: «Говорит Иисус» ( др.-греч. λέγει Ἰησοῦς , légei Iēsoũs). Считается, что в них представлен либо фрагмент греческого оригинала апокрифического Евангелия Фомы , либо фрагмент другого близкого к нему текста .
Тексту, найденному в 1897 году, исследователи Гренфелл и Хант дали название «Изречения Иисуса». Папирус был написан в первой половине третьего века н. э. Папирус, найденный в 1904 году и датированный также третьим веком, содержит аналогичный текст. Учёными велась полемика, являются ли обе рукописи частями одного произведения.
Второй найденный папирус содержит заголовок, в котором говорится, что «изречения» были адресованы Фоме и нескольким другим ученикам, так что когда в 1945 году в Наг-Хаммади была найдена коптская рукопись Евангелия от Фомы, содержащая 114 изречений Иисуса, два греческих Оксиринхских папируса были соотнесены с этим апокрифическим евангелием.